Роль пластиковых карт в платежном обороте Россиийской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:40, дипломная работа

Описание

При написании дипломной работы были использовании статистические данные Центрального Банка России и Госкомстата, рейтинги платежных систем, определенные независимыми экспертами, результаты исследований консалтинговых компаний («ИМА-консалтинг»), литература, содержащая теоретические основы, историю, понятия и принципы работы платежных систем и пластиковых карт (А.И. Гинзбург, А.А. Иванов, Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина и д.р.), использована законодательная база, регламентирующая вопросы банковской деятельности (ФЗ «О банках и банковской деятельности», Положение БР «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием банковских карт» и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы 6
1.1. История развития банковских карт 6
1.2. Сущность, значение и роль банковских пластиковых карт в системе денежных расчетов 10
1.3. Виды карт и схемы обслуживания 15
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния рынка пластиковых карт 33
2.1. Становление и современное состояние рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем 49
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке. 60
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт 64
3.1. Проблемы формирования единого правового пространства использования пластиковых карт в России 64
3.2. Существующие тенденции и дальнейшие перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Роль пластиковых карт в лпатежном обороте Россиийской Федерации.doc

— 711.00 Кб (Скачать документ)

Параллельно с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек – были созданы и чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках (первой была основана СТБ Карт на базе банка «Столичный»).

В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система Union Card, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. Union Card создавалась как межбанковская организация, при выполняющая одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора.

Со временем число банков-участников Union Card было увеличено до нескольких сотен, а сеть региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний.

Весной 1994 года Сибирский Торговый Банк (СТБ) и Центром Финансовых Технологий (ЦФТ) была создана платежная система «Золотая корона», ставшая единственной крупной платежной системой, центр которой находится не в Москве.

Система «Золотая Корона», являясь межбанковской системой, использующей чиповую технологию, успешно пережила тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка – своего расчетного банка.

На начало 1997 года российскими  банками было выпущено 301 тысяча карт международной платежной системы Visa International, около 292 тысяч карт Evropay International, 666 карт Diners Club.

Число банков, выпускавших  карты Evropay, в 1996 году составляло 54, карт Visa – 12, карт Diners Club – 3. 

Резкий рост выпуска  пластиковых карт пришелся на «предкризисное»  время 1997 год – первую половину 1998 года: объем карт Visa вырос в 3 раза (до 1,199 миллиона штук), карт Evropay – в 5 раз (до 1,576 миллиона штук), карт Diners Club – почти в 2 раза (до 1035 штук).

Августовский кризис 1998 года коренным образом изменил  ситуацию на российском рынке пластиковых карт: основные игроки – Инкомбанк, СБС-Агро, «Российский кредит» и ряд других – были вынуждены уйти с рынка пластиковых карт. Получилась ситуация, когда карта существует, срок действия ее не закончился, деньги на карт-счете – присутствуют, а расплатиться ими нельзя, так как держатели карт могли быть обслужены только в банке-эмитенте. Пластиковая карта стала куском бесполезного пластика.

Таким образом в 1998 году интенсивное развитие карточного бизнеса  на некоторое время было приостановлено. В 1999 году объем средств, приходивших по картам ведущих международных систем, снизился по сравнению с предыдущим годом вдовое и составил чуть более 1 млрд. $.

С 2000 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные системы, которые не смирились с потерей капиталов в России, международные страховые системы, торговые точки и др.

На конец 2001 года общее  число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., в 2003 - до 21 млн. штук, а на начало 2004 года в России было эмитировано почти 24 млн. карт, при этом соотношение международных и российских систем составляло соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard. Наряду с этим в России действовали и отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем. По итогам 2003 года на федеральном рынке пластиковых карт лидером среди платежных систем по таким показателям, как объем совершенных операций и количество эмитированных карт, являлась VISA с долей рынка 40,25% и 36,9% соответственно. Далее следовала платежная система Union card с долями рынка 21,38% и 15,76% соответственно, за ней -  платежная система Сбербанка России – АС СБЕРКАРТ с долями рынка 20,5% и 10,8%, MasterCard с долями рынка 6,9% и 22,8%, «Золотая корона» с долями 5,95% и 6,07%, ACCORD с долями 3,18% и 4,1% (см. нижеследующую таблицу):

Российский рынок пластиковых  карт в 2003 году

Платежная система

Объем совершенных операций, % от общего кол-ва

Количество эмитированных  карт, % от общего кол-ва

Visa

40,25

36,9

Union Card

21,38

15,76

АС Сберкарт

20,5

10,8

Master Card

6,9

22,8

«Золотая Корона»

5,95

6,07

Accord

3,98

4,1


 

Таким образом доля международных  платежных систем на рынке пластиковых  карт Российской Федерации по объемам совершенных в 2003 году операций и количеству эмитированных карт составляла 47,32% и 59,76% соответственно.

