Роль пластиковых карт в платежном обороте Россиийской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:40, дипломная работа

Описание

При написании дипломной работы были использовании статистические данные Центрального Банка России и Госкомстата, рейтинги платежных систем, определенные независимыми экспертами, результаты исследований консалтинговых компаний («ИМА-консалтинг»), литература, содержащая теоретические основы, историю, понятия и принципы работы платежных систем и пластиковых карт (А.И. Гинзбург, А.А. Иванов, Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина и д.р.), использована законодательная база, регламентирующая вопросы банковской деятельности (ФЗ «О банках и банковской деятельности», Положение БР «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием банковских карт» и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы 6
1.1. История развития банковских карт 6
1.2. Сущность, значение и роль банковских пластиковых карт в системе денежных расчетов 10
1.3. Виды карт и схемы обслуживания 15
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния рынка пластиковых карт 33
2.1. Становление и современное состояние рынка пластиковых карт в России 33
2.2. Сравнительная характеристика российских и международных платежных систем 49
2.3. Расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке. 60
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития российского рынка пластиковых карт 64
3.1. Проблемы формирования единого правового пространства использования пластиковых карт в России 64
3.2. Существующие тенденции и дальнейшие перспективы развития рынка пластиковых карт в Российской Федерации 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Роль пластиковых карт в лпатежном обороте Россиийской Федерации.doc

— 711.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономики  любого государства невозможно без  высокоэффективной системы денежного  обращения и использования современных платежных механизмов. Практика показала, что каждодневные проблемы финансирования, кредитования экономики, исполнения и планирования бюджета неизбежно приводят к интенсивному развитию различных форм безналичных расчетов, постепенно вытесняющих налично-денежные платежи в денежных системах.

На текущий момент во всем мире «венцом» системы, в основании  которой находятся расчетно-платежные  отношения – безналичные расчеты, осуществляемые на современной технической  и технологической базе, стала банковская пластиковая карта, являющаяся общепринятым платежным инструментом – «электронными деньгами». Так, в сферу обращения пластиковых карт в мире уже вовлечены миллионы торговых, гостиничных предприятий и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких карт в настоящее время приближается к 500 миллионам; с картами работают почти все банки развитых и развивающихся стран.

Преимущества карточных  платежных систем (пластиковых карт) применительно к российским реалиям, как не странно, подтвердил структурно-финансовый кризис всей банковской системы России в 1998 году, сильно изменивший облик межбанковского и валютного рынков страны,  разрушивший межбанковские связи и вызвавший резко отрицательное отношение физических лиц к банкам и банковской системе. Указанные преимущества, основанные на сильной системной инерции карточного бизнеса, заключались в следующем: банк, находящийся даже в неликвидном состоянии, тем не менее некоторое время продолжал вести карточные операции и расчеты. Умный менеджмент имел возможность сполна воспользоваться этим фактором и с помощью платежной системы перевести быстро и с минимальными потерями все бизнес-функции вместе с клиентскими счетами в заранее подготовленный банк.

Таким образом карточный  бизнес в России, как банковский продукт, прошел оценку с точки зрения эффективности и полезности, и стал на текущий момент одним из самых инвестиционных видов банковской деятельности.

В настоящее время  все больше россиян – клиентов банков, преодолевая консервативные представления о необходимости и удобстве расчетов с использованием карт, воспринимают платежную карту, как важнейший компонент продвижения собственного имиджа и удобный финансовый инструмент, способствуя тем самым значительному росту доли соотечественников, переходящих от наличных к картам.

Механизм обезналичивания  денежных потоков населения и  компаний посредством карточных  расчетов широко приветствуется и фискальными, и регулирующими органами, так  как безналичный поток, проходящий через банковскую систему, является наиболее доступным и удобным для контроля, анализа и налогообложения.

