Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 22:58, реферат
Целью изучения курса алгебры и начал  анализа в 10-11 классах является систематическое  изучение функций, раскрытие прикладного  значения общих методов математики, связанных с исследованием функций.
     Выбрав  тему реферата «Исследование функции  с помощью производной» я поставил следующие задачи:
     - систематизировать свои знания  о функции, как важнейшей математической  модели;
     - усовершенствовать свое умение  в применении дифференциального  исчисления для исследования  элементарных функций.
Введение.            3
Глава I. Развитие понятия функции.        4
Глава II. Основные свойства функции.       7
2.1. Определение  функции и графика функции.  Область определения и
область значений функции. Нули функции.      7
2.2. Виды функций  (четные, нечетные, общего вида, периодические
 функции).            8
2.3. Возрастание  и убывание функций. Экстремумы.     10
Глава III. Исследование функций.        12
3.1. Общая схема  исследования функций.      12
3.2. Признак возрастания  и убывания функций.      12
3.3. Критические  точки функции, максимумы и  минимумы.   13
3.4. Наибольшие  и наименьшие значения функции.     14
Глава IV. Примеры применения производной к исследованию функции. 15
Заключение.           22
«Исследование 
функции с помощью 
производной». 
Реферат 
по математике 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
План.
                              
Введение. 3
Глава I. Развитие понятия функции. 4
Глава II. Основные свойства функции. 7
2.1. Определение функции и графика функции. Область определения и
область значений функции. Нули функции. 7
2.2. Виды функций (четные, нечетные, общего вида, периодические
функции). 8
2.3. Возрастание 
и убывание функций. 
Глава III. Исследование функций. 12
3.1. Общая схема исследования функций. 12
3.2. Признак возрастания и убывания функций. 12
3.3. Критические точки функции, максимумы и минимумы. 13
3.4. Наибольшие 
и наименьшие значения функции.
Глава IV. Примеры применения производной к исследованию функции. 15
Заключение.           22 
Введение.
     Изучение 
свойств функции и построение 
ее графика являются одним из самых 
замечательных приложений производной. 
Этот способ исследования функции неоднократно 
подвергался тщательному 
     Целью 
изучения курса алгебры и начал 
анализа в 10-11 классах является систематическое 
изучение функций, раскрытие прикладного 
значения общих методов математики, 
связанных с исследованием 
Выбрав тему реферата «Исследование функции с помощью производной» я поставил следующие задачи:
     - 
систематизировать свои знания  
о функции, как важнейшей 
     - 
усовершенствовать свое умение 
в применении 
Развитие функциональных представлений в курсе изучения алгебры и начал анализа на старшей ступени обучения помогает старшеклассникам получить наглядные представления о непрерывности и разрывах функций, узнать о непрерывности любой элементарной функции на области ее применения, научиться строить их графики и обобщить сведения об основных элементарных функциях и осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой практики.
Работа над содержанием темы «Исследование функций с помощью производной» повысит уровень моей математической подготовки, позволит решать задачи более высокой сложности по сравнению с обязательным курсом.
Глава I. Развитие понятия функции.
Принципиально новая часть курса алгебры посвящена изучению начал анализа. Математический анализ – ветвь математики, оформившаяся в XVIII столетии и включающая в себя две основные части: дифференциальное и интегральное исчисления. Анализ возник благодаря усилиям многих математиков и сыграл громадную роль в развитии естествознания – появился мощный, достаточно универсальный метод исследования функций, возникающих при решении разнообразных прикладных задач. Знакомство с начальными понятиями и методами анализа – одна из важнейших целей курса.
Начиная с XVIII века одним из важнейших понятий является понятие функции. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира.
     Необходимые 
предпосылки к возникновению 
понятия функции были созданы, когда 
возникла аналитическая геометрия, 
характеризующаяся активным привлечением 
алгебры к решению 
Идея функциональной зависимости возникла в глубокой древности. Она содержится уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объема тех или иных фигур и геометрических тел.
     Однако 
явное и вполне сознательное применение 
понятия функции и 
Четкого представления понятия функции в XVII веке еще не было, однако путь к первому такому определению проложил Декарт. Постепенно понятие функции стало отождествляться с понятием аналитического выражения – формулы.
Явное определение функции было впервые дано в 1718 году Иоганном Бернулли : «Функцией переменной величины называют количество, образованное каким угодно способом из этой переменной величины и постоянных».