По деятельности только международных платежных систем лидером являлась VISA (85,06% рынка по объему операций в 2003 году и 61,73% рынка  по количеству эмитированных карт); далее следовала MasterCard с показателями 14,68% и 38,09% соответственно.

Среди российских платежных  систем выделялись Union card (40,58% всех совершенных  операций и 39,15% от общего числа эмитированных  в рамках российских платежных систем пластиковых карт), АС СБЕРКАРТ – 38,98% совершенных операций и 26,95% эмитированных карт, «Золотая корона» (11,3% и 15,08%) и ACCORD (6,04% и 10,21%).

Максимальное число  банков входило в платежную систему VISA (30,5% от общего числа банков, участвующих в платежных системах на территории Российской Федерации), далее следовали Union card (23,5%), «Золотая корона» (18%) и MasterCard (16,5%).

По количеству банкоматов лидировала MasterCard (около 41,53 %), за ним  следовала VISA (39,02%).

Примерно таким же было соотношение и по числу торгово-сервисных точек, принимающих пластиковые карты к оплате на территории Российской Федерации.

На текущий момент рынок банковских карт является одним из самых технологичных и динамичных рынков в России и продолжает демонстрировать уверенный рост. Согласно данным ЦБ, количество пластиковых карт, выпущенных в России в 2006 году, составило 74,5 млн. штук, что на 20 млн. штук больше, чем в предыдущем году. Вместе с количеством карт увеличилась и общая сумма операций по ним. Так, в 2006 году гражданами было совершено 1,2 млрд. операций на общую сумму 4,25 трлн. руб., тогда как в 2005 году россияне совершили 857,4 млн. операций на 2,79 трлн. руб. Однако, несмотря на то, что число карт в обращении выросло за 2006 год на 36,8%, а объем операций по ним на 51,7%, соотношение между банкоматными транзакциями и использованием карт в торгово-сервисной сети не изменилось. Большинство граждан продолжают использовать карты для снятия наличных в банкоматах, а не как платежное средство. Так, в 2005 году через банкоматы граждане обналичили 2,62 трлн. руб., что составляет 93,7% от общей суммы по всем операциям с картами, в 2006 году граждане сняли 3,97 трлн руб., или 93,5% от общей суммы операций.

В общей массе эмитированных  карт большое количество приходится на зарплатные проекты. Из-за превалирования зарплатных проектов карты используются лишь для снятия наличных в банкоматах, а не как платежное средство. Это соотношение изменится тогда, когда увеличится доля кредитных карт на рынке.

Вывод о «засилье» зарплатных карт подтверждает и следующий факт:

В 2006 году граждане России совершили операций с картами  на сумму 4,25 триллионов рублей - сумму, безусловно, внушительную, однако, львиная  ее доля (до 90%) приходилась на получение  наличных по зарплатным картам.

Тем не менее, и банкиры  и представители платежных систем ясно осознают, что  зарплатные проекты, как бы выгодны они ни были, - это  не выход, банки заинтересованы в  увеличении прибыли и ищут возможности  для расширения карточного бизнеса, как за счет привлечения новых клиентов, так и разработки новых услуг.

 «Рынок банковских карт в России еще слабо развит, можно сказать, что он находится в зачаточном состоянии» (из интервью аналитика "Брокеркредитсервиса" Ростислав Мусиенко «Газете.Ru»). Сектор кредитных карт, на который российские банки делали ставку в последнее время, все также терпит фиаско - кредитные операции не популярны у населения из-за высоких процентных ставок по данному виду услуг.

Указанные факты подтверждают и данные Центрального Банка за 2006 году гражданами было совершено 1,2 млрд. операций на общую сумму 4,25 трлн. руб., включая расчеты за рубежом. При этом большая часть операций пришлась на обналичивание денежных средств – 3,97 трлн. руб., а на оплату товаров и услуг ушло всего 28 млрд. рублей.

То есть на общем фоне развития рынка банковских карт развитие самой инфраструктуры пластиковых  карт серьезно отстает от роста количества владельцев карт. Развитие рынка во многом определяется техническими условиями, возможность обеспечения которых в России остается все еще на невысоком уровне - в большинстве случаев продукт, который внедряется на рынок, не соответствует его характеристикам. На текущий момент можно уверенно говорить, что назрела необходимость в развитии недорогих и при этом качественных массовых платежных систем.

