CMS - Системы управления контентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:58, лекция

Описание

Аббревиатура CMS расшифровывается как «Content Management Software» («программное обеспечение для управления содержимым»). В нашей стране принято последнюю букву «S» расшифровывать как «System», а по-русски это обычно звучит как «Система управления контентом».

Работа состоит из  1 файл

CMS.docx

— 31.57 Кб (Скачать документ)

CMS - Системы управления  контентом 

Что такое CMS 

Аббревиатура CMS расшифровывается как «Content Management Software» («программное обеспечение для управления содержимым»). В нашей стране принято последнюю  букву «S» расшифровывать как  «System», а по-русски это обычно звучит как «Система управления контентом». Английское слово content означает «нечто, содержащееся внутри» и применительно  к письменным работам обычно входит в словосочетание table of contents — содержание, перечень разделов (скажем, книги). Отличительная  черта контента состоит в том, что он конструируется из отдельных  кусочков -графика, документы (в том  числе отчеты, ведомости и.т.д), звуковые и видео-файлы. Иногда употребляется  более простое название - "движок сайта". 

CMS появились не  так давно. Первой системой  принято считать Vignette, которая  появилась на западе в 1995 году. В нашей стране решения по  управлению контентом появились  значительно позже. 

История управления контентом началась с управления документами в классическом понимании  этого слова - текстовыми файлами. По мере развития понятия «документ», системы управления документами  стали называть системами управления контентом, подчёркивая способность  таких систем управлять информацией  независимо от формы ее представления, а также отделить информацию-контент  от документа-формы. Однако абстрактно управлять информацией невозможно — она обязательно должна быть представлена в какой-либо форме. Пытаясь  управлять контентом, мы неизбежно  приходим к управлению документами. Системы управления контентом, действительно, «научились» разделять управление документами (хранение, изменение и  т.п.) и их представление конечному  пользователю. Но они все-таки управляют  документами в какой-то форме, а  не информацией. 

Само понятие «управление  контентом» первоначально прочно ассоциировалось  с процессом публикации и обновления информации на Web-сайтах — требовалась  технология, позволяющая следить  за ее актуальностью. Поэтому в качестве синонима content management часто используют термин Web content management. В результате термин content management расширился: им стали обозначать управление не только информацией на сайте, но и всеми разрозненными  и разнообразными фрагментами корпоративной  информации. Есть и другие определения. Скажем, в энциклопедии Wikipedia системой управления контентом названа система, применяемая для организации  и упрощения совместного создания содержимого. 

Зачем нужны CMS 

Необходимость систем управления для владельцев сайтов начала проявляться в тот момент, когда  количество материалов на веб-сайтах начало стремительно расти. Это привело  к тому, что традиционные «ручные» технологии разработки и поддержки  сайтов, когда сайт состоял из статических  страниц и набора дополнительных специализированных скриптов, стали  не успевать за быстро меняющимися  условиями бизнеса. Ввод данных на сайт требовал (как минимум) знания технологий HTML/CSS верстки, изменения структуры  сайтов были сопряжены с каскадным  изменением большого количества взаимосвязанных  страниц. Различные автоматизированные механизмы, вроде гостевых книг и  новостных лент, внедренные на сайтах как отдельные скрипты и, как  правило, написанные разными специалистами, перестали удовлетворять требованиям  безопасности. На многих сайтах стали  появляться коктейли из разных технологий и подходов к разработке, поэтому  возникла потребность в стандартизации программных решений, в разделении дизайна и содержимого на две  независимые составляющие. CMS действительно  разделяют сайты на две составляющие: дизайн (внешний вид сайта в  целом, отдельных страниц, конкретных блоков информации) и контент. Дизайн сайта, как правило «зашит» в  шаблоны и изменяется значительно  реже, чем контент. 

CMS открывают изобилие  технических возможностей в создании  динамического веб-ресурса. Все  серьезные сайты, содержащие большой  объем информации и требующие  постоянного ее обновления, используют  системы обновления. Это и поисковые  машины, и новостные серверы, и  разнообразные каталоги. С помощью  данных систем можно с легкостью  добавлять разделы, размещать  иллюстрации, управлять рассылками, публиковать закрытую информацию, доступ к которой есть только  у определенных групп пользователей.  И это лишь небольшой список  всего того, чего можно добиться  с помощью CMS. 

