Межкультурная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:06, лекция

Описание

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и воспр-я инф-ии как в межличностном так и в массовом общении, причем по разным каналам при пом различных верб и неверб ср-в комм-ии.
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам

Работа состоит из  1 файл

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.docx

— 62.33 Кб (Скачать документ)

 

Псих мех-мы инк-ии:

1. Имитация – осознанное  стремл-е ребенка подражать опр модели повед-я. В кач-ве примера к.п. выст родители, затем учителя, изв люди. Спустя годы он будет обучать своих детей по тем же имитирующим позициям которые впитал в себя

2. Идентификация – способ  усвоения детьми родительского  поведения, установок и ценностей  как своих собственных 

3. Стыд, чувство стыда –  появл есле застали на месте  преступления, разоблачили и опозорили 

4. Чув-во вины – связ  с теми же переживаниями, но  для его появления не нужно  разоблачения, достаточно голоса  своей совести который говорит, что вы поступили плохо и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. Т.е. речь идет о наказании самого себя.

 

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 

 

Культурная динамика –  изменения происходящие в к-ре того или иного народа. КД подраз все  виды изм-ий происх-х в к-ре и ч-ке под возд-ем внутр и внеш факторов.

В к-ной антропологии принято  выд след источники к-ной динамики:

1. Инновации – изобрет-е  новых образов, символов, норм  и правил повед-я, новых форм деят-ти напр-х на измен-е усл-й жизни людей и формир-е нового типа мышл-я или воспр-я мира

2. Обращение к культурному наследию – переоценка и исп-е в новых усл-ях всей совок-ти к-ных достижений данного об-ва и его историч опыта

3. Культурные заимствования  – исп-е предметов, норм повед-я,  ценностей созданных и апробированных  в др к-рах. Данный вид к-ной динамики разв-ся в тех случаях, когда одна к-ра поддается вл-ю другой более развитой. КЗ имеют место как при прямом контакте, так и при косвенном (СМИ, потребляемые товары, образ-е учрежд-я). Однако в проц замимствования народ реципиент заимств не все подряд, а лишь то, что явл близким его к-ре, м. принести явную или скрытую выгоду и даст в рез-те приемущ-во перед другими народами. Х-р, ст-нь и эффективность к-ных заимствований опр след факторы:

а) интенсивность контактов 

б) усл-я мкк контактов (сделано ли это добровольно или  путем насилия)

в) ст-нь дифференциации об-ва, т.е. наличие социок-ных групп  готовых принять нововведение

г) мода

4. Синтез – взаимод-е  и соед-е разнородных к-ных  эл-тов в рез которого возн нов к-ное явл-е которое отл от составляющих компонентов и им собственное кач-во. Синтез к.п. им место в том случае если к-л к-ра осваивает достиж-я в тех сферах которые недостаточно развиты в ней самой, но при этом остается самобытной (Сингапур, Тайвань, юж. Корея, Макао)

 

Культурная диффузия и  ее совр-е контексты 

 

К-ная диффузия – взаимное проникновение явл-й к-ры или целых  к-ных комплексов из одной к-ры в  др при их взаимод-ии

К-ное взаимод-е – это  к-ный контакт который м. пройти бесследно или закончится сильным вл-ем взаимод-х к-р (республики СССР)

Каналами к-ной диффузии явл: миграция, туризм, д-ть миссионеров, торговля, война, нацч конференции, ярмарки, обмен спец-тами и т.п.

К-ная диффузия быв 2-х типов:

- вертикальная (стратификац-я)  – при которой одна к-ра  подч-ся другой 

- горизонтальная – при  которой устан равноправные отн-я  между к-ми 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АККУЛЬТУРАЦИИ 

Исследование процессов  аккультурации отн к нач ХХ века и было начато амер антропологами  Редфилдом, Линтоном и Херсковицем. В нач акк-ю рассм-ли как рез-т  длит-го контакта групп представляющих разные к-ры который выражался в  изменении исх к-ных моделей в обеих группах. Считалось, что эти процессы идут автоматически, к-ры смешиваются и достигается сост-е к-ной и этнич-ой однородности. Иначе гов, акк-я понималась как групповой феномен. В наст вр акк-ю стали рассм-ть на Ур-не психологии индивида.

Акк-я – это процесс  и рез-т взаимного вл-я разных к-р при котором все или ч. предст-лей одной к-ры перенимают нормы, ценности и традиции др. к-ры которая наз-ся к-ра донор.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АККУЛЬТУРАЦИИ 

2. Ассимиляция – вар-т  акк-ии при котором ч-к полностью принимает ценности и нормы иной к-ры отказываясь при этом от своей к-ной идентичности (от норм и ценностей своей к-ры)

3. Сепарация – отрицание  чужой к-ры при сохранении идентификации  только со своей к-рой. Разновидность сепарации при которой доминантная к-ра изолирует представителей подчененной к-ры – сегрегация (вынужденная сепарация).

