Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Любая компания имеет свой секрет достижения успешности и процветания. У одних это оригинальные разработки по организации структуры бизнеса, у других – эксклюзивные методики производства продукции, у третьих – специфические маркетинговые мероприятия.
Естественно, что компания - обладатель такой информации старается не допускать к ней посторонних лиц. Часто такие сведения являются объектом пристального внимания конкурентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 12
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ1.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

При создании системы защиты коммерческой тайны необходимо выявить и перекрыть все потенциальные каналы утечки информации, обеспечив при этом одинаковую степень защиты различных ее носителей.

На каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

a)              Учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий.

b)              Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну.

c)              Охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений.

d)             Контроль за средствами размножения и копирования документов.

e)              Контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

Сгруппировано механизм защиты коммерческой тайны предприятия можно увидеть в Таблице 1.

К организационным мерам обеспечения защиты коммерческой тайны можно отнести установление с помощью «Положения о коммерческой тайне» или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и тд.

 

Таблица 1 – Механизм защиты коммерческой тайны предприятия

 

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

1

2

Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия

Система контроля за средствами копирования и размножения документов

Система учета и охраны новых материалов и продукции

Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники

Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений

Порядок использования открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации

Система контроля за посещением предприятия посторонними лицами

Система мотивации и обучения персонала предприятия способам защиты коммерческой тайны

Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну

Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия

 

Насколько бы продвинутыми ни были технические меры безопасности, всегда остаются реальные люди, владеющие конфиденциальной информацией, и именно от них исходит самая большая опасность. Это могут быть:

a)     работники компании, которые в силу своих трудовых обязанностей соприкасаются с коммерческой тайной;

b)    контрагенты, получившие доступ к конфиденциальной информации в ходе выполнения договорных обязательств;

c)     потенциальные инвесторы, которые получают конфиденциальную информацию о, скажем, новом проекте, решая вопрос о его возможном финансировании;

d)    бизнес-партнеры, совладельцы, а также юристы, бухгалтеры, аудиторы, другие стороние консультанты.

Здесь мы переходим к наиболее распространенному способу защиты коммерческой тайны – соглашению о неразглашении коммерческой тайны. Такой договор рекомендуется заключать со всеми, кому в той или иной мере становится доступна коммерческая тайна.

Реальной формой защиты интересов компании является соглашение с работниками о неразглашении коммерческой тайны (см. Приложение), ставшей доступной во время трудовых отношений, а так же соглашение о неразглашении с контрагентами, партнерами и иными лицами. Данное соглашение можно заключить как в виде отдельного документа, так и в форме одного из условий трудового договора с работниками, либо включать положения о неразглашении в гражданско-правовые договора с контрагентами.

В таком соглашении важно указать, во-первых, что именно является коммерческой тайной. Важно дать достаточно четкое определение, в то же время не разглашая саму тайну. Обычно в такой договор включают список информации, неподлежащей разглашению.

Во-вторых, четкое определение обязательств стороны, которой сообщается или иным образом становится доступна коммерческая тайна. В общем случае - обязательство хранить конфиденциальную информацию в тайне, а также не использовать коммерческую тайну в неразрешенных целях. Также, в соглашении немаловажно определить, как разрешается использовать коммерческую тайну, и предусмотреть, что любое другое использование запрещено или требует отдельного разрешения.

В-третьих, срок, в течение которого сохраняется обязательство соблюдать конфиденциальность, обычно не ограничивается сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора. Очень часто такие договора не предусматривают какого-то временного ограничения, а просто содержат фразу «... пока соответствующая информация является коммерческой тайной», т.е. по-прежнему ценной, недоступной широкому кругу людей и охраняемой. Чтобы внести ясность и не спорить, является информация коммерческой тайной или нет, можно установить конкретный срок запрета, скажем пять или 10 лет.

В соответствии с частью второй статьи 140 ГК лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Также статья 400 Трудового кодекса РБ содержит положение, устанавливающее материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю. Ответственность установлена ст. 167-9 Кодекса об административных правонарушениях РБ, ч. 2-3 ст. 201, статьями 254, 255, 375 Уголовного кодекса Беларуси.

 

Однако убытки от разглашения конфиденциальной информации могут исчисляться миллионами. Понятно, что если компания-контрагент еще каким-то образом сможет возместить данные убытки, то ни у какого работника не хватит средств, чтобы компенсировать это компании-работодателю. Единственное, что можно рекомендовать, это внимательнее выбирать себе работников и ограничить доступ к конфиденциальной информации внутри компании.

 

 


ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В  СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

Действующее законодательство в силу существующих пробелов и коллизий не позволяет обеспечить эффективную защиту интересов лиц, обладающих конфиденциальной информацией, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим актуальным является дальнейшее развитие законодательства Республики Беларусь в сфере охраны нераскрытой информации в целом и коммерческой тайны в частности.

