Решение задачи о Коммивояжере методом ветвей и границ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:22, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматривается задача коммивояжера. Целью курсовой работы является решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ.
Задача коммивояжера заключается в определении такой последовательности объезда городов, которая обеспечит минимальное время переезда, или минимальную стоимость проезда, или минимальное расстояние переезда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 2
Постановка задачи………………………………………………………………………3
Решение задачи о коммивояжере методом ветвей и
границ: основная схема………………………………………………………………... 5
Решение задачи о коммивояжере методом ветвей и границ. Примеры………...11 Практическое задание…………………………………………………………………19
Описание работы программы………………………………………………………...20
Приложение……………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………...22
Список использованных источников……………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

готовый курсач.doc

— 415.50 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………………. 2

Постановка  задачи………………………………………………………………………3

Решение задачи о коммивояжере методом ветвей и 

границ: основная схема………………………………………………………………... 5

Решение задачи о коммивояжере методом ветвей и  границ. Примеры………...11          Практическое задание…………………………………………………………………19

Описание  работы программы………………………………………………………...20

Приложение……………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………...22

Список  использованных источников……………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В данной курсовой работе рассматривается  задача коммивояжера. Целью курсовой работы является решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ.

     Задача  коммивояжера заключается в определении  такой последовательности объезда городов, которая обеспечит минимальное время переезда, или минимальную стоимость проезда, или минимальное расстояние переезда.

    Сейчас  решение задачи коммивояжера необходимо во многих областях связанных с замкнутыми и при этом жестко связанными по времени системами, такими как: конвейерное производство, многооперационные обрабатывающие комплексы, судовые и железнодорожные погрузочные системы, перевозки грузов по замкнутому маршруту, расчет авиационных линий.

    Поэтому данная проблема на современном этапе  развития общества имеет не самое последнее по значимости место.

    В коммерческой деятельности коммерсанты, торговые агенты постоянно проводят работу по поиску партнеров или клиентов для заключения договоров на поставку и покупку товаров. Для решения этих задач коммерсантам необходимо выезжать в командировки, выполнять вояж по целой сети городов как по нашей стране, так и за рубежом. Поскольку продолжительность командировки и транспортные расходы следует сокращать, то необходимо перед поездкой составить кратчайший маршрут, предусматривающий посещение каждого пункта только один раз, и вернуться обратно. Задача коммивояжера заключается в определении такой последовательности объезда городов, которая обеспечит минимальное время переезда, или минимальную стоимость проезда, или минимальное расстояние переезда.

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

    Пусть имеется п городов. Расстояния между любой парой городов (i, j) известны и составляют dij, где i=1, m; j=1, n; i≠j. Если прямого маршрута сообщения между городами не существует, а также для всех i=j полагаем, что dij=∞. На этом основании расстояния между городами удобно представить в виде матрицы .

Рис. 1. Неориентированный граф задачи коммивояжера

    Если  городам поставить в соответствие вершины графа (рис. 1), а соединяющим их дорогам дуги, то в терминах теории графов задача заключается в определении гамильтонова контура минимальной длины. Гамильтоновым контуром называется путь, проходящий через все вершины графа, у которого начальная вершина совпадает с конечной, а длина контура определяется суммой длин всех дуг, входящих в контур. Таким образом, необходимо построить кольцевой маршрут проезда всех городов минимальной длины, начиная с любого пункта и в любую сторону.

    Поскольку всего городов п, то коммивояжер, выехав из заданного города, должен побывать в остальных (n-1) городах только один раз. Следовательно, всего существует (n-1)! возможных маршрутов, среди которых один или несколько – оптимальные. В большинстве случаев можно предположить, что расстояние между городами i и j является симметричным и равно расстоянию от города j до города i, т.е. . Расстояния между городами запишем в виде соответствующей матрицы и обозначим ее через D. Если в задаче n городов, то D является матрицей размером с неотрицательными элементами , которые отображают длины дуг в сети городов. При n=5 количество возможных, вариантов маршрутов равно . Расстояния между городами заданы матрицей в табл. 1.

Таблица 1

i

j

1 2 3 4 5
1 90 80 40 100
2 60 40 50 70
3 50 30 60 20
4 10 70 20 50
5 20 40 50 20
 

    Маршрут можно представить в виде замкнутого контура, представляющего собой кольцевой маршрут, например, для графа, изображенного на рис. 1. Возможный вариант можно записать в виде совокупности соответствующих пар дуг:

    Длина маршрута равна сумме соответствующих длин дуг матрицы расстояний, тогда целевую функцию можно записать так:

    Для любого допустимого маршрута каждая строка и каждый столбец матрицы  расстояний D содержат только по одному элементу. Решением задачи является определение кольцевого маршрута минимальной длины.

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О КОММИВОЯЖЕРЕ МЕТОДОМ  ВЕТВЕЙ И ГРАНИЦ: ОСНОВНАЯ СХЕМА

    Пусть - конечное множество и - вещественно-значная функция на нем; требуется найти минимум этой функции и элемент множества, на котором этот минимум достигается.

    Когда имеется та или иная дополнительная информация о множестве, решение этой задачи иногда удается осуществить без полного перебора элементов всего множества M. Но чаще всего полный перебор производить приходится. В этом случае обязательно возникает задача, как лучше перебор организовать.

    Метод ветвей и границ - это один из методов  организации полного перебора. Он применим не всегда, а только тогда, когда выполняются специфические  дополнительные условия на множество M и минимизируемую на нем функцию. А именно, -  предположим, что имеется вещественно-значная функция j на множестве подмножеств множества M со следующими двумя свойствами:

    1)для  (здесь - множество, состоящее из единственного элемента );

    2) если  и , то .

