Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:14, реферат
Математическая теория игр является составной частью исследования операций. Она применяется в различных областях человеческой деятельности, таких как экономика и менеджмент, промышленность и сельское хозяйство, военное дело и строительство, торговля и транспорт, связь и т.д.
Зачастую человек осуществляя какую-либо деятельность, сталкивается с проблемой принятия решения в условиях множества факторов, влияющих на само решение. Эффективней всего в подобных случаях пользоваться матричными играми, которые помогают упростить сложившуюся ситуацию и полностью оценить важность каждого фактора.
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИГР…………………………...3
1.1 Предмет и задачи теории игр... ………………………………………3
1.2 Решение матричной игры в чистых стратегиях………………….......7
1.3 Решение матричной игры в смешанных стратегиях………………..10
1.4 Решение игр графическим методом…………………………………12
1.5 Сведение матричной игры к задаче линейного программирования…………………………………………………………..…...18
1.6 Игры с природой……………………………………………………....21
,
, .
Оптимальные решения пары двойственных задач имеют вид
, , .
Учитывая соотношения между xi и ti, yj и sj, а также равенство
,
можно найти оптимальные стратегии игроков и цену игры:
(1/2, 1/2, 0), (3/4, 0, 0, 1/4), v=7/2.
В рассмотренных выше матричных играх предполагалось, что в них принимают участие два игрока, интересы которых противоположны. Поэтому действия каждого игрока направлены на увеличение выигрыша (уменьшение проигрыша). Однако в некоторых задачах, приводящихся к игровым, имеется неопределенность, вызванная отсутствием информации об условиях, в которых осуществляется действие (погода, покупательский спрос и т.д.). Эти условия зависят не от сознательных действий другого игрока, а от объективной действительности. Такие игры называются играми с природой. Человек в играх с природой старается действовать осмотрительно, второй игрок (природа, покупательский спрос) действует случайно.
Условия игры задаются матрицей
.
Пусть игрок А имеет стратегии А1, А2, …, Аm, а природа – состояния В1, В2, …, Вn. Наиболее простой является ситуация, когда известна вероятность pj каждого состояния природы Вj. При этом, если учтены все возможные состояния, p1 + p2 + … + pj + … + pn = 1.
Если игрок А выбирает чистую стратегию Аi, то математическое ожидание выигрыша составит p1 ai1 + p2 ai2 + … + pn ain. Наиболее выгодной будет та стратегия, при которой достигается
(p1 ai1 + p2 ai2 + … + pn ain).
Если информация о состояниях с природой мала, то можно применить принцип недостаточного основания Лапласа, согласно которому можно считать, что все состояния природы равновероятностны:
,
т.е. стратегию, для которой среднее арифметическое элементов соответствующей строки максимальное.
Имеется ряд критериев, которые используются при выборе оптимальной стратегии. Рассмотрим некоторые из них.
1. Критерий Вальда. Рекомендуется применять максиминную стратегию. Она выбирается из условия
и совпадает с нижней ценой
игры. Критерий является пессимистическим,
считается, что природа будет
действовать наихудшим для
2. Критерий максимума. Он выбирается из условия
.
Критерий является оптимистическим, считается, что природа будет наиболее благоприятна для человека.
3. Критерий Гурвица. Критерий рекомендует стратегию, определяемую по формуле
,
где a – степень оптимизма и изменяется в диапазоне [0, 1].
Критерий придерживается
некоторой промежуточной
4. Критерий Сэвиджа. Суть критерия состоит в выборе такой стратегии, чтобы не допустить чрезмерно высоких потерь, к которым она может привести. Находится матрица рисков, элементы которой показывают, какой убыток понесет человек (фирма), если для каждого состояния природы он не выберет наилучшей стратегии.
.
Элементы матрицы рисков находятся по формуле
,
где – максимальный элемент в столбце исходной матрицы.
Оптимальная стратегия определяется выражением
.
При принятии решений в условиях неопределенности следует оценивать различные варианты с точки зрения нескольких критериев. Если рекомендации совпадают, можно с большей уверенностью выбрать наилучшее решение; если рекомендации противоречат друг другу, окончательное решение надо принимать с учетом его сильных и слабых сторон.
Пример. Возможно строительство четырех типов электростанций: А1 (тепловых), А2 (приплотинных), А3 (бесшлюзовых), А4 (шлюзовых). Состояния природы обозначим через Р1, Р2, Р3, Р4. Экономическая эффективность строительства отдельных типов электростанций изменяется в зависимости от состояния природы и задана матрицей
.
1) Согласно критерию Вальда
,
следует строить бесшлюзовую электростанцию.
2) Воспользуемся критерием Сэвиджа. Построим матрицу рисков:
.
Согласно критерию Сэвиджа определяем
В соответствии с этим критерием также предлагается строить бесшлюзовую электростанцию.
3) Воспользуемся критерием Гурвица. Положим a=1/2.
,
т.е. следует принять решение о строительстве приплотинной электростанции.
4) Если принять известным
распределение вероятностей
,
,
,
.
Так как максимальное значение имеет М3, то следует строить бесшлюзовую электростанцию. [16, 18, 21, 25, 27, 49]
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Таким образом, в первой главе были рассмотрены основные теоретические положения и определения теории игр. Было сформулировано и дано определение теории игр, а также были затронуты такие понятия как: игра, правила игры, стратегия, оптимальная стратегия, партия, ход.
В результате изучения основных характеристик игры, можно сказать, что очень важна эффективность принимаемых решений в ходе конфликта (игры) каждой из сторон, что также существенно зависит и от действий другой стороны. При этом ни одна из сторон не может полностью контролировать положение, так как им обеим приходится принимать решения в условиях неопределенности.
Важной проблемой является
и то, что не всегда при выборе
оптимальной стратегии вам
Исходя из того, что игра зависит от многих параметров, были представлены различные виды игр и способы их решения:
Анализ литературы показал,
что в настоящее время
Как результат изложения теоретического материала в первой главе, был рассмотрен необходимый объем знаний, для возможности приведения примеров использования матричных игр в экономике.