Межкультурная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:06, лекция

Описание

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и воспр-я инф-ии как в межличностном так и в массовом общении, причем по разным каналам при пом различных верб и неверб ср-в комм-ии.
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам

Работа состоит из  1 файл

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.docx

— 62.33 Кб (Скачать документ)

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (лекции)

 

КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

 

Коммуникация – социально  обусловленный процесс передачи и воспр-я инф-ии как в межличностном так и в массовом общении, причем по разным каналам при пом различных верб и неверб ср-в комм-ии.

Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных  форм отношений и общения между  индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам 

 

В отн кмм сцщ 2 противоп подхода:

1. «Романтический» - яз  рассм как динамич-й феномен  нах-ся в постоянной эволюции  и предопределяемый творческой  энергией гов-го (Гумбольдт, Потемня,  Фослер)

2. Структуролистский –  польз-е языком рассм-ся как  создание по заранее заданным  моделям опр-х конструкций из дискретных фиксированных ед-ц не подвергающихся серьезным изменениям (Де Соссюр, Якобсон)

 

Сущ монологич-я и диалогич-я речь. Бахтин утв, что монологич речи не сущ.

К-ция рассм как процесс  взаимод-я и взаимокодировки индивид-го возн-я каждово из коммуникантов (Леонтьев)

Никакой передачи мысли между  говорящим и его слуш-лем не происходит. Слуш-ль сам созд инф-ю уменьшая неопр-ть путем взаимод-й в собственной когнитивной области. Консенсус возникает лишь благодаря кооперативным взаимод-ям в которых результирующее поведение каждого из организмов служит поддержанию их обоих (Матурана)

КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОД-Е  «ГОВ-Х СОЗНАНИЙ» 

Этот термин принадл ак-ку Бахтину. Он гов, чт любая комм-я предст собой взаимод-е «гов-х сознаний». Понятие «гов созн» подраз неск потяний и одно из них это язык. Принято разгранич яз трояко:

1. «Глобальное» поним-е яз-а – при котором именуется любая знаковая система, а так же их совок-ть (яз музыки, яз архитектуры)

2. «Широкое поним-е» яз-а – при котором понимается как опред-й специфический класс знаков сост-х из фонем, морфем, лексем. Т.е. речь идет о едином универс-ом чел-ком яз-е или яз-е вообще

3. яз как реально сущ-щая  знак-я система – используемая  в некотором социуме в некоторое  вр и в некотором простр-ве (Кибрик)

Культура 

По подсчетам Куревича сущ более 1000 определений понятия «к-ра»:

1. К-ра сост из компонентов и понимается как совок-ть этих компонентов, а именно знания, верования, исск-во, нравств-ть, з-ны, традиции и обычаи, спос-ти и привычки (Тейлор)

2. «Широкое» поним-е к-ры  по Лотману: «своеобразие ч-как как к-ного сущ-ва требует противопоставл-я его миру природы, помимаемой как внек-е пространство. Лотман разгранич к-ру и природу. Категория ценности позв снять вопрос о разделении материальной и дух к-ры т.к. в чел сознании нет границы между матер и дух (идеальным) и ценность любого материаль предмета как к-ного феномена опр-ся тем знач-ем или ценностью которой он наделяется в данном социуме

3. социальный и индивидуальный х-р к-ры, т.е. к-ра м. пониматься как поред форма общ бытия людей и как форма присвоения личностью коллективного опыта

4. нац и универс х-р к-ры. В рамках нац и унив к-ры след выд т.н. этнодифферинцирующую и этноинтегрирующую ф-ии к-ры.

 

 

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ

 

МКК появ в форме межлич комм-ии.

МЛК – процесс одновр-го взаимод-я коммуникантов и их возд-я др на др.

МЛК осущ в разл формах:

1. Линейная – т.е. д-е в рамках которого отпр-ль кодирует свои мысли и чувства и отпр их получ-лю. Л.м носить однонапр-й х-р, т.е. от отпр-ля к получ-лю.

