Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Любая компания имеет свой секрет достижения успешности и процветания. У одних это оригинальные разработки по организации структуры бизнеса, у других – эксклюзивные методики производства продукции, у третьих – специфические маркетинговые мероприятия.
Естественно, что компания - обладатель такой информации старается не допускать к ней посторонних лиц. Часто такие сведения являются объектом пристального внимания конкурентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 12
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ1.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

Первый критерий целесообразно уточнить, указав, что информация не должна быть известна лицам, которые находятся в конкурентных отношениях с ее обладателем. Также его можно сформулировать как неизвестность информации лицам, которые обычно имеют дело с информацией подобного рода.

Второй − необходимо существенно пересмотреть, ведь понятие действительной или потенциальной коммерческой ценности информации до сих пор вызывает споры не только среди ученых-цивилистов, но и среди юристов-практиков. Разумным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, обладание которыми позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Также возможным видится распространение указанного режима на сведения, которые позволяют их владельцу получить любые конкурентные преимущества.

Уточнению подлежит еще один критерий коммерческой тайны – ее обозначение с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства. Причина необходимого уточнения – невозможность распространения требования о маркировке на информацию, находящуюся в электронной форме.

Проблема определения сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Следует внимательно отнестись к вопросу закрепления перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Несмотря на существующий в настоящее время исчерпывающий перечень таких сведений, действующее законодательство не позволяет в полной мере охранять коммерческую тайну организаций. Это объясняется тем, что акты законодательства в отдельных сферах (например, в сфере государственных закупок) содержат требования по раскрытию информации, ценной для обладателя именно в силу ее неизвестности третьим лицам.

Проблема соотношение режимов охраны информации. В проекте Закона «О коммерческой тайне» необходимо определить соотношение режимов охраны одной и той же информации, в том числе закрепить приоритет режима охраны государственных секретов над режимом охраны информации как коммерческой тайны. В законопроекте целесообразно установить алгоритм действий по определению режима охраны в случае, когда сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрели статус иной охраняемой информации (например, статус тайны предварительного расследования).

Проблема введения режима охраны коммерческой тайны, допуска к ней и ответственности за ее разглашение. Ее решение – в четком закреплении в законопроекте механизма определения состава сведений, составляющих коммерческую тайну, порядка введения режима коммерческой тайны, использования, учета, хранения и маркировки документов, иных носителей коммерчески ценной информации, порядка допуска к ней работников владельца, а также лиц, привлекаемых к его деятельности, установления ответственности за ее незаконное разглашение.

Целесообразно предоставить субъекту хозяйствования возможность вносить изменения в состав сведений, охраняемых в режиме коммерческой тайны, заключать с работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны в процессе осуществления ими трудовой деятельности, взыскивать с работников, разгласивших коммерческую тайну, не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду. Разумным представляется и установление срока, в течение которого работник не имеет право разглашать коммерческую тайну, ставшую ему известной в период работы у нанимателя, а также ответственность за несоблюдение данного запрета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите.

Подводя итоги данной работы можно сказать.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

В настоящее время актуальна проблема разработки законодательство в сфере коммерческой таны, а именно Закона «О коммерческой тайне». Без законодательной базы нельзя объективно оценить проблемы защиты коммерческой тайны.

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. Принимая во внимание мировой опыт, можно выделить следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

a)                законодательный;

b)                физическая защита;

c)                 организационный;

d)                технический;

e)                работа с кадрами.

Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Василевский А., Коммерческая тайна: как защитить компанию? // www.bel.biz

2. Веремейко Ю. А., Защита коммерческой тайны // Отдел кадров -2009.- №2(97) -15 с.

3. Гаврилов Э. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты./ Хозяйство и право, 2003 г., № 5 – с. 28.

4.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З : с изм. и доп. : текс по состоянию на 3 февраля 2011г. // www.pravo.by

5.Князев С. Н. Учебный материал по дисциплине «Концепция национальной безопасности Республики Беларусь» - М., 2004 – 160 с.

