Формальная логика. логическая форма вопросов и ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:12, контрольная работа

Описание

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

Содержание

Введение
Формальная логика как теория правильного мышления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Логика.docx

— 40.31 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Человек, к какой бы исторической цивилизации  он ни относился, нуждается в истине. И первобытные  люди и наши современники, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим наоборот, горе. Но, несмотря на это они все равно хотят найти истину. Люди хотят знать не только законы природы, но и сущность общественных явлений, и тайны человеческого мозга. Однако тернист путь, ведущий к истине.

   Формальная  логика является базисной наукой – ее идеи и методы используются как в повседневной практике, например в качестве средства от логических ошибок, так и в особенности в теории для логического анализа научного знания и для дедуктивного (синтетического) построения на базе логических исчислений любых "нелогических" научных дисциплин.

   Отражая связи и отношения предметов  действительности, согласуясь с ее законами, законы формальной логики не являются непосредственно законами самих вещей и явлений. Это  отличает их от диалектических законов мышления, представляющих собой отраженный в человеческой голове законы развития внешнего мира. Формально-логические законы - это законы правильного построения и связи мыслей. Выражая необходимые условия правильного мышления, они действуют в любом рассуждении, в познании любых предметов и явлений, в том числе в познании сложных диалектических процессов.

   Все эти законы выражают определённость, непротиворечивость, доказательность  мышления. Логические принципы действуют  независимо от воли людей, не созданы  по их воле и желанию. Эти принципы отражают связь и отношение вещей  материального мира. Все люди во всём мире мыслят по одним и тем  же логическим законам. 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Бочаров  В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М., 2005.

2. Васильченко  В.П. Логика для юристов: Учебное  пособие. - Белгород, 2004.

3.Ивин  А.А. Логика для юристов: Учебное  пособие. - М., 2004.

4. Кириллов  В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения  по логике. - М., 2005.

5. Шипунова  О.Д. Логика: Учебное пособие. - М., 2005. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение 

1.Логическая форма вопросов и ответов. Виды вопросов. Виды ответов

1.1Логическая  форма вопросов и ответов. 

1.2Виды  вопросов.

1.3Виды  ответов 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Вопрос  и ответ в познании играют очень  важную роль, так как все познание мира заключается в поиске ответов  на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому  этот процесс можно рассматривать  как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ  можно определить как непосредственные мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.

   В узком же, повседневном понимании, вопрос и ответ – две противоположности  единого целого: вопрос – это логическая форма, включающая исходную, или базисную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа, уточнения или дополнения исходного, базисного знания; ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее исходное знание в соответствии с поставленным вопросом, предназначение которого состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.ЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА ВОПРОСОВ  И ОТВЕТОВ.  ВИДЫ ВОПРОСОВ. ВИДЫ ОВЕТОВ 

   1.1 ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ВОПРОСОВ  И ОТВЕТОВ

      Развитие  научных и практических знаний протекает  как переход от  ранее установленных суждений к новым, более точным и более богатым  по  содержанию суждениям. Этот переход  представляет  собой   последовательность  следующих этапов:

   1) постановка вопроса;

   2) поиски новой информации;

   3) формирование ответа на поставленный  вопрос.

         В форме вопроса осуществляется  постановка новых  проблем   в  науке,  с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной  и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с  восполнением, уточнением  и  конкретизацией  ранее  полученных   общих   представлений   о предметах  и  явлениях  действительности.  Грамматической  формой  выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение. Вопрос  -  это  выраженный  в  форме  вопросительного  предложения  и реализуемый  в  виде  ответа  запрос  мысли,  направленный  на  развитие   - уточнение или дополнение знаний.

         В процессе познания вопросы  не возникают  самостоятельно,  без  всяких на то оснований. Любой вопрос всегда  опирается  на  уже  известное  знание, которое выступает его базисом и выполняет роль  предпосылки вопроса. Познавательная  функция вопроса реализуется в форме   ответа   на поставленный вопрос.

      Ответ представляет  собой  новое  суждение,  уточняющее или дополняющее в  соответствии  с  поставленным  вопросом  прежнее  знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области  теоретических  или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа.  Полученное  в  ответе знание, расширяя либо  уточняя  исходную  информацию,  может  служить базисом  для  постановки  новых,  более   глубоких   вопросов   о   предмете исследования.

