Социальная информатика и информатизация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:40, реферат

Описание

Сам термин «социальная информатика» впервые прозвучал в середине 70-х годов XX в., становление социальной информатики как научной дисциплины, имеющей фундаментальные и прикладные аспекты, произошло на 20 лет позднее (и продолжается в наши дни). В формировании социальной информатики как единой системы приняли участие такие ученые, как П. Агр, А. Бишоп, Р. Клинг, С. Сойер и др. В истории развития социальной информатики выделяется два периода. В первом (1970-1980-е) акцент был сделан на изучение компьютеризации крупных организаций, а формулировка проблем имела конкретно-ситуационный, прикладной характер. Начавшийся в 1990-х период характеризуется массовой компьютеризацией, распространение

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие социальной информатики 5
2. Предметная область современной социальной информатики 7
3. Информатизация общества как социотехническая революция 10
4. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение

     Сам термин «социальная информатика» впервые  прозвучал в середине 70-х годов XX в., становление социальной информатики  как научной дисциплины, имеющей  фундаментальные и прикладные аспекты, произошло на 20 лет позднее (и  продолжается в наши дни). В формировании социальной информатики как единой системы приняли участие такие ученые, как П. Агр, А. Бишоп, Р. Клинг, С. Сойер и др. В истории развития социальной информатики выделяется два периода. В первом (1970-1980-е) акцент был сделан на изучение компьютеризации крупных организаций, а формулировка проблем имела конкретно-ситуационный, прикладной характер. Начавшийся в 1990-х период характеризуется массовой компьютеризацией, распространением сети Интернет и, как следствие, резким расширением проблемного поля социальной информатики и включением в него таких сравнительно новых вопросов, как удаленное образование, удаленная работа, Интернет-сообщества, электронная коммерция, системы искусственного интеллекта и др. На данный момент в социальной информатике выделились три ориентации: нормативная, аналитическая и критическая. К нормативной ориентации относят исследования, имеющие целью активное воздействие на развитие информационных технологий путем предоставления достоверных эмпирических данных о возможных последствиях использования информационных технологий. К аналитической ориентации относят исследования, направленные на углубление понимания информационных технологий и их возможных социальных последствий. К критической ориентации относят исследования, цель которых – пересмотр существующих концепций информационных технологий и рассмотрение последних с новых методологических позиций. Современная социальная информатика выступает в качестве дисциплины, интегрирующей социогуманитарную и техническую области знания [1].

     В национальном докладе Российской Федерации  на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» было дано определение социальной информатики  как науки, изучающей комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией.

     К.К. Колин полагает предметом ее исследований процессы информатизации общества, а  также их воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение человека в обществе, изменение социальных структур общества под влиянием информатизации [2]. Существует и несколько иной подход, ограничивающий социальную информатику социологическим анализом основных направлений внедрения информатики в общественную и социальную сферу. Эти подходы близки и взаимно дополняют друг друга.

     Большой вклад в развитие социальной информатики  внес академик А.Д. Урсул. Ее предметом  он обозначил общие закономерности взаимодействия общества и информатики (информатизацию общества), выделил  в социальной информатике фундаментальную  составляющую — познание законов взаимодействия общества и информатики — и прикладную, связанную с созданием информационного общества [3].

 

1. Понятие социальной информатики

     Сегодня информатика изучается на постоянной основе практически во всех вузах  и колледжах не только развитых стран, но также и во многих развивающихся странах. При этом тенденция к распространению этого курса в сфере образования продолжает нарастать. Причина этого заключается в том, что сегодня на изучение информатики в обществе существует достаточно серьезная и устойчивая социальная потребность. Она обусловлена стремительным развитием средств вычислительной техники и связи, проникновением информационных технологий практически во все сферы социальной практики и настоятельной необходимостью их эффективного использования в интересах решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем.

     Социальная  информатика является характерным  примером нового междисциплинарного научного направления, которое формируется  на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных возникшей в последние годы социальной необходимостью формирования научной базы новой постиндустриальной цивилизации — информационного общества [4].

     К числу указанных естественных наук необходимо в первую очередь отнести информатику, психологию и экономику, а к числу гуманитарных— социологию, философию, когнитологию и филологию. При этом под информатикой сегодня целесообразно понимать комплексное научное направление, изучающее общие свойства информации и информационных процессов в природе и обществе, а также способы рациональной организации этих процессов в технической, социальной и природной сферах [2].

     Сформулированное  выше достаточно обобщенное представление  об информатике как о целостной  интегративной междисциплинарной области научного знания сформировалось у автора настоящей работы в результате его исследований процесса эволюции информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. Данные этих исследований публикуются в научной печати начиная с 1990 года [2,4] и свидетельствуют о том, что предметная область информатики как науки и комплексной проблемы быстро расширяется.

     Общая структура и основные направления  развития предметной области современной  информатики достаточно подробно рассмотрены в работе [2], где показано, что предметная область социальной информатики как науки о закономерностях и формах движения информации в обществе в значительной степени перекрывается предметным полем информатики в ее современном понимании.

     В то же время необходимо отметить, что многие проблемы социальной информатики как науки о социальных информационных коммуникациях лежат в секторе научного знания, традиционно относящегося к области гуманитарных наук, которые изучают проблемы развития общества и положение в нем человека. Именно это позволяет говорить о комплексном характере данного научного направления и рассматривать социальную информатику как новую междисциплинарную область исследований.

