Аспекты информатизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:21, реферат

Описание

Сегодня перед Россией стоит проблема переосмысления национальной хозяйственной деятельности, а главное, изменений, которые в ней возможны и мыслимы. На все пространство ныне существующей экономической деятельности необходимо должным образом наложить пространство идей. Решение этой проблемы по плечу только населению, имеющему высокий образовательный уровень, соответствующий современным требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 4
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
3. ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Работа состоит из  1 файл

Т2 Аспекты информатизации образования.docx

— 35.54 Кб (Скачать документ)
 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 

По дисциплине: «_Информационные технологии в спец. образовании» 

На тему: «Аспекты информатизации образования» 
 
 
 

СтудентНикитина Е.М. 

РуководительСедова И.В. 

Группа СДОс – 1/11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА- 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 4

2. ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 7

3. ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

     ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Сегодня перед Россией стоит проблема переосмысления национальной хозяйственной  деятельности, а главное, изменений, которые в ней возможны и мыслимы. На все пространство ныне существующей экономической деятельности необходимо должным образом наложить пространство идей. Решение этой проблемы по плечу  только населению, имеющему высокий  образовательный уровень, соответствующий  современным требованиям.

       В концепции информатизации высшего  образования Российской Федерации  (1993 г.) было объявлено, что стратегическая  цель информатизации образования  состоит в глобальной рационализации  интеллектуальной деятельности  за счет использования НИТ,  радикального повышения эффективности  и качества подготовки специалистов  до уровня, достигнутого в развитых  странах, т.е. за счет подготовки  кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального  общества.

       В результате достижения этой  цели в обществе должны быть  обеспечены массовая компьютерная  грамотность и формирование новой  информационной культуры мышления  путем индивидуализации образования.

     Эта цель информатизации образования, по своей  сути, является долгосрочной и потому продолжает сохранять свою актуальность.

     Сегодня главная цель информатизации состоит  в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного  общества.1

     1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

     Современные информационные технологии являются основой  процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:

     - улучшение качества обучения  посредством более полного использования  доступной информации;

     - повышение эффективности учебного  процесса на основе его индивидуализации  и интенсификации;

     - разработку перспективных средств,  методов и технологий обучения  с ориентацией на развивающее,  опережающее и персонифи цированное  образование;

     - достижение необходимого уровня  профессионализма в овладении  средствами информатики и вычислительной  техники;

     - интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской,  методической, научной, организационной)  в рамках единой методологии,  основанной на применении информационных  технологий;

     - подготовку участников образовательного  процесса к жизнедеятельности  в условиях информационного общества;

     - повышение профессиональной компетентности  и конкуренто способности будущих  специалистов различных отраслей;

     - преодоление кризисных явлений  в системе образования.

     Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность  в более широком внедрении  высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации.

     Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования  средств вычислительной техники  и компьютерных технологий в учебном  процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса).2

     Первый  этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических  специальностей (конец 50-х - начало 60-х  годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал  обучение основам алгоритмизации и  программирования, элементам алгебры  логики, математического моделирования  на ЭВМ. Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью  вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс  программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного  образования.

     Второй  этап информатизации образования (компьютеризация) (середина 70-х годов) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный  интерфейс, и характеризуется в  первую очередь использованием диалогового  взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать  с моделями - «заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять  объектами изучения. Компьютерные образовательные  технологии позволили на основе моделирования  исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом .

     Третий, современный, этап информатизации образования  характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

     В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются  следующие тенденции:

     1) формирование системы непрерывного  образования как универсальной  формы деятельности, направленной  на постоянное развитие личности  в течение всей жизни;

     2) создание единого информационного  образовательного пространства;

     3) активное внедрение новых средств  и методов обучения, ориентированных  на использование информационных  технологий;

     4) синтез средств и методов традиционного  и компьютерного образования;

     5) создание системы опережающего  образования.

     Следует отметить также ряд социальных последствий  процесса информатизации образования. Использование информационных технологий в учебном процессе существенно  меняет роль и место преподавателя  и ученика в системе "учитель-информационная технология обучения-ученик". Информационная технология обучения - не просто передаточное звено между учителем и учеником; смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и  творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения  способствовал внедрению в учебный  процесс таких технологий, как  мультимедиа-технологии, Internet-технологии, Web-дизайн, а их правильное использование  содействует комплексному развитию личности и способностей человека (необходимо проведение специальных исследований для выявления последствий внедрения  этих технологий в образовательный  процесс).

     Изменяется  также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с  другой - требует высокого уровня технологической  и методической подготовленности. Появилось  новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

     В настоящее время в системе  образования сложились основные направления применения в учебном  процессе информационных технологий, среди которых использование  в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов; использование  экспертных систем и систем поддержки  принятия решений; освоение информационных технологий с ориентацией на дальнейшее применение в профессиональной деятельности; использование информационных технологий в качестве дидактического средства и для моделирования различных  объектов и процессов; повышение  творческой составляющей учебной и  исследовательской деятельности.

     Важнейшие задачи информатизации образования :

     1) повышение качества подготовки  специалистов на основе использования  в учебном процессе современных  информационных технологий;

     2) применение активных методов  обучения, повышение творческой  и интеллектуальной составляющих  учебной деятельности;

     3) интеграция различных видов образовательной  деятельности (учебной, исследовательской  и т.д.);

     4) адаптация информационных технологий  обучения к индивидуальным особенностям  обучаемого;

     5) разработка новых информационных  технологий обучения, способствующих  активизации познавательной деятельности  обучаемого и повышению мотивации  на освоение средств и методов  информатики для эффективного  применения в профессиональной  деятельности;

     6) обеспечение непрерывности и  преемственности в обучении;

     7) разработка информационных технологий  дистанционного обучения;

     8) совершенствование программно-методического  обеспечения

     учебного  процесса;

     9) внедрение информационных технологий  обучения в процесс специальной  профессиональной подготовки специалистов  различного профиля.

     Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Информация о работе Аспекты информатизации образования