CMS - Системы управления контентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:58, лекция

Описание

Аббревиатура CMS расшифровывается как «Content Management Software» («программное обеспечение для управления содержимым»). В нашей стране принято последнюю букву «S» расшифровывать как «System», а по-русски это обычно звучит как «Система управления контентом».

Работа состоит из  1 файл

CMS.docx

— 31.57 Кб (Скачать документ)

5. Уникальность 

Не для каждого  сайта подойдет первая попавшаяся система  управления содержанием. Зачастую слышно: «Да, мы попробовали PHP-Nuke, но теперь наш  сайт выглядит точь-в точь, как сам PHP-Nuke, а не иначе». К сожалению, большинство  открытых CMS проектируется чуть ли не по единому образу и подобию. Функциональность может различаться и позиционироваться  разработчиками как преимущество, однако часто в целом один программный  пакет может походить на другой, как две капли воды. 

Так как CMS это лишь набор функций, то внешний вид  уже должен определяется в каждом конкретном случае и зависеть от используемого  шаблона. CMS должна уметь работать с  любым количеством шаблонов, а  структура этих шаблонов, по возможности, не должна быть жесткой и ограниченной. Многие CMS ратуют за трехколоночное представление  информации на сайте с возможностью включения/отключения определенных модулей  данных. Большая ошибка разработчиков CMS заключается в том, что они  встраивают структуру шаблона в  свой «движок». Выход есть – следует  предусмотреть вывод различных  текстовых блоков (например, меню, новостная  лента, последние сообщения в  форумах) в различные текстовые  единицы, а уж форму и расположение указывать в шаблоне. CMS должна «знать»  лишь один конфигурационный файл из которого она сможет получить всю информацию о шаблоне. В итоге мы получаем абсолютно любую структуру шаблона. Так мы сделаем максимально различные  по виду и структуре сайты. 

6. Гибкость использования.  Расширяемость. 

Возможность приспосабливания ко всевозможным специфичным нуждам того или иного решения, той или  иной организации. Скажем так, универсальный  продукт должен одинаково хорошо справляться как с ролью Интернет-блога, так и с ролью варезного  сайта. Системная архитектура и  принцип модульного построения позволяет  гибко настраивать возможности  сайта – включать в нее только необходимые заказчику в данный момент функции и компоненты; На одном «движке» должны одинаково  комфортно размещаться: 

Cайт-визитка. Предназначены  для справочной поддержки клиентов, анонсирования информации о предлагаемых  товарах и услугах. Подобные  сайты позволяют фирмам добиться  ощутимой экономии за счет  сокращения рекламы в обычных  средствах массовой информации. Персонализированные клиентские  и партнерские сайты;

Интернет-магазин. Сайт, представляющий собой систему торговли через Интернет, а также системы  сопряжения с автоматизацией учета  через БД;

Информационный портал. 

7. Структура данных 

На сайте, обслуживаемом CMS должны отображаться документы различных  типов. Другими словами, разные страницы сайта могут быть различны не только по содержанию, но и по дизайну, но и  по структуре. Было бы еще лучше, если бы CMS позволяла отображать также  и страницы в форматах отличных от HTML. Например, со временем может понадобиться вывод ленты новостей в формате RSS, так что бы новости сайта  были доступны для пользователей  популярных ныне клиентских программ сборщиков новостей. Возможно, возникнет  необходимость в WAP-версии сайта  для мобильных телефонов. 

CMS должна позволить  нам обойтись минимальными усилиями  для подобных случаев. Следует  сразу же учесть, что даже если  мы ограничиваемся одной версией  сайта для определенного языка  содержания (скажем, русского), не мешало  бы быть готовыми к тому, что  скоро нам потребуется версия  для еще одного или более  языков. Необходим удобный и быстрый  доступ ко всем объектам сайта  (разделы, рубрики, страницы, темы  и т.п.). Большая часть разделов  системы представлено в виде  древовидной структуры, аналогично  представлению папок на диске  компьютера в проводнике Windows. 

