Изучение основ этических отношений на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:44, методичка

Описание

В сборнике представлен опыт средней школы №2 г.Мосты по этическому и эстетическому воспитанию на уроках математики.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы этического и эстетического воспитания 6
Мотивация и стимулирование
деятельности учащихся на уроках математики 8
Воспитание школьников на уроках математики
посредством сообщения им сведений из истории науки 11
Воспитание культуры труда и культуры мышления
на уроках математики 13
Методические разработки уроков 15

Работа состоит из  1 файл

математика.doc

— 437.50 Кб (Скачать документ)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Мосты 2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Печатается  по решению методического совета

     ГУО «Средняя общеобразовательная школа  №2 г.Мосты». 
 

     Автор А.П. Томчук, заместитель директора, учитель математики

     средней школы №2 г.Мосты. 
 

     Рецензент Ж.В. Щука, заместитель директора

     средней школы №2 г.Мосты 
 

     «Изучение основ этических  отношений на уроках математики»

     / автор А.П. Томчук –Мосты 2009, 38 с. 
 
 

     В сборнике представлен опыт средней  школы №2 г.Мосты по этическому и  эстетическому воспитанию на уроках математики.

     Адресуется  учителям математики общеобразовательных  школ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Отдел образования Мостовского райисполкома

               ГУО «Средняя общеобразовательная

               школа №2 г.Мосты». 

                                                                           

                Хороших методов существует

                ровно столько, сколько 

                существует  хороших учителей.

                                                                                                    Д.Пойл 

Введение

     Гармоническую, нравственно и социально зрелую личность возможно воспитать лишь на основе вооружения ее системой знаний, умений и навыков, с помощью творческой деятельности, сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру, включения в различные виды деятельности в рамках процесса обучения.

     У Л.С. Выготского есть такие строчки: «Не забудьте поразить чувства ученика, когда вы хотите укоренить чего-то в его уме». Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах, развить потребность в самосовершенствовании, здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху – это задача каждого учителя.

      Урок  – «клеточка» педагогического процесса, и в нем, как солнце в капле  воды, отражаются все его стороны (М. Скаткин). Переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации учебного процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, посковым, обеспечивает рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества и обучения.

      Перед обучением встали две задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. 

      С бурным развитием информации возникла потребность в постоянном обновлении знаний, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваииваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Знания, даваемые насильно,

                            душат разум.

                                                                                                 А. Франс

 

            Каждый раз, составляя план очередного урока, учитель задает себе вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; 
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; 
в) какие методы и средства обучения выбрать; 
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; 
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

     Основной  из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении  творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я  забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

     Для того, чтобы знания учащихся были результатом  их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Поэтому для меня наиболее приемлем деятельностный подход в обучении математике.

     При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения  знаниями:

а) восприятие информации; 
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); 
в) запоминание (создание образа); 
г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. 
Позиция ученика: познание (в специально организованных для этого условиях). 
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет поставленные цели.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. 
Учебное действие – действие по созданию образа. 
Образ – слово, рисунок, схема, план. 
Оценочное действие – я умею! У меня получится! 
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю, что…. (формирование мировоззрения)
 
 
 

    Теоретические основы этического и  эстетического воспитания

     

      Этическое образование включает в себя:

    - обучение нормам поведения человека  в обществе, выработку навыков  правильного поведения, развитие  потребности человека в правильном  поведении, в хороших манерах;

    - воспитание нравственности, порядочности, человечности;

    - вооружение учащихся знаниями, умениями  и действиями по организации  своей жизни в обществе;

    - обучение ребенка нравственному  отношению к самому себе, окружающим  людям, природе;

    - воспитание у человека хороших  манер поведения в окружающем  мире.

     Исходя из этого, основные задачи, которые я ставлю для осуществления этического воспитания – это развитие этического мышления учащихся;  воспитание нравственных чувств (гуманности, терпимости, доброты, патриотизма, милосердия и др.); формирование высоконравственного поведения и культуры общения.

     Этическое мышление – один из компонентов  в системе нравственного развития школьников. В современной науке  мышление рассматривается как особая форма познавательной активности человека, как форма духовной деятельности человека, как высшее проявление сознания. Этическое мышление – активная работа сознания по осмыслению моральных понятий, знаний, идеалов. Нравственное развитие человека невозможно без развития этического мышления, логика которого в школьном возрасте предстает в следующем виде: представления – суждения – умозаключения – моральная рефлексия.

     Для воспитания нравственной культуры личности создаются определенные условия:

- наличие  нравственно-этической культуры  педагога;

-нравственно  благоприятная среда в классе, позитивное взаимодействие между педагогами и обучающимися;

- актуализация  нравственного потенциала личности;

-педагогическая  поддержка потребности в нравственном  самосовершенствовании.

    На  уроках математики этическое воспитание учащихся  обеспечивается через реализацию следующих задач:

    1.Выработка  навыков правильного поведения,  хороших манер, воспитание нравственности, потребности в нравственном самосовершенствовании.

    2.Воспитание  культуры поведения, общения,  взаимоотношений, культуры труда.

    3.Развитие  этического мышления. 

     Эстетическая культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, созидания, творчества, эстетического наслаждения) в субъективные потребности личности обучающегося.

     Для формирования эстетической культуры личности создаются следующие условия:

-соблюдение  единства эстетического и нравственного  воспитания;

- эстетика  общения: красота поступка, речи, уважение достоинства личности, культуры выражения чувств.

     Культура  умственного труда личности – духовная культура человека, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразования мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально.

    На  уроках математики очень много внимания уделяется воспитанию культуры труда. Основное содержание работы по формированию культуры умственного труда заключается  в воспитании потребности и возможности  школьников к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления.

      Воспитание культуры труда обеспечивается  за счет сочетания на уроке  различных видов трудовой активности  обучающихся, сочетания индивидуальных  и коллективных форм деятельности, развития творческого подхода к учебной деятельности, планирования результатов деятельности, направленных на формирование личностного развития.

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся на уроках математики

«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией”

З. Фрейд

     Мотивация – важнейший компонент структуры  учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация  есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок  получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

     Дети  говорят: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку  должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: хочу – могу – выполняю с интересом – личностно-значимо каждому, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

     Например, при изучении темы «Координатная  плоскость» интерес проявляется при построении по координатам различных фигур: цветок, ракета, бабочка и т.д. Сначала дети выполняют построение этих фигур по готовым координатам, а затем, включившись в творческий процесс начинают сами создавать задачи такого характера. Ребята имеют возможность в своего рода игре отработать навыки построения точек на координатной плоскости, учатся видеть ошибки и анализировать их.

Информация о работе Изучение основ этических отношений на уроках математики