Динамика роста отечественного сектора обслуживания пластиковых  карт за последние годы позволяет  уверенно говорить о нарастающем  «карточном» буме в России, поэтому  для российских банков на первый план выходят вопросы организации расчетов с использованием пластиковых карт, преимущества которых для  них (банков) заключаются в следующем:

- замене живых денег   на «электронные» с целью использования  реальных денежных средств в  качестве кредитных ресурсов;

- развитии «безбумажной»  технологии, позволяющей значительно  увеличить количество операций  с минимальным увеличением штатного  персонала;

- привлечении на обслуживание  крупных клиентов - юридических лиц,  осуществляющих реализацию товаров  (работ, услуг) широким массам населения (сети автозаправочных станций, магазинов и т.п.);

- сокращении перевозок  денежной наличности;

- обеспечении сохранности  наличных денежных средств;

- предотвращении оборота  фальшивых купюр;

- разгрузки от наплыва  клиентов и нерентабельных операций по снятию наличности со счетов «до востребования»;

- получении дополнительного  дохода от участия в платежных  операциях торговых точек;

- высокой информативности  на всех уровнях системы, позволяющей  получать актуальную информацию на любой момент времени;

- централизованном контроле  над всем процессом денежного  обращения;

- интеграции в мировую  финансовую систему, обеспечении  для своих клиентов возможности расчетов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.

Исходя из актуальности данного вопроса и была выбрана тема настоящей дипломной работы.

Цель дипломной работы – анализ современного состояния рынка пластиковых карт в России, особенностей российского карточного бизнеса, анализ существующих проблем, тенденций и дальнейших перспектив развития рынка пластиковых карт.

Для реализации намеченной цели в работе решены следующие задачи:

- рассмотрены принципы работы карточных платежных систем;

- дана оценка современного состояния российского карточного бизнеса, проведен сравнительный анализ российских и зарубежных платежных систем;

- определены существующие  проблемы развития рынка пластиковых  карт и возможные пути  их  решения.

Объектом анализа в дипломной работе являлись пластиковые банковские карты, как элементы платежной системы и инструменты безналичных расчетов, предметом – вопросы организации расчетов с использованием пластиковых карт.

Дипломная работа имеет следующую структуру:

- глава 1 посвящена теоретическим вопросам, отражающим: историю развития банковских карт в целом и принципы работы карточных систем; также в данной главе введены основные понятия, касающиеся рассматриваемой темы – «пластиковая карта», «кредитные и дебетовые карты», «авторизация», «банк-эмитент» и «банк-эквайер», «процессинговый центр», «расчетный банк платежной системы» и др.; рассмотрены схемы организации платежных систем с кредитными и дебетовыми картами.

- в главе 2 проанализировано современное состояние рынка пластиковых карт в России, дан краткий обзор существующих платежных систем и проведен сравнительный анализ российской и международной платежных систем, приведен расчет окупаемости внедрения карточного проекта «Кредитная карта» в коммерческом банке;

- глава 3 включает в себя анализ  существующих проблем российского  карточного бизнеса, а также содержит прогнозы, касающиеся вопросов дальнейшего развития рынка пластиковых карт в России.

Заключение дипломной работы содержит относительно роли пластиковых карт в платежном балансе Российской Федерации, включающий в себя и прогнозы о перспективах дальнейшего развития российского карточного бизнеса.

При написании дипломной работы были использовании статистические данные Центрального Банка России и Госкомстата, рейтинги платежных систем, определенные независимыми экспертами, результаты исследований консалтинговых компаний («ИМА-консалтинг»), литература, содержащая теоретические основы, историю, понятия и принципы работы платежных систем и пластиковых карт (А.И. Гинзбург, А.А. Иванов, Т.Б. Рубинштейн, О.В. Мирошкина и д.р.), использована законодательная база, регламентирующая вопросы банковской деятельности (ФЗ «О банках и банковской деятельности», Положение БР «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием банковских карт» и т.д.).     

ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования карточной платежной системы

1.1. История развития банковских карт

Предшественниками современных  пластиковых карт были товарные карточки, выпускавшиеся крупными американскими  отелями, нефтяными компаниями и  магазинами в начале века с целью  слежения за счетом клиента и обеспечения механизма записи его покупок, то есть их появление являлось логическим продолжением оплаты в рассрочку.

С 1914 года торговые предприятия  США стали выпускать карточки для самых богатых клиентов, чтобы  привязать их к своей сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары, а в начале 20-х нефтяные компании стали выпускать «карты учтивости» (courtesy cards), с помощью которых водители могли делать покупки на любой бензоколонке. В 1928 году в США начался выпуск Charga-Plates - пластинок с выбитым адресом.

В следующие 30 лет крупными компаниями были предложены такие нововведения, как: минимальная месячная плата, плата  за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам – и все  ради получения максимального дохода от операций по картам.