6.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. № 194-З : с изм. и доп. : текс по состоянию на 30 ноября 2009 г. // www.pravo.by

7.Об утверждении Положения о коммерческой тайне: Постановление Совета Министров от 6 ноября 1992 г. // www.lawbelarus.com

8.О подготовке законопроектов республиканскими органами государственного управления в 2011 году Постановление Совета Министров от 12 марта 2011 г. № 312 // www.pravo.by

9.Рекомендации правового форума «Правовая охрана коммерческой тайны: современное состояние законодательства и перспективы развития» // www.center.gov.by/

10.Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. – М.: БЕК, 1995. -206 с.

11.Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З : с изм. и доп. : текс по состоянию на 31 декабря 2009 г. // www.pravo.by

12.Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З : с изм. и доп. : текс по состоянию на 27 декабря 2010 г. //  www.pravo.by

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР-ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О НЕРАЗГЛАШЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Я,  __________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество, должность сотрудника либо лица,заключившего договор)

обязуюсь:

1. Сохранять в  тайне  преднамеренно скрываемые по коммерческим

соображениям   сведения   об  экономических  интересах,  о различных сторонах и сферах деятельности _____________________________________

                                                                                             (наименование субъекта хозяйствования)

(далее   -   Предприятие),    перечищенные    в   Перечне  сведений, составляющих коммерческую тайну Предприятия.

2.  Не разглашать третьим лицам  содержание  ставшей  известной мне  информации,   указанной в  п.  1 настоящего Обязательства,  без разрешения,  выданного   в   установленном  порядке  Предприятием, в период   срока   работы    на    Предприятии  либо  срока   действия

________________________________________________________, а  также в

(наименование, дата, N гражданско-правового договора)

 

течение   ___  лет  после   увольнения   либо  прекращения  действия указанного гражданско-правового договора.

3.   Выполнять  относящиеся  ко  мне  требования  приказов  и  положений  по обеспечению сохранности коммерческой тайны:

- не разглашать коммерческую тайну при ведении деловой (рабочей) переписки с контрагентами Предприятия;

-  не  раскрывать  секреты  производства,  включая  технологию  изготовления продукции;

-  не  допускать   выхода   несанкционированной   рекламы,  опубликования  в периодической  печати,  разглашения в выступлениях по радио  и  телевидению,  на конференциях,  семинарах  и   т.д.   информации   и   материалов,   составляющих коммерческую тайну Предприятия;

- обеспечить надлежащее хранение документов, содержащих охраняемые сведения.

Не  позволять  персоналу  и (или) посторонним лицам делать копии, извлечения  из этих документов либо аннотации на них в интересах посторонних лиц.

4. В случае попытки посторонних лиц получить от меня сведения о коммерческой тайне немедленно сообщать об этом директору Предприятия.

5. Сохранять коммерческую  тайну  тех  субъектов  хозяйствования, с которыми Предприятие имеет деловые отношения.

6.   Не   использовать   знание   коммерческой   тайны  для  занятия   любой деятельностью,  которая в качестве конкурентного действия  может  нанести  ущерб Предприятию.

7. В случае моего  увольнения,  болезни,  при  уходе в отпуск и нахождении в командировке  более  одного  месяца все носители коммерческой  тайны  (рукописи, черновики,  чертежи,  дискеты,  распечатки   на  принтерах,  кинофотонегативы  и позитивы,  материалы, издания и пр.), которые находились  в  моем  распоряжении, передать директору Предприятия.

8. Об утрате  или  недостаче  носителей  коммерческой  тайны, удостоверений, пропусков,  ключей  от  служебных  помещений,  хранилищ,  сейфов  (металлических шкафов),  печатей  и  о  других  фактах,  которые  могут  привести к разглашению коммерческой  тайны,  а  также о причинах и условиях возможной  утечки  сведений немедленно сообщать директору Предприятия.

9.  С  перечнем  сведений,   составляющих  коммерческую  тайну  Предприятия, ознакомлен.

10.  Мне  известно, что незаконное  распространение  сведений,  составляющих коммерческую тайну  Предприятия,  может  повлечь  гражданско-правовую  или  иную ответственность  в  соответствии  с законодательством Республики Беларусь в виде обязанности по возмещению ущерба (убытков, упущенной выгоды и морального ущерба) в пользу предприятия.

 

______________            __________________________________________

  (подпись)                  (Ф.И О. лица, дающего обязательство)

 

                                                      ____ _____________ 20__ г.

 

______________            __________________________________________

  (подпись)                  (Ф.И О. лица, дающего обязательство)

 

 

 

2

 



Информация о работе Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты