Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. В чем их эффективность?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:37, статья

Описание

В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, несомненно, должна измениться и сама школа.

Работа состоит из  1 файл

ИНФОРМАЦИОНН1.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ. В ЧЕМ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ?

С.В. Лунёва, учитель начальных классов.

МОУ «Начальная общеобразовательная школа №8»  г. Камень-на-Оби, Алтайский край. 

I. Проблема информатизации современной школы

В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, несомненно, должна измениться и сама школа. Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование.

Методическая  тема работы нашей школы на новый  учебный год - «Использование информационно-коммуникационных технологий для организации учебно-воспитательного процесса» Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед  традиционными уроками.       

· Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.       

· Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).       

· Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.       

· Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.       

· Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. 

II Средства достижения эффективности учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ.

Информационные  технологии в современной школе  нужно рассматривать как один из методов обучения. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо  учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько  отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока  выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Разработка  урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии  электронного ресурса. Учебные электронные  ресурсы можно разделить на три  группы, в зависимости от выполняемой  функции.

    1.  Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

    2.  Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

    3.  Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

    1.  Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

    2.  Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

    3.  Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

На мой  взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Обычно  подготовка подобного урока —  трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Необходимо  учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:       

· Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).       

· Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. 

Выделяют  следующие этапы подготовки урока  с использованием ИКТ: 

IКонцептуальный

Аргументируется необходимость использования средств  ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка  учебных целей с ориентацией  на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

Выбор типа образовательных электронных  ресурсов.

II. Технологический

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя  и учащихся;

Выбор способа взаимодействия учителя  и ученика.

III. Операциональный

Осуществляется  поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

IV. Педагогическая реализация

Роль  учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

III Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной школе.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность  для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются чуть ли не каждый месяц, а значит растут и наши возможности. Свои первые уроки я создавала при помощи программы Power Point. В них ещё не было анимации и сложных спецэффектов, которые я освоила позднее. Но эти уроки помогли моим второклассникам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса.

Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более  прочному усвоению новых знаний у  детей и вызвали у меня огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов. Осознанность чтения проверяется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам. На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально.

Самыми  любимыми уроками стали для нас  уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр. Возможности ИКТ применяются нами и во внеурочной деятельности. Мы часто проводим классные часы в нетрадиционных формах. Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

Информация о работе Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. В чем их эффективность?