    В этих условиях можно организовать перебор  элементов множества M с целью минимизации функции на этом множестве так:

  • разобьем множество M на части (любым способом) и выберем ту из его частей W1, на которой функция j минимальна;
  • затем разобьем на несколько частей множество W1 и выберем ту из его частей W2, на которой минимальна функция j;
  • затем разобьем W2 на несколько частей и выберем ту из них, где минимальна j, и так далее, пока не придем к какому-либо одноэлементному множеству .

    Это одноэлементное множество  называется рекордом. Функция j, которой мы при этом выборе пользуемся, называется оценочной. Очевидно, что рекорд не обязан доставлять минимум функции f; однако, вот какая возможность возникает сократить перебор при благоприятных обстоятельствах.

    Описанный выше процесс построения рекорда  состоял из последовательных этапов, на каждом из которых фиксировалось  несколько множеств и выбиралось затем одно из них. Пусть - подмножества множества M, возникшие на предпоследнем этапе построения рекорда, и пусть множество оказалось выбранным с помощью оценочной функции. Именно при разбиении и возник рекорд, который сейчас для определенности обозначим через . Согласно сказанному выше, , ; кроме того, по определению оценочной функции, .

    Предположим, что  ; тогда для любого элемента m множества M, принадлежащего множеству , будут верны неравенства ; это значит, что при полном переборе элементов из M элементы из уже вообще не надо рассматривать. Если же неравенство не будет выполнено, то все элементы из надо последовательно сравнить с найденным рекордом и как только отыщется элемент, дающий меньшее значение оптимизируемой функции, надо им заменить ре-корд и продолжить перебор. Последнее действие называется улучшением рекорда.

    Слова метод ветвей и границ связаны с естественной графической интерпретацией всего изложенного: строится многоуровневое дерево, на нижнем этаже которого располагаются элементы множества M, на котором ветви ведут к рекорду и его улучшениям и на котором часть ветвей остаются «оборванными», потому что их развитие оказалось нецелесообразным.

    Мы  рассмотрим сейчас первый из двух запланированных в этом курсе примеров применения метода ветвей и границ - решение задачи о коммивояжере. Вот ее формулировка: «Имеется несколько городов, соединенных некоторым образом дорогами с известной длиной; требуется установить, имеется ли путь, двигаясь по которому можно побывать в каждом городе только один раз и при этом вернуться в город, откуда путь был начат («обход коммивояжера»), и, если таковой путь имеется, установить кратчайший из таких путей».

    Формализуем условие в терминах теории графов. Города будут вершинами графа, а дороги между городами - ориентированными (направленными) ребрами графа, на каждом из которых задана весовая функция: вес ребра - это длина соответствующей дороги. Путь, который требуется найти, это – ориентированный остовный простой цикл минимального веса в орграфе (напомним: цикл называется остовным, если он проходит по всем вершинам графа; цикл называется простым, если он проходит по каждой своей вершине только один раз; цикл называется ориентированным, если начало каждого последующего ребра совпадает с концом предыдущего; вес цикла - это сумма весов его ребер; наконец, орграф называется полным, если в нем имеются все возможные ребра); такие циклы называются также гамильтоновыми.

    Очевидно, в полном орграфе циклы указанного выше типа есть. Заметим, что вопрос о наличии в орграфе гамильтонова цикла достаточно рассмотреть как частный случай задачи о коммивояжере для полных орграфов. Действительно, если данный орграф не является полным, то его можно дополнить до полного недостающими ребрами и каждому из добавленных ребер приписать вес ¥, считая, что ¥ - это «компьютерная бесконечность», т.е. максимальное из всех возможных в рассмотрениях чисел. Если во вновь построенном полном орграфе найти теперь легчайший гамильтонов цикл, то при наличии у него ребер с весом ¥ можно будет говорить, что в данном, исходном графе «цикла коммивояжера» нет. Если же в полном орграфе легчайший гамильтонов цикл окажется конечным по весу, то он и будет искомым циклом в исходном графе.

    Отсюда  следует, что задачу о коммивояжере достаточно решить для полных орграфов с весовой функцией. Сформулируем теперь это в окончательном виде: пусть - полный ориентированный граф ивесовая функция; найти простой остовный ориентированный цикл («цикл коммивояжера») минимального веса.

    Пусть конкретный состав множества вершин и - весовая матрица данного орграфа, т.е. , причем для любого .

    Введем  некоторые термины. Пусть имеется  некоторая числовая матрица. Привести строку этой матрицы означает выделить в строке минимальный элемент (его называют константой приведения) и вычесть его из всех элементов этой строки. Очевидно, в результате в этой строке на месте минимального элемента окажется ноль, а все остальные элементы будут неотрицательными. Аналогичный смысл имеют слова привести столбец матрицы.

    Слова привести матрицу по строкам означают, что все строки матрицы приводятся. Аналогичный смысл имеют слова привести матрицу по столбцам.

    Наконец, слова привести матрицу означают, что матрица сначала приводится по строкам, а потом приводится по столбцам.

    Весом элемента матрицы называют сумму констант приведения матрицы, которая получается из данной матрицы заменой обсуждаемого элемента на ¥. Следовательно, слова самый тяжелый нуль в матрице означают, что в матрице подсчитан вес каждого нуля, а затем фиксирован нуль с максимальным весом.

Информация о работе Решение задачи о Коммивояжере методом ветвей и границ