2. Трансакционная – т.е.  д-я при которых происх одновр  отпр-е и получ-е инф-ии, те.е люди формируют свои взаимоотн-я.

3. Интерактивная (круговая) – наличие обратной связи, р-ии со стор получ-ля и взаимного возд-я. Ключ фигурой явл. отпр-ль, т.к. от него зав р-я получ-ля.

 

При любой коммуник модели осущ след цепочка:

Отпр-ль – Кодир-е –  сообщение – канал – декодир-е (поним-е и воспр-е) – получ-ль

В ходе межлич и МКК приоритетными  м.б. один или неск аспектов коммуникации:

- Информационный – обмен  инф-ей 

- интерактивный – взаимод-е  участников коммуникации на предмет  общения с опр. целью. 

- Гноссиологический –  ч-к выст как субъект и объект  позн-я 

- аксиологический – процесс  изучения общения как фактор  обмена ценностями 

- нормативный – анализаруются  или изучаются стереотипы поведения,  манеры общения, иначе говоря это этикет который принят в данном обществе

 

Основные цели коммуникации: обмен и передача инф-ии; формиров-е  отн-я к себе, людям и об-ву; обмен деятельностью, технологиями; обмен эмоциями; изменение мотивации  поведения.

Ф-ии коммуникации: информационная; социальная; экспрессивная (мыслительная), прагматическая – регламентирует поведение  ч-ка в опред сит-ях общ-я; интерперцептивная – поним-е партнера, его намерений, установок.

 

Основные виды коммуникации:

1. Информативный 

2. Аффективно-оценочный –  осн-ся на выражении положительных  либо отриц-х чувств в отн  др ч-ка. В кач-ве осн форм АО выд: а) этнич-е предубеждения б) стереотипы в)предрассудки г)обывательское мнение д)слухи

3. Рекреативный – включ в себя различ формы развлекательного общения. К осн формам Р. отн: дискуссии, конкурсы, состязания

4. Убеждающий – предст  собой коммуник-ю напр-ю на  стимулир-е к-л д-я, те.е люди пыт повлиять на убежд-я или д-я др людей (в осн м/у началь и подчин)

5. Ритуальный – выр-ся в соблюдении и выполнении социально установленных норм поведения.

 

Очень важен стиль общения (способ передачи инф-ии в проц комм-ии)

В рамках МКК выд 10 СО:

1. Доминантный – стремл-е  снизить раль др ч-ка

2. Драматический – преувеличенная эмоц окраска сообщ-я (как дела? супер!!!)

3. Спорный – т.е. агрессивный  или доказывающий ч-л.

4. Успокаивающий – сниж-е тревожности в об-ве и в окружающих

5. Впечатляющий – стремл-е произвести впеч-е на собеседника

6. Точный – стремл-е к точности и аккуратности сообщ-я

7. Внимательный – умение слушать собеседника

8. Воодушевленный – частое  употр-е неверб ср-в 

9. Дружеский – стремл-е поощрить собеседника к дальнейшему общ-ю

10. Открытый – стремл-е выражать свои чув-ва, мнения, эмоции

 

Гуди Кунст, гол учен: В  США – вним, спор, домин, впеч; в  Японии – успок, драматич, откр

 

Личностные факторы коммуникации:

Оценивая хар-ки лич-ти и  их вл-е на процессы коммуникации, основными явл т.н. формально-личностные признаки, а именно пол, возраст, семейное полож-е. Есть свои привила в ж, м, дет социумах. Помимо этих х-к сущ-ное вл-е на комм-цию оказ индивид психол-е черты х-ра

1. Общительность – выр-ся  в потр-ти ч-ка контактировать  с др людьми. О. опр-ся типом темперамента

2. Контактность – спос-ть  вст в прихолог контакт и  формировать доверительные осн-е на взаимном согласии отн-я