Анализ основных функций современных систем управления сайтами 

Система управления сайтами – это программный  комплекс, позволяющий автоматизировать процесс управления как сайтом в  целом, так и сущностями в рамках сайта: макетами страниц, шаблонами  вывода данных, структурой, информационным наполнением, пользователями и правами  доступа, а также по возможности  предоставляющий дополнительные сервисы: списки рассылки, ведение статистики, поиск, средства взаимодействия с пользователями и т. д. Обычно системы обновления делятся на две части: внешнюю  – набор HTML-страниц, генерируемых при  вызове страниц из браузера посетителя сайта и внутреннюю – систему  администрирования. Обе части обычно используют общее хранилище данных, в роли которого, как правило, выступает  реляционная база данных (иногда встречаются  другие виды хранилищ, например XML-документы  или даже текстовые файлы). 

В хранилище помещается информация, содержащаяся на сайте (собственно контент), а также информация, описывающая  его (макеты страниц, структура, права  доступа и пр.). При вызове страницы скрипт, который должен эту страницу вывести, в зависимости от полученных параметров выбирает из базы данных необходимую информацию (какое содержимое показать, какие ссылки поставить, как это все расположить и т.д.) и генерирует HTML-документ, который и подается браузеру. Помимо этого обязательно имеется интерфейс к базе данных, реализующий систему администрирования, которая при авторизованном доступе позволяет изменять содержание и структуру сайта. 

Функции систем управления контентом можно разделить на несколько основных категорий. 

Создание — предоставление авторам удобных и привычных  средств создания контента. 

Управление —  хранение контента в едином репозитории. Это позволяет следить за версиями документов, контролировать, кто и  когда их изменял, убеждаться, что  каждый пользователь может изменить только тот раздел, за который он отвечает. Кроме того, обеспечивается интеграция с существующими информационными  источниками и ИТ-системами. CMS поддерживает контроль за рабочим потоком документов, т.е. контроль за процессом их одобрения. Короче говоря, управление контентом  включает в себя хранение, отслеживание версий, контроль за доступом, интеграцию с другими информационными системами  и управление потоком документов. 

Публикация —  автоматическое размещение контента на терминале пользователя. Соответствующие  инструменты автоматически «подгоняют»  внешний вид страницы к дизайну  всего сайта. 

Представление —  дополнительные функции, позволяющие  улучшить форму представления данных; например, можно строить навигацию  по структуре репозитория. 

Практически все  современные CMS предлагают сходные  возможности, однако при желании  их можно классифицировать по уровню задач, которые способны выполнять  эти системы. Ниже приведены основные возможности современных систем управления сайтами, а так же их достоинства  и недостатки в использовании. 

CMS с возможностью  кэширования информации 

При каждом вызове страницы сайта под управлением движка сайтов происходит не считывание HTML-страницы с жесткого диска сервера, а вызов  скрипта, который, в свою очередь, может  подключать другие скрипты, делать запросы  к базе данных и пр. Все это  дает определенную нагрузку на сервер. А чем больше загрузка, тем быстрее она достигнет критической отметки, тем меньше производительность сервера. Поэтому иногда страница генерируется не в момент запроса URL, а в момент ее обновления, после чего выкладывается на жесткий диск или в базу данных уже в готовом виде. Этот прием достаточно спорный: например, при изменении какого-то элемента дизайна сайта придется перезаписывать все страницы. Его также нельзя применять в случае динамических ресурсов, например, при необходимости предоставления пользователю возможности проводить поиск по записям базы данных. CMS с локальными модулями администрирования 

Иногда управление сайтом происходит не напрямую на сервере  через веб-интерфейс, а при помощи программ, запускаемых на рабочей  станции. Этот прием позволяет экономить  рабочее время (особенно на плохих каналах), предоставить более широкие возможности  управления сайтом (Windows-интерфейс гораздо  более функционален, чем веб-интерфейс). Однако такой подход требует гораздо  более тщательной проработки безопасности, решения проблем целостности  базы данных (например, если с сайтом одновременно работают несколько разработчиков. 

Попробуем подытожить. Функционал CMS должен осуществлять следующие  пункты: 

1. Контроль прав  изнутри системы. Это означает, что можно назначить пользователей,  которым доступны те или иные  опубликованные документы. 

