Информационная система для территориального органа управления внутренних дел на примере оперативно-справочной картотеки УВД Гомель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:46, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является построение информационной модели существующего бумажного документооборота в УВД Гомельского облисполкома о лицах, подвергавшихся уголовно-правовому воздействию, моделирования его (документооборота) компьютерного аналога и ре-инжениринг этого аналога до территориального уровня управления. Ре-инжениринг деловых процессов - это системный подход, ориентированный на достижение существенного измеряемого увеличения продуктивности и эффективности деятельности организации (подразделения) посредством кардинального пересмотра, переосмысления и ре-проектирования его ключевых деловых процессов.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 5
ВВЕДЕНИЕ. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОВД КАК СОВОКУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ ОВД 8
1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ В СИСТЕМЕ ОВД 8
1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В СИСТЕМЕ ОВД 11
1.3. ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫЕ УЧЕТЫ И ИХ МЕСТО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОВД 12
1.3.1. Объекты оперативно-справочных учетов 13
1.3.2. Основания для постановки на учет 14
1.3.3. Составление учетных документов 16
1.3.4. Порядок направления учетных документов и контроль за формированием учетов 17
1.3.5. Право и порядок обращения к учету 18
1.3.6. Порядок исполнения запросов 19
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОСК УВД ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА 20
2.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ — ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИС 21
2.2. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕННЫХ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ 22
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 24
2.4. ПОТОКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 29
2.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК АИС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИИ 31
2.6. ПОСТРОЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 39
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОСК УВД 41
3.1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 41
3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET- ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 49

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 360.00 Кб (Скачать документ)

Среднее  время  обслуживания  tодного  требования  получено  опытным  путем.  Оно  составляет  4.8 мин. 

Итак,  в  действующей системе  n=2, λ=0.82, t0=4,8 мин.  Подставляя  эти значения  в формулы 3.2 – 3.6,  получим:

a=0.82*4.8=3.84;

Рс=1/(1+3.84+14.75/2!)=0.08 

Pз=0.08*3.842/2!=0.61

P0=0.08,  P1=0.31,  P2=0.6.

Nз=0.3+2*0.6=1.5 

Kз=1.5/2=0.75             

Из  полученных  результатов  видно,  что  при  существующей  модели  организации  работ  ОСК  УВД  вероятность  того,  что  все  каналы  окажутся  свободными  чрезвычайно  мала,  вероятность,  что  все  каналы  заняты,  превышает  50%,  среднеожидаемое  число  занятых  каналов  1,5  из  2-х  имеющихся,  а  коэффициент  занятости  каналов  равен  0,75.   На  практике  это  означает,  что  время   ожидания  конкретной  заявки  в  очереди  может растянуться  до нескольких суток.  Это  проявилось  в  работе  ОСК   УВД Гомельского  облисполкома  в  апреле - мае  2002г.,  когда  залповое  увеличение  числа  поступающих заявок,  связанных  с подготовкой  документов  в  высшие военные учебные  заведения   (порядка  1 тыс.  требований)  и  с  призывом  на  срочную  военную  службу  (порядка  4  тыс.  требований),  вызвало  появление  очередей  требований  на  обслуживание.  Т.е.  смена  работников  ОСК  передавала  следующей  смене  очередь  накопленных  требований,  приблизительно  равную  объему  суточной  выработки  ОСК.  Такая  же  проблема  может  возникнуть  и  в  июле  2002г.,  когда  ожидается  залповое  поступление  10 000  требований,  связанных  с  предполагаемой  амнистией.

Для  исправления  такого  положения  необходимо   либо  увеличить  число  каналов,  либо  увеличить  пропускную  способность  каналов.  Увеличение  числа  каналов  означает  увеличение  числа  сотрудников  ОСК,  работающих  в  каждую  смену.  Это  в  настоящее  время  невозможно,  т.к.  все  штатные  должности  на  ОСК  заполнены.  Следовательно,  необходимо  увеличить  пропускную  способность  каналов.  Плотность  потока  требований – величина  постоянная.  Поэтому  будем  уменьшать  среднее время обслуживания одной заявки.  Положим    t0=2.4мин.  Это время выбрано не  случайно.  Приблизительно  такова  верхняя  граница  среднего  времени  обслуживания  одного  требования  в  уже  автоматизированной  системе  федерального  розыска,  работающей  в  ИАЦ  УВД  Гомельского  облисполкома.  Подставляя значения в  формулы  3.2 – 3.6,  получаем:

a=0.82*2.4=1.92

Рс=1/(1+1.92+1.92/2!)=0.2

Pз=0.2*1.922/2!=0.4

P0=0.5,  P1=0.4,  P2=0.4

     Nз=0.4+2*0.4=1.2

Kз=0.6

Из  полученных  результатов  видно,  что  при  предлагаемой модели  организации  работ  ОСК  УВД вероятность  того,  что  все  каналы  окажутся  свободными  увеличилась  до  приемлемого  значения,  вероятность,  что  все  каналы  заняты,  равна  40%, среднеожидаемое  число  занятых  каналов  1,2  из  2-х  имеющихся,  а  коэффициент  занятости  каналов  равен  0,6.   Очевидно, что вариант,  когда количество каналов останется прежним, а среднее время обслуживания заявки уменьшается в 2 раза, является более  предпочтительным. Остается определить, за счет чего можно вдвое  уменьшить время обработки запросов.  Это  уже  невозможно  сделать  только  за  счет  повышения  производительности  труда  работников  ОСК,  т.к.  этот  ресурс  уже  исчерпан.  Необходимо  автоматизировать  эту  задачу,  т.к.  только  применение  компьютерной  техники  с  использованием  современных  методов  моделирования  и автоматизации  может  дать  существенный  выигрыш  во  времени  обслуживания  требований.