3. Коммуникативная совместимость  – готовность и умение создать  непринужд атмосферу взимной  удовл-т др др-ом

4. Адаптивность – готовность  к пересмотру привычных представлений  и р-ний, спос-ть гибко реагировть  на меняющиеся обст-ва. Хор-я адаптивность означ выс меру личностной свободы в контактах

5. Самоконтроль – самонаблюдение  и самоанализ в сит-ии общ-я  которые проводятся с целью  достиж-я соц адекватности

6. Самосознание личности  – устойчивое св-во индивида  направлять вн-е на свои собств-е внутр-е или внеш-е д-я и поступки. Самосозн-е им 3 аспекта: - личное с – вне-е к себе и к своим мыслям; - публичное с – знание о себе как о субъекте воспр-я др людьми; - соц тревожность – дискомфорт в присутствии др людей. В разных к-рах эти 3 аспекта им разные приоритеты

7. Коммуникативное поним-е – типичная для каждой личности ориентация на опред способ общ-я. Комм поним-е тем выше чем больше ч-к склонен к одиноч-ву, находится в соц изоляции. Иными словами, люди замкнутые, консервативные, склонные к изоляции чувствуют ч-ка вернее и точнее, чем соц успешные люди.

 

Ситуационные факторы  коммуникации

 

Общение людей к.п происх в специфич окр обстановке или в конкр социо-к-ной среде. Кроме того, на нас вл общ-е в котором уч-т разное кол-во людей.

Соц гр – это двое или более индивидов имеющих общие интересы, к-ные нормы и ценности, воспр-х себя членами данной группы. Один ч-к м.б. членом разных гр (раса, семья, студенты, пол)

В соотв с коммуникац ролью от каждого ч-к ожидается опр тип или модель повед-я. В разных к-рах эти типы или модели м.б. разными. Огр знач в любой к-ре игр роли связ-е с половой принадл-ю. Счит, что в индивид-ких к-рах более знач являя горизонт (равноправ-е) связи, а для коллектив-ких вертикальные (начальник – подчиненный) связи.

 

Амер психолог Берн приводит след классифик-ю станд сит-й (форм соц повед-я):

1. Замкнутость – пограничная  сит-я когда явная коммуник-я между людьми отстутствует (в поезде)

2. Ритуалы – привычные  повторяющиеся д-я не несущие  смысловой нагрузки. Ритуалы дают  людям возм-ть проводить вр  вместе не сближаясь при этом (приветствие, прощ-е, приемы)

3. Времяпровождение –  т.н. полуритуальные разговоры  о проблемах и событиях известных  всем. Времяпровождение всегда соц-но  запрограмированно т.к. разрешает  гов-ть лишь в опр стиле и на допустимые темы (вечеринка на которой собрались незнак люди) Позв поддерж приятельские отн-я и заводить знак-ва и связи

4. Совместная деятельность  – взаимод-е между людьми на  работе ради эффект достиж-я цели

5. Игры – наиб сложный  тип общ-я при котором каждая сторона старается достичь превосх-ва и получить вознагр-е

6. Близость – пограничная  сит-я, свободная от игр общения  связ-я с теплыми заинтересованными отн-ями между людьми. Это самая совершенная форма чел отн-й.

 

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИЯ

 

Каждому чел-ку предстоит  жить в об-ве, поэтому соц интергрированность явл важным фактором. С самого раннего детства ч-к усваивает принятые манеры поведения, образцы мышления до тех пор пока больш-во из них не становятся привычными. Т.е. этот процесс освоения индивидом необх-го кол-ва знаний, умений, навыков и норм общ-ной жизни к-ры обознач-ся в гуманитарных науках понятиями инкультурация и социолизация.

Паттерн – устойчивые совок-ти технологий мышления, поведения, последоват-ти д-ий и построения суждений, различные  культурные формулы и символы отражающие определенные представления о реальности

Социолизация – это  гармоничное вхождение индивида в соц среду, усвоение им системы ценностей об-ва позв-го ему успешно функц-ть в кач-ве его члена.