Леонард Эйлер во «Введении в анализ бесконечных» (1748) примыкает к определению своего учителя И.Бернулли, несколько уточняя его. Правда, он не всегда придерживался вышеуказанного определения. Эйлер придает более широкий смысл функции, понимая ее как кривую, начертанную «свободным влечением руки».
В «Дифференциальном исчислении», вышедшим в свет в 1755 году, Эйлер дает общее определение функции: «Когда некоторые количества зависят от других таким образом, что при изменении последних и сами они подвергаются изменению, то первые называются функциями вторых».
Большой вклад в решение споров внес Жан Батист Жозеф Фурье, который впервые привел примеры функций, которые заданы на различных участках различными аналитическими выражениями.
Во второй половине XIX века понятие функции формулируется следующим образом: если каждому элементу х множества А поставлен в соответствие некоторый определенный элемент у множества В, то говорят, что на множестве А задана функция y=f(x), или что множество А отображено на множество В.
Общее понятие функции применимо, конечно, не только к величинам и числам, но и к другим математическим объектам, например, к геометрическим фигурам.
     Это 
общее определение функции 
     Дирак 
ввел так называемую дельта-функцию, 
которая выходила далеко за рамки 
классического определения 
Сергей Львович Соболев первым рассмотрел частный случай обобщенной функции, включающей и дельта-функцию, и применил созданную теорию к решению ряда задач математической физики.
Важный вклад в развитие теории обобщенных функций внесли ученики и последователи Л.Шварца – И.М.Гельфанд, Г.Е.Шилов и другие.
     Краткий 
обзор развития понятия функции 
приводит к мысли о том, что 
эволюция еще  далеко не закончена 
и, вероятно, никогда не закончится,  
никогда не закончится и эволюция 
математики в  целом. 
Глава II. Основные свойства функции.
2.1. Определение 
функции и графика функции. 
Область определения и область 
значений функции. Нули 
Умение изображать геометрически функциональные зависимости, заданные формулами, особенно важно для успешного усвоения курса высшей математики.
Как известно, функциональной зависимостью называют закон, по которому каждому значению величины х из некоторого множества чисел, называемого областью определения функции, ставится в соответствие одно вполне определенное значение величины у; совокупность значений, которые принимает зависимая переменная у, называется областью изменения функции.
Независимую переменную х называют также аргументом функции. Число у, соответствующее числу х, называют значением функции f в точке х и обозначают f(x).
Функцию можно задать тремя способами: аналитический, табличный, графический.
Аналитический – с помощью формул.
Табличный – с помощью таблиц, где можно указать значения функции, однако лишь для конечного набора значений аргумента.
Графический способ задания функции очень удобен: он дает возможность наглядно представить свойства функции.
Графиком функции f называют множество всех точек (х;у) координатной плоскости, где y=f(x), а х «пробегает» всю область определения функции f.
Пример 1. Найти область определения функции y=lg (2x-3)
y=lg(2x-3)
D(y): 2x-3>0
2x>3
x>1,5
Ответ: D(y)=(1,5; +∞ ).
Одним из понятий для исследования функции является нули функции.
Нули функции – это точки, в которых функция принимает значение нуля.
Пример 2. Найти нули функции y=x2-5x.
y=x2-5x
D(y)=R
                 По 
y=0, тогда
x2-5x=0
x(x-5)=0
x=0 или x=5
Ответ: нулями функции являются точки x=0 и х=5.
Пример 3. Найти нули функции y=4x-8
y=4x-8
D(y)=R
                 По 
у=0, тогда
4х-8=0
4x=8
x=2
                 Ответ: нулями этой функции 
является точка х=2. 
2.2. Виды функций (четные, нечетные, общего вида, периодические функции).
Рассмотрим функции, области определения которых симметричны относительно начала координат, то есть для любого х из области определения число (-х) также принадлежит области определения. Среди таких функций выделяют четные и нечетные.
Определение: Функция f называется четной, если для любого х из ее области определения f(-x)=f(x).
     График 
четной функции симметричен 
Пример 4. Определить вид функции y=2cos2x.
y=2cos2x, D(y)=R
                 y(-x)=2cos2(-
Пример 5. Определить вид функции y=x4-2x2+2.
y=x4-2x2+2, D(y)=R.
                 y(-x)=(-x)4-
Определение: Функция f называется нечетной, если для любого х из ее области определения f(-x)=-f(x).
Информация о работе Исследование функции с помощью производной