Социальная информатика и информатизация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:40, реферат

Описание

Сам термин «социальная информатика» впервые прозвучал в середине 70-х годов XX в., становление социальной информатики как научной дисциплины, имеющей фундаментальные и прикладные аспекты, произошло на 20 лет позднее (и продолжается в наши дни). В формировании социальной информатики как единой системы приняли участие такие ученые, как П. Агр, А. Бишоп, Р. Клинг, С. Сойер и др. В истории развития социальной информатики выделяется два периода. В первом (1970-1980-е) акцент был сделан на изучение компьютеризации крупных организаций, а формулировка проблем имела конкретно-ситуационный, прикладной характер. Начавшийся в 1990-х период характеризуется массовой компьютеризацией, распространение

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие социальной информатики 5
2. Предметная область современной социальной информатики 7
3. Информатизация общества как социотехническая революция 10
4. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     Исследования  показывают, что информатизация общества не является научно-технической модой. Это не кратковременная компания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качественно новую стадию своего развития [8]. Человечество вступает в новую эру — эру информации. В ближайшем будущем информация станет не только результатом труда подавляющего большинства населения нашей планеты, но и объектом этого труда. Другими словами, все сферы Деловой активности людей будут во все большей степени связаны с использованием информации и научных знаний. А это означает и более высокий уровень интеллектуализации общества, достижение которого потребует радикальных изменений в системе образования.

     Информатизация  общества оказывает революционное  воздействие на все сферы жизнедеятельности  общества, кардинально изменяет условия  жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества.

     Информационные  революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после  которых начинались качественно  иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами  появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особенности, которые безусловно заслуживают самого пристального и объективного научного анализа.

     Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:

     «Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»[5].

     При этом сами информационные ресурсы определяются в этом законе как «отдельные документы  и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

     Вышеуказанный закон распространяется лишь на вполне конкретный класс информации, а именно — на информацию документированную, т. е. уже полученную, объективированную  и зафиксированную на материальном носителе. Однако, несмотря на это, значение этого закона для развития процесса информатизации в России трудно переоценить. В нем впервые в законодательной практике нашей страны предпринята попытка отразить в достаточно строгих и понятных современным юристам терминах весьма сложное и комплексное представление о таком совершенно новом явлении в развитии цивилизации, каким является процесс формирования «современного информационного общества, имеющего целью повышение эффективности создания, преобразования и потребления информации на основе главным образом перспективных информационных технологий» [2].

     Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс  развития всего общества, имеющий  общегосударственное значение. И основой этого развития провозглашается формирование и использование информационных ресурсов.

     Академик  А.П. Ершов рассматривал процесс  информатизации общества не только как  социотехнологическую революцию, но и  как важный этап его интеллектуального  развития, когда происходит «философское и конкретно-научное осмысление роли информации в естественных и социальных процессах». Он справедливо полагал, что информатизация — это «всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации» [3].

     Несмотря  на то, что эти слова были написаны еще в 1988 году, т. е. более десяти лет назад, когда процесс информатизации общества только начинал свое глобальное развитие, они оказались пророческими и в их справедливости мы все больше убеждаемся в результате своей научной и практической деятельности.

     Таким образом, процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

     - быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания — техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;

     - истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;

     - возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности — проблемы выживания человечества как биологического вида.

4. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства

     Происходящая  в последние годы все большая глобализация экономического пространства, безусловно, базируется на глобализации мирового информационного пространства в результате информатизации технологически развитых и развивающихся стран мирового сообщества.

     Анализ  тенденций этих процессов показывает, что дело идет к формированию в XXI веке единого мирового информационного пространства, которое будет основано на развитии глобальных информационно-телекоммуникационных систем, использовании унифицированных международных протоколов информационного обмена и методов удаленного доступа к базам данных и знаний различного назначения.

     Включенность  той или иной страны в это мировое  информационное пространство, а также  уровень развития собственного национального  информационного пространства будут теми двумя важнейшими необходимыми условиями, выполнение которых и позволит этой стране вступить на путь ускоренного научно-технического и технологического развития.

     Однако  вследствие неравномерности социального  и экономического развития, а также  в результате отставания в сфере образования, многие страны мира, по-видимому, не смогут обеспечить выполнения этих основных условий и поэтому будут вытеснены на обочину мирового технологического и научно-образовательного пространства и надолго займут место на скамейке аутсайдеров.

     Прогнозы  специалистов свидетельствуют о  том, что глобальная информатизация общества в XXI-м веке существенно  усилит технологическую и экономическую  дифференциацию между передовыми странами и странами, «отсталыми навсегда». При  этом категория развивающихся стран будет все быстрее размываться, так как многие из них перейдут в категорию отсталых стран.