     Еще один вопрос научно-методологического  характера, на котором представляется необходимым остановиться в данном разделе, заключается в том, чтобы аргументировать правомерность выделения социальной информатики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Действительно, что дает основание считать социальную информатику фундаментальной наукой, а не просто совокупностью методов использования средств информатики для анализа социальных процессов? Критерием здесь является прежде всего наличие собственных и достаточно важных объекта и предмета исследований, а также собственной, характерной для данной научной дисциплины методологии проведения этих исследований.

     Объект  исследования социальной информатики как фундаментальной науки, есть проявление информационной реальности окружающего нас мира в социальной сфере общества. Другими словами, это совокупность всех видов и форм проявления информации в обществе, информационных процессов, систем и коммуникаций, которые имеют социальную значимость для его функционирования и развития.

     Что же касается предмета исследований социальной информатики, то он представляет собой лишь определенную совокупность свойств указанного объекта исследований. Такой совокупностью на данном этапе развития социальной информатики следует признать глобальный процесс информатизации общества и его воздействие на социальные структуры общества, а также на проблемы и положение в обществе самого человека. При этом хотелось бы подчеркнуть, что это влияние является двусторонним, т.е. социальные структуры общества и отношение людей к процессу информатизации, в свою очередь, оказывают существенное воздействие на характер и темпы развития этого процесса.

     Таким образом, фундаментальной проблемой  социальной информатики как науки  является проблема согласованного развития (коэволюции) общества и процесса его  глобальной информатизации [3]. Эта проблема сейчас является стратегически важной и актуальной, так как она самым тесным образом связана с проблемой преодоления кризиса современной цивилизации и ее перехода на путь устойчивого и безопасного развития на основе овладения информацией и широкомасштабного использования новых знаний и технологий [6].

     С этих позиций рассмотрение социальной информатики как одной из важнейших  дисциплин, которые должны составить  научный базис уже формирующегося в развитых странах постиндустриального  информационного общества, представляется вполне правомерным.

2. Предметная область  современной социальной  информатики

     Детальная структуризация предметной области  социальной информатики как самостоятельной  научной дисциплины впервые была проведена в работах [3] и [6]. Обсуждение этих результатов неоднократно проводилось на заседании Президиума Российской академии естественных наук, на общем собрании секции «Информатика и кибернетика» РАЕН, а также на ряде научных семинаров и конференций по проблемам информатики, в частности, на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». В национальном докладе России на этом конгрессе раздел «Социальная информатика» был включен в качестве одного из четырех основных разделов нового перспективного курса «Фундаментальные основы информатики», который был рекомендован для системы опережающего образования.

     Модульная структура этого курса была предложена автором настоящий работы в качестве основы для проведения под эгидой ЮНЕСКО специального комплексного международного проекта «Информатика—2000» [1]. Что же касается более детальной структуризации предметной области проблем социальной информатики как фундаментальной науки, то она была разработана и представлена в работе [7]. Здесь были выделены следующие четыре основных направления научных исследований.

     1. Информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология.  Изучение потребностей общества  в информационных ресурсах для  достижения целей общественного  развития (проблема достаточности  информации).

     2. Информационный потенциал общества, определяющий его возможности по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов. Сюда следует отнести все проблемы, связанные с формированием информационной инфраструктуры и информационной среды общества, т. е. создания и функционирования центров генерации, хранения и распространения информационных ресурсов, а также развития информационной техносферы-комплекса инструментальных средств, обеспечивающих активизацию и эффективное использование информационных ресурсов, решение проблемы доступности информации.

     Существенное  значение для решения этих проблем  имеет развитие интеллектуального  потенциала общества, т.е. его способности продуцировать и усваивать новые знания, а также развитие информационной культуры общества, характеризующей возможности его адаптации к развитию в условиях новой информационной среды существования человека.

     3. Информационное общество, закономерности  и проблемы его формирования  и развития. Сюда входят проблемы  развития информационной экономики, а также проблемы изменения структуры занятости населения в информационном обществе. С новых — информационных позиций рассматривается здесь и проблема демократизации общества, в которой особую роль будет играть доступность для всех его членов необходимой информации и ее достоверность как важнейшие условия практической реализации гражданских прав и свобод.

     4. Человек в информационном обществе. Новые возможности и новые  проблемы развития личности в  информационном обществе, информатизации  процессов образования и воспитания человека, развития его творческих способностей на основе использования достижений информатики и креативных информационных технологий. Проблема информационной свободы и обеспечения информационной безопасности человека в информационном обществе, преодоления им технологического и лингвистического барьеров в новом информационном пространстве.

     Прошедшие с момента публикации работы [7] годы показали, что предложенная в ней структуризация проблемной области социальной информатики как самостоятельного междисциплинарного научного направления оказалась достаточно удачной, а перечисленные выше основные проблемы, составляющие эту область, до сих пор продолжают оставаться весьма важными и актуальными.

3. Информатизация общества  как социотехническая  революция

     В ряде стран мира сегодня обсуждается  новая концепция социально-экономического развития общества, основанная на все  более широком использовании  знаний. Предполагается, что создание распределенной системы общенациональных и региональных знаний и их использование в качестве стратегического ресурса развития позволит решить многие проблемы экономики, экологии, урбанизации, занятости населения, а также проблемы развития образования, культуры и демократизации общества. С этой целью разрабатываются и осуществляются государственные и региональные программы. Начался этот процесс и в России.

Информация о работе Социальная информатика и информатизация общества