Каждая страница сайта - это документ, имеющий свой персональный интернет-адрес. А сайт представляет собой совокупностью  таких документов. А из чего состоит  документ? Документ составляет информация, определенным образом структурированная  и оформленная. Для того, что бы сайт был более прост в восприятии ссылки на документы располагают  в многоуровневых навигационных  меню по степени их логической взаимозависимости. Т.е. в соответствии с определенной структурой (документной структурой). Кроме того, в этой документной  структуре предусматриваются и  различные категории документов, идентичных по логической архитектуре  и оформлению. Таким образом, в  состоянии администрирования нашей CMS нам потребуется интерфейс  с перечнем категорий документов и интерфейс представляющий документную  структуру сайта. Первый интерфейс  будет содержать шаблоны страниц, задающие логическую архитектуру и  оформление документов. Интерфейс структуры, позволит добавлять, изменять и уда  лять документы, а также задавать логическую зависимость их друг от друга. Ну а то, каким образом будет  задаваться документная структура CMS выбор за вами. Самое распространенное и наиболее простое решение - иерархическое  дерево или решетка Бете, хорошо знакомое нам по картам сайтов. С  него можно и начать, но, припоминая о наших задачах, следует сделать  корневыми разделами дерева языковые версии сайта, даже если пока планируется  лишь одна версия. 

8. Простота и прозрачность  системы. 

Очень часто готовые  продукты губит слишком большое, избыточное количество встроенных функций, что существенно снижает эффективность  решений на их базе. Следует остановиться на самых востребованных и необходимых возможностях, остальной же функционал наращивать модулями. 

Одним из основных параметров оценки пользовательского интерфейса является скорость реакции интерфейса, которая в значительной степени  зависит от производительности несущего сервера, скорости соединения и прочих внешних факторов. Однако немалое  значение имеет и архитектура  пользовательского интерфейса. Во всех перечисленных CMS максимально сокращено  число необходимых действий для  завершения типовых операций. •  поддерживать подключение большого количества сервисных модулей (как  минимум, модулей новостной ленты, почтовой рассылки, гостевой книги, голосований, каталога товаров и поиска по сайту). Любая CMS должна иметь удобный и  гибкий интерфейс. Легкая навигация  и интуитивно понятный интерфейс  должны позволять работать пользователю любого уровня квалификации. Для редактирования содержимого страницы необходимо присутствие  редактора WYSIWYG. 

9. Адаптация для  SEO 

Search Engine Optimization –  поисковая оптимизация. Сюда входит  оптимизация HTML-кода, структуры,  контента сайта и внешних факторов  с целью поднятия его в поисковых  системах. Оптимизация и продвижение  сайта представляет собой комплекс  работ по повышению рейтинга  сайта в поисковых системах. Помимо  стандартных возможностей по  ручной установке ключевых слов  и заголовков для любого элемента  сайта (от страницы до товара, что используют далеко не все  системы), следует максимально эффективно  генерирует дружественные ссылки. 

Сюда же добавим mod_rewrite. Основным недостатком большинства CMS является динамическая адресация, когда  ссылка имеет вид типа: http://www.oqbo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2&Itemid=3 

Такая адресация  страниц позволяет легко изменять значения подставляемых переменных, что ставит под угрозу систему  безопасности. Также использование  динамической адресации является нежелательным  для восприятия сайта поисковыми системами, поскольку не все страницы сайта проиндексируются поисковыми системами (поисковые роботы не умеют  читать скрипты). В результате работы mod_rewrite происходит подмена адреса запроса, на адрес, не содержащий имён переменным: 

http://www.oqbo.ru/content/view/2/3/. Mod_rewrite - основанный на правилах  механизм (синтаксический анализатор  с применением регулярных выражений), выполняющий URL преобразования на  лету. Модуль поддерживает неограниченное  количество правил и связанных  с каждым правилом условий,  реализуя действительно гибкий  и мощный механизм управления URL. URL преобразования могут использовать  разные источники данных, например  переменные сервера, переменные окружения, HTTP заголовки, время и даже запросы к внешним базам данных в разных форматах, — для получения URL нужного вам вида. Подобные ссылки необходимы при жесткой конкуренции с тематическими сайтами, а так же для самостоятельного внедрения дружественных ссылок без знания PHP и затрат на поддержку. Встроеный модуль по оптимизации ключевых слов web страниц сайта. Использование этого модуля позоляет повысить эффективность индексации страницы сайта в поисковых машинах, и как следствие увеличивает посещаемость данного ресурса. 