         Постановка вопроса  и  поиск   информации  для  конструирования   ответа составляют  особую,  присущую  любому  познавательному  процессу   вопросно-ответную логическую форму развития  знаний.  Она  всегда  была  направляющим началом в  развитии  естествознания  и  техники.  Логическая  зависимость  между  вопросом  и  ответом  означает,   что качество ответа во многом определяется  качеством  вопроса.  Не  случайно  в полемике и в процессе  допроса  действует  правило:  каков  вопрос,  таков ответ. Это  значит,  что  на  расплывчатый  и  двусмысленный  вопрос  трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный  ответ,  то сформулируй точный и определенный вопрос. Под точностью  и  определенностью  в  данном  случае  имеется  в  виду логическая,   т.е.   понятийно-структурная   характеристика   вопроса.   Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов,  а  также в рациональном использовании сложных вопросов.

          Двусмысленные  понятия  нередко   используются  в   улавливающих   или “провокационных” вопросах, в которых содержится скрытая информация. К  таким вопросам  прибегали  древнегреческие  софисты,  т.е.  люди   прибегающие   к логическим уловкам. 

        В последнее время вопросно-ответный комплекс становится объектом изучения многих исследователей, пытающихся создать логическую теорию, более содержательную, нежели ее классический вариант. При этом необходимо заметить, что логическая теория, обогащенная знанием о различных вопросно-ответных комплексах, называется эротематической (греч. erotematikos– в форме вопроса), или интеррогативной (лат. interrogativus – вопросительный) логикой. 

   1.2ВИДЫ  ВОПРОСОВ. 

   Существуют  различные по структуре и функциям вопросы. Среди них: правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от  суждения  вопрос не  содержит  ни  утверждения,  ни  отрицания,  поэтому  выраженную  в   нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе  не  говорят как об истинном или ложном. Вместе с тем  вопрос  явно  или  неявно  включает  либо  опирается  на определенное  исходное,  или  базисное  знание,   выступающее   предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на  логический  статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.

          Правильно  поставленным  считается   вопрос,   предпосылка   которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.

         Неправильно поставленным считается  вопрос с ложным или  противоречивым базисом. В  том  случае,  когда  неправильно  поставленный  вопрос   умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой  вопрос  квалифицируют  как улавливающий, или “провокационный”.

         Вопросы могут быть закрытыми  и открытыми. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать  ограниченное количество  ответов.  Такие  вопросы  чаще   всего   используют   во   время социологических  опросов.  

           По   логической   структуре   и   познавательной   функции   вопросы подразделяются на два основных типа:

   - уточняющие, или ли-вопросы;

   - восполняющие, или что-вопросы.

         Уточняющим называется вопрос,  направленный  на  выявление   истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?” Грамматический признак уточняющих вопросов  -  наличие  в  предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”;   “Является ли  ...”;  “Так  ли,  что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимные выражения. Схема   ли-вопроса в символической записи  выглядит следующим образом ?(p), где “?” -   оператор вопроса, “p”  -  суждение,  истинность  которого выясняется. Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание  о предмете  и знание о возможном признаке  этого предмета. Неизвестным в  ли-вопросе  является  принадлежность предмету указанного признака. Область  поиска  ответа  в  ли-вопросе  ограничена  выбором одной из альтернатив: р ( ( р. Отсюда другое название этого вопроса -  закрытый  или альтернативный вопрос.

          Восполняющим  называется  вопрос,  направленный  на  выявление   новых свойств у исследуемых явлений: “Кто изобрел телефон?” Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие  в  предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью  которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что  собой  представляет исследуемый объект. Схема что-вопросов в символической записи  выглядит  так:  ?х(р),  где “?” - оператор вопроса, “х” - переменная для вопросительного  слова,  “р”  - исходное, нуждающееся в дополнении суждение. Область поиска ответов  на  что-вопрос  представляет  собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой?  и т.д.) . Найденный ответ дополняет неопределенное  базисное  знание  новой информацией о свойствах  -  месте,  времени,  причинах  и  т.д.  исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос - это выбор истинного суждения  из множества возможных, его также называют открытым вопросом.

         Как уточняющие, так и  восполняющие  вопросы  могут  быть  простыми  и сложными. Простым называется  вопрос,  не  включающий  в качестве  составных частей других вопросов. Для уточняющих вопросов простым будет вопрос, в  котором    выясняется истинность    лишь  одного  суждения  ?  (p).  Для восполняющих  вопросов простым  будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное  слово, относящееся к одному суждению -  ?х(р). Сложным называется вопрос,  включающий  в качестве  составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.  В  зависимости  от  типа связки сложные вопросы могут быть:

Информация о работе Формальная логика. логическая форма вопросов и ответов