Попробуем  еще  уменьшить  среднее  время  обслуживания  одного  требования.  Положим  t0=1,6мин. Подставляя значения в формулы 3.2 – 3.6,  получаем:

a=0.82*1.6=1.31

Рс=1/(1+1.31+1.73/2!)=0.32

Pз=0.32*1.732/2!=0.089

P0=0.5,  P1=0.567,  P2=0.272

     Nз=0,567+2*0.272=1.111

Kз=0.556

Из  полученных  результатов  видно,  что  при t0=1,6мин вероятность того,  что все каналы  окажутся  свободными  еще увеличилась,  вероятность,  что  все  каналы  заняты,  равна  32%, среднеожидаемое  число  занятых  каналов  1.1,  а  коэффициент  занятости  каналов  уменьшился  до   0,556.  Т.е.  наблюдается  тенденция  снижения  нагрузки  на  систему  при  уменьшением  среднего  времени  обслуживания.  Следовательно,  с  развитием  вычислительной техники,  внедрением  более  быстродействующих  компьютеров  может  возникнуть  ситуация,  когда  в  среднем  времени  обслуживания  одного  требования  собственно поисковая  составляющая  будет  незначительной.  Это  время  будет  в  основном  зависеть  от  человеческого  фактора,  т.е.  от  скорости  работы  оператора. Кроме  того,  существующая технологческая схема документооборта,  ориентированная  на  движение  бумажных  носителей, станет основным препятствием повышения производительности информационной системы.  Однако  этот  вопрос  выходит  за  рамки  данной  работы.

2.6. Построение физической  модели

 

После того, как построена  концептуальная модель ИС, состоящая  из описания предметной области, ресурсов и потоков данных, перечня требований и ограничений к технической   реализации ИС,   построим логическую модель. Разработанная концептуальная модель формализуется, т.е. описывается в виде логической модели ИС,  которая  реализована  в  виде диаграммы  «сущность – связь» (ER (Entity-Reationship) - CASE- диаграммы). Для построения логической   модели системы ОСК применен  пакет программ ERWIN ver. 3.52.   Этот  же  пакет применялся  и для построения физической   модели системы ОСК.  После создания логической модели  была описана физическая модель,  определяющая структуру базы данных. Блок-схема  физической модели приведена в Приложении 5.  В связи  с тем, что рекомендуемой платформой СУБД в системе МВД РБ является СУБД  Oracle, на основании схемы физической модели была проведена генерация базы данных в среде Oracle 8.05. Описание   основных элементов базы данных  приведено в Приложении 6.

 

3. ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   ПОВЫШЕНИЯ   ЭФФЕКТИВНОСТИ   РАБОТЫ  ОСК  УВД

3.1. Автоматизация   информационного обмена как инструмент подготовки управленческих решений

 

С некоторой долей  упрощения можно сказать, что  лицами, принимающими управленческие решения, являются 2 и более сотрудника, объединенных общей целью. Следовательно, в работе любого структурного подразделения ОВД возникают ситуации, требующие принятия  решения управленческого характера. Процесс подготовки управленческого решения включает  в  себя  следующие  этапы:

  1. выявление управленческой проблемы или задачи;
  2. предварительная постановка цели;
  3. сбор необходимой информации;
  4. анализ информации;
  5. определение исходных характеристик проблемы с учетом имеющихся ограничений;
  6. уточнение цели и критерия, окончательная их формулировка;
  7. обоснование и построение модели проблемной ситуации;
  8. разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
  9. выбор метода решения;
  10. экономическое обоснование выбранного решения;
  11. согласование решения с органами управления и исполнителями;
  12. окончательное оформление и утверждение решения;
  13. организация выполнения решения;
  14. контроль выполнения решения;
  15. стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов, соблюдения сроков;
  16. установление обратной связи с лицом, принимающим решение; корректировки целей и задач.

В  силу  ряда  объективных  и  субъективных  факторов   список этапов процесса принятия решения, изложенный с позиций классической науки управления, существенно отличен от реальной практики.  К  объективным  факторам  можно  отнести  то,  что   сфера приложения самих решения, условия их принятия, выполнения, имеют неэкономический характер.

Классифицируя по подходам к принятию решения, можно  выделить 2 основных подхода,  используемых в практике ОВД:

  • количественный подход, который предполагает использование компьютерных технологий для сбора, обработки и представления данных;
  • ситуационный подход, который предполагает первоначальную идентификацию возникшей ситуации  и применение методов и форм ее решения в зависимости от ее классификации  этой  ситуации.