В настоящее время Постановлением Совета Министров от 12.03.2011 №213 «О подготовке законопроектов республиканскими органами государственного управления в 2011 году», утвержден план подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления на 2011 год. Одним из таких законопроектов в сфере гражданского законодательства является Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне», который к июлю 2011 году должен быть подготовлен Министерством экономики совместно с Министерством юстиции и Государственным комитетом по науке и технологиям.

Первые упоминания о коммерческой тайне появились в отечественном законодательстве с принятием Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях». Более детальную регламентацию отношения, связанные с коммерческой тайной, получили в Положении о коммерческой тайне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 года № 670. В нем были определены признаки сведений, составляющих коммерческую тайну, закреплен перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны, установлены общие принципы введения режима охраны коммерческой тайны, последствия ее несанкционированного разглашения работниками и иными лицами, имеющими к ней доступ, и др.

Вступление в силу ГК, который должен был закрепить стройную систему правового регулирования общественных отношений, в том числе за счет закрепления развернутого перечня объектов гражданских прав, фактически породило ряд теоретических и практических проблем в части определения правовой природы коммерческой тайны и ее правового режима.

В настоящее время нужно обратить внимание на проблему определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав, как следствие, на необходимость решения вопроса о том, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения, на вопросы о целесообразности законодательного закрепления возможности взыскать компенсацию или штраф за незаконное разглашение коммерческой тайны, и о том, обязаны ли органы государственного управления, заключающие договоры с субъектами хозяйствования, соблюдать коммерческую тайну последних.

Вопросы обеспечения правовой охраны коммерческой тайны на предприятии - это пробелы и коллизии действующего законодательства, которые препятствуют не только эффективной охране сведений, представляющих коммерческую ценность для организаций, но и широкому привлечению инвестиций в отечественное производство.

О соотношении отдельных видов охраняемой информации нужно отметить необходимость законодательного решения проблемы приоритета того или иного режима охраны информации (например, когда информация одновременно может охраняться в режимах коммерческой тайны и государственных секретов, или когда информация, относящаяся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрела статус тайны предварительного расследования).

Вопрос доступа государственных органов к коммерческой тайне субъектов хозяйствования нужно уделить особое  внимание. Лицами, имеющими право доступа к коммерческой тайне на основании положений законодательства,  могут быть только контролирующие и правоохранительные органы, представившие соответствующие запросы, оформленные в порядке, установленном законодательством.

В ходе обсуждения проблем правовой охраны коммерческой тайны, можно привести ряд мнений относительно отдельных аспектов регулирования отношений, связанных с защитой конфиденциальной информации, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. Отмечу, что далеко не все страны в настоящее время обладают законодательными актами, которые посвящены вопросам правовой охраны коммерческой тайны. Охрана коммерчески ценной информации, согласно взглядам многих специалистов, прежде всего, − задача каждого отдельного субъекта хозяйствования, который должен принимать меры к сохранению такой информации втайне от своих конкурентов.

Целесообразность принятия Закона «О коммерческой тайне», при разработке которого сочли возможным учесть опыт стран, в которых действуют законодательные акты со схожим предметом регулирования, например, опыт Соединенных Штатов Америки, Республики Молдова, Российской Федерации. В Соединенных Штатах Америки в настоящее время соответствующие отношения регулирует Единообразный закон о торговых секретах 1979 года, в Республике Молдова − Закон Республики Молдова от 6 июля 1994 года «О коммерческой тайне», в Российской Федерации − Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне», очевидна.

Закон «О коммерческой тайне» должен определить место коммерческой тайны среди иных объектов гражданских прав, закрепить критерии отнесения сведений к коммерческой тайне и перечень сведений, которые не могут к ней относиться в любом случае. Он должен установить содержание режима охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок его введения, формы распоряжения коммерческой тайной, а также предусмотреть права и обязанности лиц, получающих доступ к коммерческой тайне на основании договора либо в силу законодательства.

Приведу сформулированные проблемы, требующие разрешения в рамках законопроекта.

Проблема определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав. При ее решении необходимо установить, является ли коммерческая тайна, в том числе секреты производства (ноу-хау) объектом исключительных прав или нет, как следствие, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения.

Проблема законодательного закрепления дефиниции понятия «коммерческая тайна». При ее решении необходимо определить, является ли коммерческая тайна информацией (сведениями, ее составляющими), как это закреплено в большинстве зарубежных законодательных актов со схожим предметом регулирования, или особым правовым режимом, который вводится в определенных законом случаях и порядке в отношении определенных сведений лицом, которое такими сведениями обладает. Последнее нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне».

Проблема установления критериев, при соответствии которым сведения могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Бесспорным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, к которым отсутствует свободный доступ на законном основании и в отношении которых их обладатель принимает меры к сохранению их конфиденциальности. Поскольку указанные критерии являются недостаточными для установления режима коммерческой тайны, действующее законодательство содержит и иные, менее бесспорные критерии коммерческой тайны. К ним относятся критерии неизвестности информации третьим лицам и ее коммерческой ценности.

Информация о работе Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты