Контент-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, доклад

Описание

Цель: выявить качество информированности населения об "электронном правительстве” ( внедрение информационных технологий в систему государственного управления)
Гипотеза: средства массовой информации не достаточно подробно освещают тему услуг и сервиса “электронного правительства”, вследствие чего население не знает, как пользоваться преимуществами данного проекта.
Категория анализа: качество информированности населения об “электронном правительстве” федеральными и региональными СМИ.
Тип сообщения: совокупность сообщений, которые будут изучаться, составляют статьи, заметки, репортажи, интервью, содержащие информацию об услугах и сервисе “электронного правительства”.

Работа состоит из  1 файл

КОНТЕНТ 1.docx

— 24.51 Кб (Скачать документ)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Цель: выявить качество информированности  населения об "электронном правительстве” ( внедрение информационных технологий в систему государственного управления)

Гипотеза: средства массовой информации не достаточно подробно освещают тему услуг и сервиса “электронного правительства”, вследствие чего население не знает, как пользоваться преимуществами данного проекта.

Категория анализа: качество информированности населения об “электронном правительстве” федеральными и региональными СМИ.

Тип сообщения: совокупность сообщений, которые будут изучаться, составляют статьи, заметки, репортажи, интервью, содержащие информацию об услугах и сервисе “электронного правительства”.

Исследуемый временной период составляет полгода : январь 2010 года – июнь 2010 года.

В качестве объекта исследования выступили материалы четырёх газет:

  1. “Российская газета” – средство массовой информации федерального уровня. Выходит ежедневно тиражом 180 000 экземпляров
  2. “Комсомольская правда” – средство массовой информации федерального уровня. Выходит еженедельно по пятницам, тиражом более 3 миллионов экземпляров.
  3. “Родной город” – средство массовой информации регионального уровня. Выходит еженедельно по средам. Тираж 30000 экземпляров.
  4. “Саратовская областная газета” - средство массовой информации регионального уровня. Выходит четыре раза в неделю: вторник, среда, четверг, пятница. Тираж 13000 экземпляров.

Количество выходов печатных периодических  изданий за исследуемый временной  период (январь 2010 года – июнь 2010 года)

СМИ

Число выходов в неделю

Число выпусков за анализируемый  период

“Российская газета”

5

130

“Комсомольская правда”

1

24

“Родной город”

1

26

“Саратовская областная газета”

4

123


Таблица 1.

Конструирование категориальной сетки.

Единицей анализа выступают  суждения журналистов федеральных  изданий и региональных изданий, рассказывающие об услугах, сервисе, преимуществах и инновациях проекта “электронное правительство”. Здесь необходимо выделить эмоциональное отношение ( оценочные суждения – положительные и отрицательные).А также следует рассмотреть содержательное отношение, которое включает в себя суждения:

  • о создании информационного общества (C1);
  • о  портале государственных услуг (C2);
  • об электронном документообороте (C3);

Единица счета: абзацы в статьях, которые несут смысловую нагрузку и включающие в себя положительное и отрицательное содержание.

Единица контекста: статьи, графические рисунки, фотографии, которые  влияют на восприятие материала.

 

Интенсивность освещения  в СМИ исследуемой темы.

Месяц

Количество сообщений

Январь

3

Февраль

6

Март

8

Апрель

5

Май

4

Июнь

8

Всего:

34


Таблица 2.

 

Соотношение абзацев, содержащих суждения с отрицательной  и положительной эмоциональной  окраской

СМИ

Абзацы, содержащие положительные  суждения

Абзацы, содержащие отрицательные  суждения

“Российская газета”

8

1

“Комсомольская правда”

11

5

“Родной город”

5

1

“Саратовская областная газета”

2

1

Всего:

26

8


Таблица 3.

 

Соотношение содержательных суждений

Содержательные

Суждения

 

 

СМИ

“Российская газета”

“Комсомольская правда”

“Родной город”

“Саратовская областная газета”

Всего:

%

о создании информационного  общества (C1)

2

2

-

-

4

11

о  портале государственных  услуг (C2)

4

10

5

3

22

65

об электронном документообороте (C3)

3

4

1

-

8

24


Таблица 4.

