Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:12, контрольная работа
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Введение
Формальная логика как теория правильного мышления
Заключение
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни относился, нуждается в истине. И первобытные люди и наши современники, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим наоборот, горе. Но, несмотря на это они все равно хотят найти истину. Люди хотят знать не только законы природы, но и сущность общественных явлений, и тайны человеческого мозга. Однако тернист путь, ведущий к истине.
Формальная логика является базисной наукой – ее идеи и методы используются как в повседневной практике, например в качестве средства от логических ошибок, так и в особенности в теории для логического анализа научного знания и для дедуктивного (синтетического) построения на базе логических исчислений любых "нелогических" научных дисциплин.
Отражая связи и отношения предметов действительности, согласуясь с ее законами, законы формальной логики не являются непосредственно законами самих вещей и явлений. Это отличает их от диалектических законов мышления, представляющих собой отраженный в человеческой голове законы развития внешнего мира. Формально-логические законы - это законы правильного построения и связи мыслей. Выражая необходимые условия правильного мышления, они действуют в любом рассуждении, в познании любых предметов и явлений, в том числе в познании сложных диалектических процессов.
Все
эти законы выражают определённость,
непротиворечивость, доказательность
мышления. Логические принципы действуют
независимо от воли людей, не созданы
по их воле и желанию. Эти принципы
отражают связь и отношение вещей
материального мира. Все люди во
всём мире мыслят по одним и тем
же логическим законам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М., 2005.
2. Васильченко
В.П. Логика для юристов:
3.Ивин
А.А. Логика для юристов:
4. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. - М., 2005.
5. Шипунова
О.Д. Логика: Учебное пособие. - М.,
2005.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Логическая форма вопросов и ответов. Виды вопросов. Виды ответов
1.1Логическая форма вопросов и ответов.
1.2Виды вопросов.
1.3Виды ответов
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос и ответ в познании играют очень важную роль, так как все познание мира заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно рассматривать как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственные мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.
В
узком же, повседневном понимании, вопрос
и ответ – две
1.ЛОГИЧЕСКАЯ
ФОРМА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.
ВИДЫ ВОПРОСОВ. ВИДЫ ОВЕТОВ
1.1 ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и более богатым по содержанию суждениям. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:
1) постановка вопроса;
2) поиски новой информации;
3)
формирование ответа на
В форме вопроса
В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос. Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.
Двусмысленные понятия
В последнее время вопросно-ответный
комплекс становится объектом изучения
многих исследователей, пытающихся создать
логическую теорию, более содержательную,
нежели ее классический вариант. При этом
необходимо заметить, что логическая теория,
обогащенная знанием о различных вопросно-ответных
комплексах, называется эротематической
(греч. erotematikos– в форме вопроса), или интеррогативной
(лат. interrogativus – вопросительный) логикой.
1.2ВИДЫ
ВОПРОСОВ.
Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них: правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном. Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.
Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.
Неправильно поставленным
Вопросы могут быть закрытыми и открытыми. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов.
По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:
- уточняющие, или ли-вопросы;
- восполняющие, или что-вопросы.
Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?” Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”; “Является ли ...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимные выражения. Схема ли-вопроса в символической записи выглядит следующим образом ?(p), где “?” - оператор вопроса, “p” - суждение, истинность которого выясняется. Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете и знание о возможном признаке этого предмета. Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака. Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р ( ( р. Отсюда другое название этого вопроса - закрытый или альтернативный вопрос.
Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: “Кто изобрел телефон?” Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект. Схема что-вопросов в символической записи выглядит так: ?х(р), где “?” - оператор вопроса, “х” - переменная для вопросительного слова, “р” - исходное, нуждающееся в дополнении суждение. Область поиска ответов на что-вопрос представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.) . Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах - месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос - это выбор истинного суждения из множества возможных, его также называют открытым вопросом.
Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Для уточняющих вопросов простым будет вопрос, в котором выясняется истинность лишь одного суждения ? (p). Для восполняющих вопросов простым будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению - ?х(р). Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:
Информация о работе Формальная логика. логическая форма вопросов и ответов