Экономмико-математические методы и модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:53, контрольная работа

Описание

Нас окружает огромное множество природных и искусственно созданных объектов, которое воздействует на органы чувств и отображается сознанием человека. От того, насколько верно мы воспринимаем окружающую действительность, очень часто зависит не только наше благополучие и здоровье, но и сама жизнь. Тривиальным примером здесь может служить восприятие и оценка пешеходом дорожной обстановки при переходе улицы.

Содержание

1.1. Основные понятия моделирования. Виды моделей……………………………….3
1.2.Основные методы моделирования…………………………………………………..6
1.3.Классификация видов моделирования………………………………………………6
2.1.Задача распределения ресурсов……………………………………………………...8
2.2.Графическое решение задачи распределения ресурсов……………………………10
2.3.Симплексный метод………………………………………………………………….14
2.4.Основные способы решения транспортной задачи………………………………...18
2.5.Проверка оптимальности полученных планов перевозок методом потенциалов..20
3.1. Методы нлиннейного программирования………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Московский киновидеоинститут.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

     Задача  состоит в определении такого плана перевозок, при котором  весь продукт вывозится из пунктов  Аi в пункты  Вj в соответствии с потребностью и общая величина транспортных издержек будет минимальной. Приведенная формулировка транспортной задачи называется замкнутой транспортной моделью.

     Стоимости  Сij перевозки единицы продукции заданы в виде таблицы 9.

     Решение:

     1) Для первоначального (опорного) закрепления потребителей за поставщиками воспользуемся методом северо-западного угла.

     Число занятых клеток m + n – 1 = 4  + 5 = 8. 

                                                                                                                                              Таблица 9.     

ПН

ПО

В1 В2 В3 В4 В5 Аi
А1 9 7 15 8 7 30
А2 12 8 10 8 15 40
А3 6 10 10 12 14 35
А4 16 10 8 12 16 45
Вj 25 15 32 40 38 150
 
     
Запасы

поставщиков

Заявки  потребителей
25 15 32 40 38
30 9

25

7

5

15 8 7
40 12 8

10

10

30

8 15
35 6 10 10

2

12

33

14
45 16 10 8 12

7

16

38

     Пусть пункт В1 подал заявку на 28 единиц груза. Удовлетворим её из запасов А1. Но так как запасов А1 не хватило для удовлетворения всего спроса, то оставшиеся 28 – 25 = 3 единиц продукции мы возьмем у второго поставщика. После этого у поставщика А2 осталось еще        45 – 3 = 42 единицы продукции. Из этого остатка удовлетворим потребность пункта В2 в продукции, которая составляет 25 единиц. Рассуждая подобным образом составим таблицу 10, в которой в левом углу укажем стоимости Сij перевозки единицы груза из Аi в Вj, а внизу клетки – перевозку Xij.  

                                                                                                                           Таблица 10.     

     Суммарные затраты на реализацию данного плана перевозок составят:

       (X) = 9*25 + 7*5 + 8*10 + 10*30 + 10*2 + 12*33 + 12*7 + 16*38 = 1406 

     Данный  результат явно не является оптимальным. Попробуем составить план перевозок  с помощью другого метода распределения  и сравним полученный результаты.

     2) Метод наименьших стоимостей или метод двойной оценки.

     Сначала у каждого потребителя выбирают клетку таблицы, которой соответствует  минимальное значение тарифа. Данную клетку отмечают одним плюсом. Если  эта клетка является наименьшей, то она помечается ещё одним плюсом.

     В клетки, отмеченные двумя плюсами, помещают максимально возможное число единиц продукции, разрешенное ограничениями на поставку и потребление. Далее идет распределение в клетки, отмеченные одним плюсом. Поставщик исключается из рассмотрения, если его запасы использованы полностью. Потребитель исключается из рассмотрения, если его запросы полностью удовлетворены.

     В таблице 11. показан результат распределения продукции по данному методу.

                                                                                                                        Таблица 11.     

Запасы

поставщиков

Заявки  потребителей
25 15 32 40 38
30 9 7              + 15 8                + 7             ++

30

40 12 8 10 8               +

40

15
35 6              ++

25

10

2

10 12 14

8

45 16 10

13

8             + +

32       

12 16
 

     Суммарные затраты на реализацию данного плана перевозок составят:

       (X) = 6*25 + 10*13 + 10*2 + 8*32 + 8*40 + 7*30 + 14*8 = 1048

     Следовательно, данный план перевозок ближе к  оптимальному, чем план, составленный по методу северо-западного угла.

2.5. Проверка оптимальности полученных планов перевозок методом потенциалов

     1) Рассмотрим процесс нахождения потенциалов для базисного распределения по методу северо-западного угла по данной формуле vj – ui = Cij и представим в виде таблице 12.  

                                                                                                                                         Таблица 12.

Запасы

поставщиков

Заявки  потребителей  
ui
25 15 32 40 38
30 9

25

7

5

15 8 7 0
40 12 8

10

10

30

8 15 -1
35 6 10 10

2

12

33

14 -1
45 16 10 8 12

7

16

38

-1
     vi    9 7 9 11 15  

Чтобы оценить оптимальность распределения, для всех клеток матрицы перевозок  определяются их оценки:

                                     dij  = (ui + Cij) - vj

      Оценки клеток удобно представить в виде матрицы оценок. Для распределения, полученного методом северо-западного угла, матрица оценок имеет вид:

               0   0   6  -3   -8                   

               2   0   0  -4   -1                   

dij  =             -4  2   0   0   -2

               6   2   0   0    0

     Наличие большого числа отрицательных оценок свободных клеток свидетельствует  о том, что данный план перевозок  долек от оптимального. Что бы улучшить неоптимальный план перевозок, выбирается клетка матрицы перевозок с отрицательной оценкой, если таких клеток несколько, то обычно выбирается клетка с наибольшей по абсолютной величине отрицательной оценкой.  В нашем случае этой клеткой может служить клетка (5; 1).

     Для выбранной клетки строится замкнута линия, начальная вершина которой лежит в выбранной клетке, а все остальные вершины находятся в занятых клетках; при этом направления отдельных отрезков контура могут быть только горизонтальными и вертикальными. Вершиной контура, кроме первой, является клетка, где отрезки контура образуют прямой угол. В вершинах контура расставляются поочередно знаки «+» и «-», начиная со знака «+» в выбранной свободной клетке.

     Величина  перераспределяемой поставки определяется как наименьшая из величин поставок в вершинах контура со знаком «-», и на эту величину увеличиваются поставки в вершинах со знаком «+» и уменьшаются поставки в вершинах со знаком «-». Это правило гарантирует, что в вершинах  контура не появится отрицательных  поставок, начальная выбранная клетка окажется занятой, в то время как одна из занятых клеток обязательно освободится.

     Результат указанных операций для представленного  в таблице 10 распределения поставок показан в таблице 13.

                                                                                                                                   Таблица 13.

Запасы

поставщиков

Заявки  потребителей  
ui
28 25 32 25 35
25 12

10              

8 14 8

15

10 0
45 10

18

9

25

12

2

6 8 2
30 8 12 10

30

8 12 4
45 12 8 10 12

10

10

35

-4
     vi     12 11 14 8 6  

Информация о работе Экономмико-математические методы и модели