4. Маргинализация – это  явл-е которое свид-т о потере  идентич-ти с собственной к-рой и отстустствии идентифик-ии с к-рой большинства. Это так же проис из-за доминант к-ры которая осущ насилие по отн к предст-лям др к-ры

5. Интеграция – идентификация как с собственной так и с новой к-рой.

Рез-том и целью акк-ии явл долговр-я адаптация к жизни  в чужой к-ре. Акк рассм в  след аспектах:

- Психологич-я – предст  собой достижение психологич-ой  удовлетворенности в рамках др к-ры

- социо-к-ная – умение  свободно ориентироваться в новой  к-ре, решать повседневные проблемы  в семье, в быту, на работе 

- экономич-я – работа 

При наличии всех этих видов  адаптации чел-к чувствует удовлетворение.

 

Акк-я как коммуникация

Ч-з свой продолжит-й опыт общ-я люди рассматривают именно то, что необходимо в новых усл-ях. Любое общение им. 3 аспекта:

- Познавательный – то, что мы познаем

- аффективный – подразумевает  возд-е индивидов др на др

- поведенческий – подразумевает  прием норм, ценностей, традиций, обычаев чужой к-ры. Мы осваиваем  навыки: технич-е (Влад-е яз-ом, умение  звонить по тел, делать покупки, платить налоги); социальные (система правил и условностей которых нужно придерживаться в чужой к-ре);

 

Полная адаптация ч-ка к чужой к-ре означ, что все 3 аспекта  комм-ции протекают одновр-но и  хорошо сбалансированы.

 

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

• гео факторы – первым чел-ком, который обратил вн-е на гео факторы был историк Ключевский, он писал: «именно русс равнина, речная степь и междуречье, Лесь и степь, река и бескрайнее поле, все это формировало х-р русс-го народа, тип хоз-ва и гос-ва, а также взаимоотн-я с соседними народами». Учавствовала хоз-ная деят-ть ч-ка. Др изв-ный философ Бердяев писал, что пейзаж русской души соответствовал пейзажу русской души соотв пейзажу русс земли. При всех сложностях взаимоотн-й русс ч-ка с русс природой, культ ее был настолько важен, что нашел свое отрожение в этнониме (самосознании) русс этноса.

• истор факторы – огр  знач-е для формир-я российского  менталитета и к-ры стало христ-во в его восточном, т.е византийском варианте. Рез-том крещения Руси стало вхождение ее в тогдашний цивилиз-й мир. Однако более главным фактором стало ее геополитич-е полож-е между западом и востоком. Именно с этого истор события Русь, а затем Россия выбирает ориентацию в восточ напр-ии разв-я

• религиозные факторы  – Хомяков – вождь славяно-филства  гов «подлинная христ-я церковь  предст собой прежде всего глубокую дух связь соборно объединяющую мн-во верующих в любви и истине. Из всех концессий этому идеалу соотв лишь православная церковь п.ч. нарушен принцип соборности в католицизме и протестантизме. В католицизме п-п соборности нарушен во имя подч-я Папе, а в протестантизме во имя торжества свободы индивидуализма. В православии каждый человек признается личностью, но не самодостаточной, а проявляющейся лишь в соборном объединении интересы которого выше интересов отд ч-ка. Рез-том стало закрепление в кач-ве идеала русс к-ры – стремл-е к авторитарности и коллективности одновр-но.

 

 

САМОСОЗНАНИЕ РУССКОЙ  КУЛЬТУРЫ

 

Нац х-р – совок-ть специфически, физ и дух-х кач-в, норм поведения и деят-ти типичных для предст-лей той или иной нации.

Исслед-ли нац х-ра счит, что  вся совок-ть детерминирующих факторов нац х-ра м.б. разделена на 2 группы:

- факторы природно-биологические 

- социо-культурные факторы 

Тип об-ва сформировавшийся у того или иного народа оказ еще  большее вл-е на нац х-р, чем прир-био факторы. Нац х-р склад-ся из набора ценностей носителем которых является тот или иной народ. Измеряемой формой проявл-я нац х-ра явл этнич-е стереотипы которые способствуют формир-ю образов «хороших» и «плохих» народов и ориентирует нацию на поиск союзников и/или врагов

Этнич-й стереотип –  соц-но обусловленный схематический  образ своей этнич-ой общности (автостереотип) или представление о др этнических общностях (гетеростереотип).

Стереотипы возн из-за стремл-я  ч-ка к экономии мышления: конкретизации, упрощению, описанию большой группы людей как единой.

С-пы формир либо при непоср межлич-ном контакте – ком контакте, а так же посредством неорганизованных форм передачи инф-ии (слухи, анекдоты, посл, поговорки), а так же посредством предубеждений уходящих корнями в историч-е традиции

Этностереотип – это своего рода тест распространяемый на весь народ  при котором выражаются к.п. психологич-е  особенности воспр-я др народа.

Этнич-я идентичность занимает особое место в русс к-ре и принимает  форму «наши – не наши». Осн критерием при этом выст религиоз принадл-ть, а так же отнесение к западному или восточному миру. На этой основе и формируется спец-ки русское понятие «иностранец». Ин-цы в осн для нас люди с запада.