2. Интеграция контента. Возможность перенести готовый  контент в новое решение. 

3. Поддержка документов  различного типа. Хранение и сортировка  любых документов, включая графику,  аудио и видео, в центральном  репозитарии. 

4. Подробная качественная  документация и контекстно-интеллектуальная  справка. 

5. Рейтинговая система  оценки статей сайта. 

6. Шаблонные изменения.  Общие изменения форматирования  информации одной части сайта  отображаются на весь сайт. 

7. Настраиваемые  деловые процессы. Создание своих  автоматизированных деловых процессов  для конкретного контента (изображений,  статей и др.). 

8. Маркировка документов. Возможность добавлять новые  категории и маркеры к документам  до и после их размещения  в репозитарии. 

9. Контроль версий. Создание новых версий, просмотр  и возврат к предыдущим версиям  документов. 

10. Инструмент визуальной  администрации. Позволяет авторам,  не прибегая к программированию, легко управлять контентом. Обычно  это реализуется с помощью  HTML-форм. 

  

Какими качествами должна обладать современная CMS 

Прежде всего, давайте  уясним факт, что супер-системы, подходящей на все случаи жизни не существует. Нелья объять необъятное. Тем не менее, современная качественная CMS должна обладать следующими характеристиками: 

1. Простая инсталляция 

Самая первая стадия эксплуатации CMS – её инсталляция. Процесс  должен быть максимально задокументирован, упрощён и последователен – не стоит сразу начинать настраивать  таблицы баз данных или править  конфигурационные файлы. Это должна быть простая процедура, выполняемая  с помощью визарда или скрипта  установки. Плохо, если процесс состоит  из более чем двадцати шагов - изменения  конфигурационных файлов, создания и  удаления папок и т.д. Скачать, распаковать  и запустить мастер установки - вот  к чему должна сводиться процедура. 

2. Быстрый старт 

CMS должна быть  максимально дружелюбной к пользователю  уже с первых шагов использования  системы. Задачи настройки должны  усложняться постепенно, идти от  простого к сложному. К примеру,  пользователь сначала авторизуется  в системе, далее создает новый  web-документ. После чего необходимо добавить несколько стилей CSS (как вариант – выбрать шаблон, тему), затем связать новый документ гиперссылками с другими web-страницами. Далее идет построение системы навигации и добавление всевозможных сервисов, подключение функциональных блоков. Работа осуществляется постепенно, команды выполняются не все сразу - возможность создания приоритета разделов, форумов, пользовательских голосований и опросов, генерации PDF «на лету» следует оставить на потом - возможно, это даже и не понадобится на первых порах работы с CMS. 

3. Качественная документация 

Если и когда  что-то начинает идти не так, зачастую самый быстрый способ решить проблему заключается в том, чтобы почитать документацию, а не ждать помощи извне. Инструкции по установке и  апгрейду должны быть настолько просты, чтобы нетехнический персонал мог  понять их, но достаточно подробны, чтобы  их легко было выполнять "пошагово". Большинство систем содержит инструкции по установке такого типа: «Сперва  сделайте это, потом вот это, затем  это и еще это». Но когда дело доходит до непосредственного использования CMS, пользователя тут же перенаправляют к изучению документации, в которой  расписана каждая возможность системы  управления содержанием. 

Отдельным подпунктом идёт требование с отсутствием сленговых  выражений. Пользователь может попросту не понять, что такое «portlet», «module»  или «snippet». Это может путать людей, сбивать их с толку. 

Более того, если продукт  распространяется бесплатно, с открытым кодом, следует прикладывать к CMS еще  документацию для разработчика –  структура программы, ее логика, алгоритм функционирования – возможно, этот продукт будут развивать и  улучшать, либо же просто править под  конкретные нужды. 

4. Разделение администрирования  и управления содержанием 

Практически все  открытые CMS различают понятия «администратор»  и «пользователь», но пользователь не обязательно должен переключаться  между режимами администрирования  и управления содержанием, чтобы  внести необходимые изменения. 

98% пользователей  CMS – это люди, которые хотят  управлять содержимым своего  сайта, а не самой системы.  Для оставшихся 2% пока еще нет  оптимизированных CMS. 

Информация о работе CMS - Системы управления контентом