Примером развития такой  массовой платежной системы на территории России может служить самая крупная  российская локальная платежная  система «Золотая корона» (далее – система «ЗК»):

Система объединяет более 220 банков-участников в 75 регионах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Среди клиентов Системы – ведущие региональные банки («УРСА Банк», «Челябинвестбанк», «Далькомбанк», «Уралсиб-Югбанк», филиал Инвестсбербанка «ОПСБ», «Татфондбанк», «Конверсбанк-Москва» и др.), ведущие российские торговые сети («Детский мир», «Перекресток», «Топ-Книга», «Незабудка» и многие другие). Технологическую основу платежной системы "Золотая Корона" составляют многофункциональные микропроцессорные карты.

Платежная система "Золотая Корона" стартовала в 1994 году в Новосибирске. Технология безналичных расчетов по микропроцессорным пластиковым карточкам для платежной системы разработана компанией "Центр Финансовых Технологий" - ведущим российским разработчиком программных решений для банков, платежных систем, промышленных и торговых предприятий.

Данная система вплотную связана с такими полезными и  известными решениями как: банковский информационный комплекс "ЦФТ-Банк", система обслуживания индивидуальных клиентов банка "ЦФТ-Ритейл банк", автоматизированная система сбора коммунальных и других платежей от населения – Система "Город", крупнейшая российская система электронного бизнеса Faktura.ru, система мобильных платежей SimMP.  
 Основа системы – пластиковые банковские карты. По функциональной нагрузке они схожи с мировыми Visa или MasterCard, с той лишь разницей, что они не магнитные, а микропроцессорные, и это должно обеспечивать наибольшую безопасность операций.

«Золотая Корона» включает следующие основные сервисы:

- Банковские карты (дебетные, кредитные, оптовые, бензиновые, корпоративные карты),

- Транспортные карты,

- Социальные карты,

- Денежные переводы,

- Прием платежей и  гашение кредитов наличными и  по картам (в кассах, банкоматах, киосках),

- Карты лояльности торговых предприятий (бонусные, подарочные, дисконтные, предоплаченные и другие),

- Интернет-банк,

- SMS-банк,

- Мобильные платежи,

- ДиректДебет.

Банковские  карты.

На 01.01.2007 в платежной системе  «Золотая Корона»:

Эмитировано карт 4 565 741 штук, из которых 83,6% - микропроцессорные карты и 16,4% - магнитные;

оборот за 2006 год составил 199,6 млрд. рублей. Прирост оборота по сравнению  с аналогичным периодом 2005 года составил 63,7%;

35,4% - доля безналичных операций  в торгово-сервисной сети, лучший  показатель среди всех платежных систем на российском рынке;

72,2% - прирост безналичного оборота  по сравнению с прошлым годом.

Кредитные карты.

Предусмотрены все виды кредитов: овердрафт, потребительский (разовый) кредит, кредитная линия (в том  числе возобновляемая). В настоящее время эмитировано более 1 млн. кредитных карт «Золотая Корона». В ближайших планах - реализация технологии получения кредита на карту в банкомате.

Прием платежей и погашения  кредитов.

Прием платежей за ЖКХ, связь и другие массовые услуги, а также погашение кредитов в POS-терминалах наличными и по картам. Уже сейчас жители Красноярска, Краснодара, Майкопа, Улан-Удэ, Набережных Челнов, Новосибирска и Костромы могут совершать привычные платежи и погашать кредиты на кассах магазинов.

Транспортная карта.

В настоящий момент транспортные карты выдаются и обслуживаются в гг. Новосибирск и Челябинск. Впервые в России транспортная карта является действительно единой, т.к. работает по технологии одного «электронного кошелька» для всех видов транспорта, в том числе и для метрополитена. Каждая шестая поездка жителей Челябинска на общественном транспорте оплачивается по транспортной карте.

В Новосибирске на конец 2006 года действовало 108 000 транспортных карт, терминалами для обслуживания оснащены около 1000 единиц транспорта, оборудовано 120 пунктов пополнения. Ежемесячно по транспортным картам совершалось более 1 500 000 поездок. Транспортные карты в Новосибирске используются в качестве инструмента предоставления льгот различным категориям горожан – эмитируются «Карта школьника» и «Карта студента». В ближайших планах внедрение проектов в нескольких российских регионах.

Информация о работе Роль пластиковых карт в платежном обороте Россиийской Федерации