Немаловажным был и  тот факт, что из-за падения Византии Русь осознала себя гос-вом нах-щимся  во вражд отн-ях с христианскими, но неправославными странами (Герм, Польша, Литва). Язычники в больш-ве своем мусульмане – монголы, татары стали православными.

Отн-е к понятию «иностранец» у русских всегда было сдержанное и чуждое.

Иностранцы для России – это своеобразное зеркало с  пом которого мы с одной стороны хотим получить одобр-е своим поступкам, а с дру стор постоянно сознаем свою самобытность и хотим ее сохранить.

 

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ  ХАРАКТЕР 

 

Тема русс нац х-ра в русс общ-ной мысли

 

Изуч-е русс х-ра разбив на 2 этапа:

1. Вр-на моск Руси –  конец 19 в – изуч нега ткач-ва 

2. В нач 20 в нац х-р  стал получать более объективную  оценку где наряду с негативными приводились положит-е кач-ва рус х-ру.

 

Негат кач-ва, Бердяев выд:

• Нелогичность, бессистемность и утопичность рус мышл-я, отсутствие у русс ума потребности свободной  творч мысли 

• импульсивность, лень, неорганизованность, неумение и нежелание довести  начатое дело до конца 

• неаккуратность и неряшливость в стремлении сделать все побыстрее спустя рукава

• формальная религиозность  опт такие кач-ва как стремл-е сплутовать, обмануть, отсутствие предусмотрит-ти

Каверин выд:

• стремл-е к молодчеству, разгулу, бесконечной свободе, удали  без конца 

 

Самый гл вывод о кач-вах  рус нац х-ра: двойственность, непостоянство 

 

Положит-е, Бердяев:

• мягкость, пассивность, женственность 

• национализм связ-й с  мессианством, т.е. с представлением об особой миссии России в истории, поэтому мессианизм в русских  переходит в отриц-е всякого  национализма и признание того, что  русс народ жертвенно служил делу всех народов 

Лосский:

• Оригинальность и самобытность х-ра объясн-ся религиозностью лежащей  в основе стремления к поиску абсолютного  добра в связи с этим пролож русс х-ра

• бескорыстие 

• отсутствие интереса к  матер ценностям и частной собств-ти

• спос-ть к сочувствию и  сопереживания рус ч-ка

Данные философы заявляют, что полож кач-ва рус нац х-ра явл продолжение его недостатков, а не компенсируют их.

 

Представл-е о наиб типичных чертах нац х-ра обобщаются в авто и гетеростереотипы.

Факторы авто и гетеростереотипотизации  обуславливают х-р МКК и спос-т формир-ю либо «хороших» либо «плохих» народов.

Кроме непоср межлич-го общ-я авто и гетеростереотипы усваиваются чел-ком с детства и показывают ему конкретный образ других народов.

Изучение 5 осн кач-в присущих больш-ву русских:

- доброта 

- терпиливость 

- гостеприимство 

- лень 

- безалаберность 

 

Стереотип – набор общих  усредненных свойств или черт х-ра, манеры поведения представителей к-л одного народа.

 

 

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ

 

Переводческая компетентность

Уровни 

 Компетенции 

Конститутивный (основополагающий) Рецептивная (воспр-е и поним-е иноязыч текста) Экспрессивная (пораждение текста на ПЯ)

Субуровень (подчинен конститутивному)

Языковая Фоновая, социокультурная (кругозор, опыт)

профессиональная 

Эпиуровень (как применяется  КУ и СУ в речи, прим-е яз ед-ц в речи)

Писм/устная Текстообразующая (знание параметров по которым создается текст, гл: связность и цельность) Жанрово-стилевая (разх, ХЛ, ГПЛ, ОДЛ, НИТЛ)

 Пер-кая компетенция  – сумма знаний, умений и навыков  для осущ-ния проф пер-кой деят-ти

 

Рецептивная компетенция (воспр-е  и поним-е) – 2 ур-ня сигнальной системы:

1. Ощущения, представления  (сознание)

2. понятия, уждения, умозакл-я  х-ны только для ч-ка (сознание и мышление)

Поним-е явл результирующий мысли воплощенной в суждении

РК подрузумевает фазовый  х-р (или стадиальный):

1. замысел автора –  то, ради чего написан текст 

2. осмысление сказанного  или написанного 

3. п-д вербальной речи  на яз внутр речи 

речь – мысль 

Внутр речь носит симульнанный х-р (свернутый), Внеш речь носит сукцессивный (развернутый х-р)

 

Экспрессивная компетенция  – компетенция по пораждению речи

мысль – речь

Сост из неск этапов:

1. Планирование – подыск  к отд понятиям соотв слова

2. реализация – линейная  развернутость синтаксич-х структур 

3. контроль 

 

Фоссилизация – «окаменение» к-л яз стр-р которые были изнач-но преподнесены либо уч-лем либо учебником

Агнонимы – ошибки воспря и поним-я 

Паранормативы – ошибки пораждения

 

Языковая компетенция  – подраз хор зн-е лексики, грамматики (морфология, синтаксис), стилистики

Информация о работе Межкультурная коммуникация