 

Соотношение содержательных и эмоционально окрашенных суждений

Содержательные

Суждения

 

                 СМИ

“Российская газета”

“Комсомольская правда”

“Родной город”

“Саратовская областная газета”

+

-

+

-

+

-

+

-

о создании информационного  общества (C1)

2

0

1

1

0

0

0

0

о  портале государственных  услуг (C2)

3

1

8

2

5

0

2

1

об электронном документообороте (C3)

3

0

2

2

0

1

0

0


Таблица 5.

 

Сообщения с графическим  изображением

СМИ

Наличие графических изображений

Отсутствие графических  изображений

“Российская газета”

3

6

“Комсомольская правда”

12

4

“Родной город”

5

1

“Саратовская областная газета”

0

3


Таблица 6.

 

Количество графических  изображений со смысловым воздействием на восприятие печатного материала

СМИ

Изображения с негативным воздействием

Изображения с положительным  воздействием

“Российская газета”

1

2

“Комсомольская правда”

5

7

“Родной город”

1

4

“Саратовская областная газета”

0

0


Таблица 7.

 

Анализ и интерпретация  результатов контент-анализа

В ходе проведенного контент-анализа было исследовано качество информированности населения об "электронном правительстве” федеральными и региональными средствами массовой информации. Источниками выступили печатные периодические издания за период с января 2010 по июнь 2010 года.

В исследуемый период СМИ  не всесторонне освещали данную тему. Данные таблицы 2 показывают, что материалов, касающихся темы “электронного правительства” в период с января 2010года по июнь 2010года было всего 34. Из них 25 в федеральных СМИ (“Российская газета”, “Комсомольская правда”) и 9 – в региональных ( “Родной город”, “Саратовская областная газета”).

Подсчёт абзацев, несущих  положительную и отрицательную  смысловую нагрузку показал, что  положительных суждений гораздо  больше ( 26 – положительных и 8 отрицательных). В “Российской газете” их 8, в “Комсомольской правде” -11 , в “Родном городе” - 5, в “Саратовской областной газете”-2.

Абзацев с отрицательной  смысловой нагрузкой оказалось  почти в 2,5 раза меньше. В “Российской  газете” всего 1, в “Комсомольской правде” -5 , в “Родном городе” - 1, в “Саратовской областной газете”-1.

Из этого можно сделать  вывод, что средства массовой информации описывают проект “электронное правительство” как положительное явление.

Далее был проведен анализ суждений, несущих в себе содержательное отношение. Большая часть публикаций касается портала государственных услуг (22 публикации), что показывает некоторую однобокость СМИ. Достаточно подробно было рассказано об электронном документообороте ( 8 публикаций), и почти не раскрыта тема информационного общества ( 4 публикации).

При изучении соотношения  содержательных суждений и эмоционально окрашенных было выяснено следующее: портал государственных услуг отрицательно оценивает “Комсомольская правда” ( 2 публикации) и “Саратовская областная газета” (2 публикации). Все остальные показатели были оценены изучаемыми СМИ положительно, причем количество публикаций с негативными суждениями значительно меньше количества публикаций с позитивными суждениями.

После анализа этих показателей  можно сказать, что в целом  у граждан, после ознакомления с  представленными материалами сложилась  положительная картина “об электронном  правительстве” и его услугах.

Следующим этапом исследования было изучение единицы контекста, а  именно наличие фотографий и других графических средств для привлечения внимания читателя к данной публикации. В общей сложности материалов с наличием фотографий больше, чем статей, где они отсутствуют. Наиболее строго оформляют свои материалы “Российская газета” и “Саратовская областная газета” – это можно объяснить стилем издания и устоявшимся художественным оформлением.

Таким образом, можно сделать вывод: СМИ, в  рамках статей рассказывают населению об инфраструктурных составляющих «электронного  правительства», о формировании информационного общества, о возможностях портала gosuslugi.ru, а также демонстрируют через графические образы процесс получения электронной услуги. Большой интерес у читателей вызвал  портал государственных услуг, в рамках которого жители города могут заполнять налоговую декларацию, подавать заявление на оформление загранпаспорта, вставать на учет в Центр занятости, получать разрешения на открытие торговой точки и т.д.

 


Информация о работе Контент-анализ