Возникшая жесткая карточная  конкуренция заставила компании пойти на значительные расходы и  начать эмиссию кредитных карт.

Так, в 1936-м году растущая индустрия авиаперевозок, возглавляемая American Airlines, предложила собственную кредитную схему, получившую название Universal Air Travel Plan (UATP), по которой сначала выпускалась купонная книжка против депозита клиента, а затем кредитный план развился в операцию, схожую с операцией по кредитной карте.

Эра современной универсальной  кредитной карты началась в 1949 году с образования Diners Club: А.Блумингдейл, Ф.Макнамара и Р.Снайдер представили план нового типа карт – универсальной карты, которая позволяла бы делать покупки в торговых точках по всей стране, при этом важным пунктом плана было введение третьей стороны в кредитных операциях. То есть Diners Club планировал стать посредником между покупателем и фирмой, обеспечивая кредит одному и другому и беря плату за услуги.

Со стартовым капиталом всего  в 75 тысяч долларов, Блумингдейл, Макнамара и Снайдер начали свое дело, прибыль в котором они предполагали получать с фирмы-продавца, которая должна была давать им 7% скидки с суммы покупки, а также с владельца карты в виде ежемесячной платы - % за неоплаченную часть баланса (данный процент был впоследствии введен компаниями банковских кредитных карт).

Однако потенциальные клиенты  не спешили становиться держателями  карты. Продавцы же не хотели участвовать в этой программе, поскольку не видели спроса на карты и их не устраивал размер скидки за кредит, которую требовала Diners Club. Еще одним препятствием для универсальных карт стало сопротивление со стороны авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не желали давать скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.

Несмотря на трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе.

После войны в Америке начался  бурный рост индустрии кредита. Впервые  большая часть американцев стала  зарабатывать больше, чем это требовалось для основных нужд, и универсальные карты стали востребованными.

За Diners Club появились T&E (Travel&Entertainment) - компании карт, занимающиеся туризмом и развлечениями.

В 1958 году American Express - крупнейшая компания дорожных чеков, и Carte Blanche одновременно вышли на рынок универсальных кредитных карт.

В этом же году первый и  второй банки страны – Bank of America и Chase Manhattan Bank также приступили к операциям с кредитными картами. Однако Сhase Manhattan был вынужден продать свои операции в 1962 году. Причины этого шага были сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления.

Также основным препятствием в бизнесе карт стало отсутствие единой общенациональной сети, что  особенно било по мелким банкам, развивавшим  локальный рынок карт.

В 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard. Но его решение о расширении операций на всю страну встретило противодействие других крупных банков и привело к образованию второй национальной системы карт, получившей название Interbank Cards Association.

В конце 60-х Bank of America и Interbank провели совместную кампанию рассылки карт по почте, что позволило за короткое время увеличить число держателей карт на миллионы.

Одновременно стал происходить стремительный рост числа фирм, связанных с национальными системами карт.

Все это заставило  банки, выпускавшие независимые  карты, присоединяться к одной из двух национальных систем, и к 1978 году более 11 тысяч банков присоединились к одной или к двум системам, а годовые продажи карт достигли 44 млрд. долларов, 52 млн. американцев стали владеть по крайней мере двумя банковскими картами.

Значительный рост карточных  продаж поставил перед эмитентами и  клиентами следующие вопросы, требующие  законодательного урегулирования:

- каких правил необходимо  придерживаться для исправления  ошибок, происходящих по вине  компьютерных систем (и кто должен  устанавливать эти правила);

- что делать для  защиты клиентов, к которым пришли  счета к оплате операций по картам, которые они не совершали;

- если карта была  потеряна или украдена, как определить  ответственность клиента и обязанности  эмитента;

- по каким критериям  следует оценивать возможности  доступа разных клиентов к  кредиту;

- что делать для  обеспечения или ограничения доступа к кредитным историям миллионов владельцев карт.

И правительство США  начало действовать:

а) Федеральной комиссией  по торговле в 1970 году было принято  решение запретить рассылку по почте  не затребованных клиентом карт.

б) В 1972 году Федеральная резервная система стала первым учреждением, регулирующим индустрию карт.

в) Закон 1973 года обеспечил  защиту владельцев карт от несанкционированного использования счетов и информации по картам.

Информация о работе Роль пластиковых карт в платежном обороте Россиийской Федерации