Исследование содержания массовой коммуникации (метод контент-анализа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:09, доклад

Описание

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (записанной на пленку или иные носители) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Лассуэлл применял методы семантики — раздела лингвистики, занимающейся изучением значений языковых единиц.

Работа состоит из  1 файл

контент анализ.docx

— 20.28 Кб (Скачать документ)

    Исследование  содержания массовой коммуникации (метод  контент-анализа)

    Среди различных методов исследования массовой коммуникации широкое применение получил контент-анализ, или «анализ содержания».

    Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (записанной на пленку или иные носители) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Лассуэлл применял методы семантики — раздела лингвистики, занимающейся изучением значений языковых единиц. Его методы семантического анализа текстов предназначались для исследования ключевых терминов, лозунгов и доктрин под углом зрения того, как их понимают потребители информации. Подходы Лассуэлла к Проблеме количественного контент-анализа политической коммуникации стали классическими.

    Процедура контент-анализа предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные в результате количественные его характеристики дают возможность сделать выводы о качественном, в частности и скрытом, содержании текста. Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации на страницах газет, теле- и радиопередачах.

    Суммируя  свои впечатления от деятельности коммуникатора (конкретного источника информации или конкретного телеведущего),: исследователь делает это буквально: подсчитывает суждения, в которых интересующий его субъект подается в благоприятном или неблагоприятном свете, количество материалов, в которых он вообще появляется.

    В каждом конкретном случае исследователь  разрабатывает специальную методику, которая позволяет ему по содержанию ряда материалов судить о том, что  стоит за этим содержанием, что можно  сказать о его авторе, о газете в целом, о читателях, об эпохе, к  которой относится деятельность этой газеты, и т.д. На основании информации о том, что есть в тексте, исследователь  делает вывод, в какой мере это  отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность.

    В современной науке выделяется два  типа контент-анализа:

    •количественный, интересующийся в первую очередь частотой появления в тексте

    определенных  характеристик (переменных) содержания;

    •качественный, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.                               

    Различие  двух типов контент - анализа легко проиллюстрировать примерами.

    В1950-е гг. западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда был сделан закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся от него дистанцироваться. Качественный же анализ позволил бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи какого-нибудь партийного функционера, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо.

    Конечно, будет неразумно использовать количественный контент-анализ в случае, если речь идет об исследовании уникальных документов, или же мы имеем дело с описанием весьма сложных явлений. По мнению одного из основателей метода количественного анализа текстов Б. Берельсона, лучше всего его использовать в случае, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных, если существует в наличии необходимое количество материала и он репрезентативен.

    Количественный  анализ текстов уместен при сопоставлении  текста с иными, также количественными, характеристиками.

    Американский  исследователь массовых коммуникаций Дж. Гербнер свел все многочисленные методики контент-анализа к ответам на следующие вопросы:

    •Что  в сообщениях есть? (что предлагается общественному мнению и с какой  частотой);

    •Что  из этого важно для коммуникатора? (в каком контексте подается и  в каком, порядке по степени важности);

    •Что  из этого представляется коммуникатору  хорошим или плохим, правильным или  неправильным? (с какой точки зрения подается и в каком свете);

    •Что  соотносится с чем и как? (в какой логической структуре существует.

    Первоначально у исследователя существует замысел  всей работы. Именно на этом этапе, который  формально, выливает в своеобразный документ — программу исследования, автор представляет совершенно отчетливо  все остальные этапы.

    В программе прежде всего формулируется изучаемая социальна проблема. Это может быть новое социальное явление, распространенность и характеристики которого -неизвестны обществу и поэтому исследуются; иди уже известное явление, но нуждающееся в повтор исследовании в связи с явными изменениями обстановки в стране, и т. д.

    Следует сказать, что любое исследование — это прежде всего «своя точка зрения»: в данном случае на выбор определенных характеристик текста, на интерпретацию того, что хорошо и что плохо, на набор определенных выводов для практических рекомендаций.

