Использование развивающих дидактических игр для математического развития младших дошкольников.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Задачи исследования: выявить уровень математического развития детей 4-5 лет; определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.

Содержание

Введение
1. Сущность методики математического развития младших дошкольников
2. Понятие о математическом развитии младших дошкольников
3. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

математика.docx

— 28.26 Кб (Скачать документ)

Методика формирования элементарных математических представлений в  системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Обучение ведёт за собой  развитие. В условиях рационально  построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно  сформировать у них полноценные  представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается  как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным  с активным формированием математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние  на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

3. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста

Современное состояние математического  развития дошкольников предусматривается  в разных программах. Одна из них - программа "Детство" заключается в следующем:

1. Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).

2. Содержание классическое: доматематические математические виды деятельности: виды деятельности:

- сравнение - счёт

- уравнивание - измерение

- комплектование - вычисление  плюс элементы логики и математики.

3. Методы и приёмы:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

4. Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, компьютер):

- блоки Дьенеша,

- палочки Кюизенера,

- модели.

5. Форма организации детской  деятельности:

- индивидуально-творческая  деятельность,

- творческая деятельность  в малой подгруппе(3-6 детей),

-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),

- игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую  среду, которую можно построить  следующим образом:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное  моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- игры головоломки,

- задачи-шутки,

- кроссворды,

- ребусы.

2. Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- специально придуманные  педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это  игры, способствующие решению умственных  способностей. Игры основываются  на моделировании, процессе поиска  решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

Таким образом, наука математического  развития в свете современных  требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Заключение

Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно  в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию  геометрических фигур, силуэтов, предметов  разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма  и размер" и другие, в которые  непосредственно включены разнообразные  обследовательские действия. Использование  логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.

Для закрепления представлений  детей о сохранении количества, его  независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение  старших, это поощряет их к освоению новых действий. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагается методика использования  различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.

Целенаправленное развитие элементарных математических представлений  должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г.

2. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М.: Просвещение

3. 1984 г. стр. 11 -16, 40.

4. Волковский Д Л."Руководство к "Детскому миру" в числах". -

5. М.: 1916г. стр.7-11,13,24.

6. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.

7. Гальперин П.Я. " О  методе формирования умственных  действий".

8. Глаголева Л.В. "Сравнение  величин предметов в нулевых  группах школ" Л-М. : Работник просвещения 1930г. стр. 4-6, 12-13.

9. Дошкольное воспитание , 1969г. № 9 стр. 57-65.

10. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.

11. 3вонкин А. "Малыш  и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

12. Логинова В.И. "Формирование  у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах  и признаках, свойствах и качествах". - Л.: 1964г

13. Логинова В.И. "Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном возрасте. Совершенствование  процесса формирования элементарных  математических представлений в  детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.

14. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". - М.: Учпедиз. 1961г. стр. 17-20.

15. Менчинская Н.А. "Психология обучения арифметике". АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.

16. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М.: Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

17. Использование игровых  методов при формировании у  дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.

18. Носова Е.А. "Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном возрасте. Совершенствование  процесса формирования элементарных  математических представлений в  детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.

19. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)".- М.: Педагогика 1983г. стр.7-15.

20. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М.: Просвещение 1987г. стр. 9-19.

21. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", - М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.

22. Федлер М. "Математика уже в детском саду". - М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.


Информация о работе Использование развивающих дидактических игр для математического развития младших дошкольников.