     Таким образом, сегодня уже совершенно четко просматривается совершенно новая глобальная геополитическая  и цивилизационная проблема —  проблема информационного неравенства различных стран мирового сообщества в новой высокоавтоматизированной мировой информационной среде [6]. Эта проблема была сформулирована автором настоящего пособия в 1998 году, а предложения по ее решению были направлены им в ЮНЕСКО для включения в прогнозный доклад «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года». Ведь данная проблема является общецивилизационной. Поэтому ее решение должны искать не только национальные лидеры, но и международные организации.

     По  известным причинам Россия длительное время была лишена возможности вхождения в единое мировое информационное пространство и поэтому ее наука, образование, экономика и культура развивались в условиях строгих ограничений в сфере информационного взаимодействия с другими странами, особенно с США и странами Западной Европы. Искусственно созданные по идеологическим соображениям информационные барьеры для научных работников, инженеров и преподавателей по контактам со странами Запада стали одной из главных причин замедления научно-технического прогресса нашей страны, которое стало все более заметно проявляться уже в начале 70-х годов XX века. В последующие годы, несмотря на то, что в развитие технологий, в особенности в оборонных отраслях промышленности, в СССР вкладывались весьма значительные бюджетные средства и привлекались огромные людские ресурсы, наше отставание от мирового уровня технологического развития становилось все более заметным.

     В начале 90-х годов XX века в результате перестройки и демократических  преобразований российского общества многие информационные барьеры были сняты или же существенным образом ослаблены. Десятки тысяч наших специалистов получили возможность свободно контактировать со своими зарубежными партнерами, входить в состав уже действующих на Западе распределенных творческих коллективов, приобретать зарубежную научно-техническую литературу и информационную технику и даже выезжать в заграничные командировки.

     При этом особенно остро выявились те негативные последствия нашей длительной изоляции от мирового информационного  пространства, которые стали реальным тормозом на пути интеграции России в это пространство на правах равноправного партнера. Главными из этих последствий являются следующие:

     — неразвитость национальной информационной инфраструктуры России и отсутствие в ней собственного единого информационного пространства;

     — несоответствие используемых в нашей  стране стандартов и протоколов информационного  обмена в телекоммуникационных системах и международных стандартов и  протоколов;

     — недостаточный уровень развития информационной культуры российского общества, прежде всего в области знания иностранных языков, а также правил использования международных автоматизированных информационных систем.

     В настоящее время все перечисленные  выше проблемы в той или иной степени  решаются. Однако темпы и масштабы их решения оставляют желать много лучшего, так как они много ниже соответствующих темпов и масштабов этих процессов в передовых странах.

     Русскоязычное информационное пространство России как  объект национальной безопасности

     Произошедший в 1991 году распад Советского Союза на ряд самостоятельных независимых государств нанес удар по дальнейшему развитию уже сложившегося к тому времени единого информационного пространства этого региона. Разрушились не только традиционные экономические связи России со странами СНГ и Балтии, но также и научно-технические связи, а самое главное — каналы информационного обмена в сфере науки, образования и культуры. А ведь без этого невозможно сохранить на необходимом уровне ту степень экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, которая отвечала бы современным требованиям и интересам развития как России, так и окружающих ее молодых независимых государств.

     Мало  того, в последние 5-7 лет во всех странах «ближнего зарубежья» (за исключением Республики Беларусь и Кыргыстана) проводится весьма агрессивная и целенаправленная политика по вытеснению русского языка не только из государственной сферы, но также из сферы образования, науки и культуры. Достаточно сказать, что даже в современной Армении, которая всегда сохраняла с Россией прочные традиционные научно-технические и культурные связи, около 40% школьников уже не знают русского языка. В Казахстане уже нет ни одной русской школы, а в Киеве количество русских школ сократилось практически в 10 раз.

     Проведенные в 1998 году парламентские слушания в  Государственной Думе России по анализу  состояния русского языка и русскоязычного образования в странах СНГ  и государствах Балтии показали, что  в этих странах проводится активная и целенаправленная политика по сокращению русскоязычного пространства и замене русского языка английским, немецким, арабским или турецким. В результате этой политики возникли серьезные проблемы с изучением русского языка как в русских, так и в национальных школах стран ближнего зарубежья. Отсутствуют необходимые учебники и методические пособия для преподавателей, не готовятся педагогические кадры, хорошо владеющие русским языком.

Информация о работе Социальная информатика и информатизация общества