Количественный подход используется в основном на высшем уровне управления и приводит в конечном итоге к построению математических моделей управляемого объекта (преступности в целом, региональной  преступности, по отдельным видам преступлений и т.д.). Так, например, еще с 70-х годов существует модель прогноза преступности, основанная на возрастном признаке преступности. Суть этой  модели  заключается  в  следующем. Делается разрез преступности по возрастному составу лиц, совершивших преступления. Далее  с использованием данных  по населению и данных демографического прогноза составляются данные по возрастной структуре населения  на прогнозируемое время. Затем  по ним рассчитывается  состояние преступности. Данная модель хорошо работает в стабильном обществе. Учитывая то,  что в настоящее время происходит реформирование социально-экономической системы общества, зависимость количества преступлений  от  возрастной структуры лиц, совершивших преступления, перестает быть линейной, что находит свое выражение в термине “омоложение преступности”. Рассматриваемая информационная система позволяет применить количественный подход, который выражается в построении региональной модели преступности по видам преступлений  с учетом лиц отбывших наказание, в данный момент находящихся на свободе и склонных к совершению преступлений. Понятно, что для более точного построения модели региональной преступности необходимо учитывать и лица, находящиеся на профилактическом учете (склонные к совершению преступлений), и лица, находящиеся на оперативном учете и т.д.. Но в связи с тем, что информация по этим категориям лиц не  формируется в рамках рассматриваемой системы, моделирование возможно с некоторой точностью, зависящей от степени упрощения модели.  Здесь необходимо учитывать экономическое,  социально-демографическое положение региона,  от  которых  функционально зависит  уровень  преступности  в  данном  регионе, что находит свое выражение в термине “рецидив преступности”. Так за 4 месяца 2002 года на территории Гомельской области по линии уголовного розыска зарегистрировано 5064 преступлений, раскрыто 2983. Из них совершено ранее судимыми 880. Сопоставляя эти данные  с данными модели, можно судить ( в случае правильного определения функциональной зависимости модели) о влиянии территориального подразделения органа внутренних дел (всей правоохранительной системы)  на состояние преступности в данном регионе. А значит своевременно и адекватно реагировать на изменение криминальной обстановке соответствующими управленческими мерами (административными, экономическими, законодательными) как на объект управления, так и на субъект управления. В настоящий момент эта задача становится тем более актуальной, так в настоящий момент на территории РБ происходит акционирование крупных государственных предприятий  (в Гомельской области это Мозырьский НПЗ, Светлогорское ПО “Химволокно”, Жлобинский БМЗ и т.д.), происходит передел собственности , которому сопутствует и передел сфер влияния среди криминальных сообществ.

 Ситуационный подход  к принятию  решения имеет место в основном на оперативном  уровне, так как он  имеет преимущество перед количественным в скорости принятии решения. Ситуационный  подход  широко используется в деятельности оперативных подразделений всех уровней. Так, например, при объявлении гражданина в розыск заводится розыскное дело,  информация о разыскиваемом доводится до исполнителей, которые свою работу организуют в соответствии с категорией разыскиваемого гражданина.  Применение информационных технологий на этом уровне позволяет более эффективно использовать преимущества коллективной работы по розыску преступников. Так в ИАЦ УВД с помощью программного обеспечения производится проверка  на предмет нахождения  их в розыске  лиц, совершивших административное правонарушение. При выявлении таких фактов, информация об этих  лицах предоставляется в два адреса (в  территориальный орган, в котором данное административное преступление совершено, и  в подразделение розыска,  ведущего  эту  линию  работы).    Внедрение рассматриваемой информационной системы позволяет повысить скорость передачу и достоверность информации для линейных руководителей, которые организуют практическую работу.

  Использование информационной системы  позволит увеличить скорость принятия решения на всех уровнях. Кроме того, доступность информации при принятии решения в ситуационном подходе позволяет классифицировать ситуацию с более высокой точностью.

При современном  уровне  информативности, мобильности  и  доступности современных вооружений  для  преступных элементов становится совершенно необходимым и жизненно  важным резкое повышение эффективности работы всех служб правоохранительных органов за счет использования современной техники,  современных технологий и средств вычислительной техники.

Следует учитывать,  что основным методом работы  руководителя правоохранительных  органов является анализ имеющейся информации.  Поэтому узловой момент успешного ведения дел – наличие и доступность достоверной информации, используемой при выборе решения.  Сделать это возможно  единственным способом – путем использования более высокого уровня компьютеризации  всех  служб правоохранительных органов и создания современных  телекоммуникационных  систем  для  передачи информации на расстояние с целью оперативного  взаимодействия заинтересованных служб.

3.2. Использование Internet- технологий при подготовке принятия решения

 

Если представить выводы из настоящей  работы в несколько упрощённом виде, то можно сказать, что итогом работы по созданию единой системы принятия решений может стать создание корпоративной сети. Прикладное программное обеспечение сети должно быть разработано,  исходя из единого идеологического подхода.

Информация о работе Информационная система для территориального органа управления внутренних дел на примере оперативно-справочной картотеки УВД Гомель