10. Поддержка продукта. Простота обновлений. 

Любая система управления содержит уязвимости, и зачастую администраторы забывают про обновления системы  управления, что может стать причиной взлома сайта и всего сервера. Обновления системы управления является достаточно непростой процедурой и  большинство систем управления не позволяют  осуществить обновление автоматически - требуется их доработка вручную, что вызывает боязнь обновлений системы. Эту проблему возможно решить только при помощи системы автоматических обновлений. В большинстве систем управления автоматические обновления осуществляются частично по запросу  администратора из системы управления. 

Обновление тоже может вылиться в проблему, и критерием  хорошей CMS является частый выпуск легко  применяемых надежных патчей или  скриптов. 

11. Ориентировка на web 2.0 

Хорошая CMS должна давать возможность использования в  контент-менеджменте всего многообразия медиа-форматов. Можно использовать собственные решения для доставки содержания этих форматов или же популярные флеш-плееры - Youtube.com для видеоподкастов, Slideshare.net для презентаций, Scribd.com для  документов MS-Word и т.д. Интеграция в  платформу Wiki и блоговые системы, обеспечение  единой политики пользовательских прав в рамках всех приложений интранет. Пользовательский интерфейс современной CMS должен быть обогащенным, но простым  в использовании. При нынешнем обилии AJAX-фреймворков "обогатить" пользовательский интерфейс популярными эффектами  не представляется особо сложной  задачей. Однако, чтобы достичь гарантированного баланса между эффектностью и  практичностью интерфейса можно  следовать по одному из двух путей. Либо придерживаться GUI-модели популярных и привычных пользователю настольных приложений, либо разрабатывать аскетичные решения в стиле Google. 

12. Безопасность 

Сюда входит стойкость  к SQL-injection, XSS-скриптингу, защита от подмены  передаваемых параметров. Обязательна  возможность осуществления резервного копирования и восстановления данных. 

Защита от флуда - графическая или математическая каптча на выбор, анализатор поведения  клиентов с отсеиванием ботов. Возможно ограничение на количество ссылок в  одном сообщении, контроль флуда, бан ip и вести «черный список» рекламируемых  сайтов, а также фильтровать сообщения  по подстроке. 

Борьба со спамом в интернете на данный момент ведется  только в одном месте — комментарии  к публикациям. Компонентов комментариев достаточно много, и о таковых, без  поддержки captcha я не слышал (разве  что очень древние и не используемые на данный момент). На этом собственно борьба со спамом заканчивается. Наибольшую же эффективность в борьбе со спамом можно добиться с помощью т.н. капчи — картинки с набором  символов. В этом случае ставится полный заслон от автоматических спам-роботов. 

13. Usability 

Давайте подумаем над  тем, насколько способен пользователь в той или иной CMS выполнять  простые операции без тренировки, сможет ли он это сделать без обращения  к поставщику решения. По определению CMS предназначена для управления содержанием. Таким образом, наиболее типовая операция для пользователя CMS – создание/изменение содержания документов сайта. Эта операция включает в себя нахождение требуемого документа  и затем интерфейса для управления его содержанием. Если предположить, что документы на сайте представлены в той же структуре, что и административном интерфейсе, наиболее очевидный путь – пройти по иерархии структуры, выбрать  требуемый документ и использовать ссылку перехода к свойствам/содержанию документа. В этом плане наиболее привычными и понятными является пользовательские интерфейсы, напоминающие Проводник Microsoft Windows. 

Далее мы должны ответить на вопрос «не перегружен ли интерфейс, не слишком ли он технический?». В  принципе, этот вопрос наиболее актуален для пользовательской роли «оператор  контента», исполнители которой  не обязаны обладать исчерпывающими техническими знаниями. 

Привычность использования CMS зависит прежде всего от того, насколько ее интерфейс выглядит похожим на популярные приложения. Разработчики могут задаться целью  максимально повторить интерфейсные решения, принятые в Microsoft Windows. Интерфейсные элементы, структурное дерево и список могут иметь вид аналогичных  элементов интерфейса Windows и поддерживают контекстное меню по правой кнопке мыши и Drag & Drop. Для всех документов и записей в системе доступны организованные виде закладок интерфейсы управления свойствами. 

Информация о работе CMS - Системы управления контентом