В каждой к-ре склад-ся свои способы  обуч-я приемлемому социолизированному повед-ю.

В отл от социолизации, понятие  «инкультурация» подраз-т обуч-е  ч-ка трад-ям и нормам повед-я в конкр к-ре. Инкультурация включ в себя формир-е основополагающих чел-ких факторов такими как типы общ-я с др людьми, форму повед-я с др людьми, оценоч-е отн-е к разл явл-ям окр мира.

Проц И. явл более сложным и затяжным чем С., т.к. усв-е к-ных норм, ценностей, традиций, обычаев происх гораздо медленнее.

Содерж-е процесса инк-ции  сост приобретение следующих знаний и навыков:

- жизнеобеспечение – проф д-ть, дом труд, приобрет-е и потр-е товаров и услуг.

- личностное разв-е –  приобретение общего и проф образ-я, общ-я акт-ть, любительские занятия (хобби)

- социальная коммуникация  – формальное и неформальное  общение, путеш-я, спорт 

- восстановление энергетических  затрат – потребл-е пищи, соблюдение  личной гигиены, пассивный отдых  и сон 

 

Цели интеграции и социолизации

 

Амер ученый Нид под  интеграцией поним соц научение вообще, а под инкультурацией реаль процесс научения происх-ий в специфич-ой к-ре.

Практич все сх на том, что  соц-я более универсальна, а инк-я к-но специфична.

В рез инк-ии ч-к стан-ся способным свободно ориент-ся в окр  его соц среде, польз-ся больш-вом предметов к-ры сознанными предыдущими поколениями и обмениваться рез-тами физ и умств-го труда.

В рез соц-ии ч-к стан-ся полноправным членом об-ва свободно выполняя требуемые от него соц роли. При этом на к-ную специфичность вн-е не обращ-ся.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ  ИНКУЛЬТУРАЦИИ 

 

Ч-к меняет свои взгляды  на жизнь, привычки, вкусы в теч  жизни. Все изм-я происх под непоср вл-ем социок-го окр-я вне которого инк-я невозможна.

 

Способы передачи любой инф-ии:

- вертикальная трансмиссия  – в ходе которой социок-я инф-я передается от род-лей к детям

- горизонтальная трансмиссия  – освоение культ опыта идет  в общении со сверстниками 

- непрямая трансмиссия  – индивид обучается у окр  его людей (соседи, учителя) 

 

В проц инк-ии задействовано большое кол-во людей и общ институтов которые получили назв-е агентов и институтов соот-но. Их м. подразделить на неск групп в зав от выполняемой ф-ии:

1. Опекуны – ф-я: уход  за ребенком, удовлетвор-е его  физ и эмоц потр-ей

2. Авторитеты – прививают  ребенку к-ные нормы и ценности  на собственном примере 

3. Дисциплинаторы – распределение  наказаний 

4. воспитатели – целенаправленная  передача социок-ных знаний и  навыков 

5. Компаньоны – агенты  и институты занимающие равное положение с ч-ком и осущ-т совм д-ть

6. Сожители – проживающие  в одном доме с индивидом 

 

Все эти ф-ии в совок-ти осущ-ся семьей, школой,СМИ, группы по интересам. На разных этапах жизн пути эти ф-ии получ разную реализацию.

Отн-я с семьей (до 5 лет) явл определяющими. Осн цель раннего периода инк-ии – формир-е мотивации на привязанность к др людям. Выр-ся в доверии, послушании, желании сделать приятно.

5 – 15 лет на ребенка  возд-т др факторы инк-ии – общее со сверстниками, школа, контакты с незнакомыми людьми. Получают навыки оперирования с предметами с целью достижения практич рез-та, овладевают абстрактным мышлением, развивается эмоц-я сфера.

Информация о работе Межкультурная коммуникация