    Основное  правило, действующее во всех исследованиях  СМИ, гласит, что необходимо ясно осознавать, в чем состоит проблема, прежде чем ее исследовать. Оно справедливо  и для метода контент-анализа, который подразумевает большую кропотливую работу по решению проблемы, но не меньшая работа нужна для того, чтобы эту проблему определить.

    После того как сформирована программа  исследования, начинается выявление  смысловых единиц анализа. В качестве таковых могут выступать самые разные элементы. В.А. Ядов дает следующую их классификацию:

    1)понятия, выраженные в отдельных терминах;

    2) имена исторических лиц, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений;

    3) целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.

    Выделение единиц анализа должно проводиться  исследователем в соответствии с  содержанием своей работы, на основе ее целей, задач и выдвинутых гипотез. После определения единиц анализа  необходимо также выделить единицы счета. Они могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В случае совпадения процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, на основании чего делаются дальнейшие выводы. После определения единиц анализа и счета проходит непосредственно процедура подсчета. В общем виде она сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам.

    Подсчет происходит несколькими способами:

    •подсчитывается общее число упоминаний каждого  слова;

    •количество предложений/абзацев, которые могут  содержать искомые слова;

    •число материалов, где встретилось хотя бы одно искомое слово.

    Основные  полученные характеристики фиксируются  на чистых бланках, могут быть вписаны  в столбик или зафиксированы  на карточках.

    В результате многодневного изучения достаточно большого числа единичных  материалов можно получить представление  об основной стратегии источника  коммуникации, его оперативности, правдивости, информационности. Не будем забывать, что пресса влияет на формирование общественного мнения с помощью  искажения, пропуска окрашивания, концентрирования фактов даже больше, чем прямых редакционными  проповедями.

    Средства  массовой информации, с одной стороны, отражают общественное мнение, поскольку  СМИ существуют до тех пор, пока имеют  своего читателя, слушателя, зрителя; с  другой — выступают как важнейший  инструмент формирования общественного  мнения.

    Благодаря новым технологиям сегодня существует уникальная возможность анализировать  практически весь комплекс документ российских СМИ по коллекциям крупнейших электронных библиотек, таких, как: Национальная электронная библиотека (НЭБ); Агентство Интегрум-Техно (1п1е§гшп Тесшю); Паблик. Ру (РиЬНс.ш); Информационное хранилище Фонда эффективной политики (ФЭП).

    Эти библиотеки, несмотря на различные  организационные принципы, серьезные  отличия внутренней структуры и  форм собственности, имеют ряд общих  значимых с точки зрения их использования  черт. Это крупнейшие в мире электронные  архивы русскоязычных открытых, информационных источников — документов и материалов СМИ представляющие соб— доступные из любой точки мира по каналам международной компьютерной сети и непрерывно, в круглосуточном режиме пополняющиеся благодаря промышленным технологиям получения, накопления, обработки и хранения информации:

    •собрания полных текстов документов и материалов самого широкого спектра;

    •издания  периодической печати, радио и  телевидения, информационных агентств;

    •собрания документов, не подвергающихся редакторской правке или купированию, следовательно, исключающих возможность привнесения  субъективного мнения редактора  или обозревателя, что позволяет  рассматривать каждый отдельный  документ как оригинальный.

    В поисковом пространстве перечисленных  библиотек — архив документов и материалов средств массовой информации начиная с 1992 г. На сегодняшний день ими отслеживается на регулярной основе более 250 общероссийских печатных СМИ и свыше 600 региональных, выпуски 110 региональных коммерческих телекомпаний, более 40 лент региональных информационных агентств. Уникальные технологические  возможности электронных хранилищ позволяют работ с огромными  массивами, перегруппировывая и  компонуя их в зависимости от потребностей и поставленных задач. 

Информация о работе Исследование содержания массовой коммуникации (метод контент-анализа)