Анализ учебников и учебных программ по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 17:58, научная работа

Описание

Цель: Сравнить уровень и содержание образования по информатике с 1985 года по настоящее время; выявить тенденции развития учебников и учебных программ по информатике.

Работа состоит из  1 файл

анализ учебника.doc

— 32.50 Кб (Скачать документ)

     Тема: Анализ учебников  и учебных программ по информатике 

     Цель: Сравнить уровень и содержание образования по информатике с 1985 года по настоящее время; выявить тенденции развития учебников и учебных программ по информатике.

     Ход работы:

     Схема анализа учебника:

     1. Автор, название, год издания.

     2. Структура учебника и нумерация.

     3. Содержание отдельных пунктов  учебника:

     а) соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;

     б) ставятся ли автором вопросы для  самоконтроля;

     4. Анализ задач и упражнений  учебника:

     а) достаточно ли задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной  работы;

     б) расположены ли они с нарастанием  трудности их решения;

     в) соответствует ли содержание задач  целям воспитания учащихся;

     г) имеются ли задачи для устных вычислений, а также задачи повышенной сложности? Приведите примеры задач, развивающих  математическое мышление или конструктивные способности учащихся.

     д) имеются ли задачи с занимательным и историческим содержанием?

     5. Доступным ли языком излагается  содержание учебного материала;  его убедительность; красочность;  простота и т.п. Приведите примеры.

     6. Как иллюстрирован учебник (чертежи,  рисунки, графики и т.п.), их качество и правильность расположения?

     7. Включен ли учебник в список  рекомендованных учебников МО (и  в каком качестве)?

     8. Есть ли материал для внеклассной  работы?

     9. Реализованы ли в учебнике  межпредметные связи курса информатики?

     10. Каковы методические отличия учебника от учебников других авторов?

     11. Какие программно-педагогические  средства и программное обеспечение  (системное, инструментальное и  прикладное) необходимо для реализации  данного курса информатики?

     12. Ваше мнение об учебнике. 

     Задание 1.

     Анализ  учебника информатики:

     1. Н. Угринович, «Информатика и информационные технологии. 10-11 класс.», 2003 год. 

     2. Рекомендации по использованию пособия … 10

     Раздел  I. Основы информатики … 11

     Введение  в информатику … 12

     Глава 1. Компьютер и программное обеспечение … 18

     Глава 2. Информация. Двоичное кодирование  информации … 72

     Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера … 122

     Глава 4. Основы алгоритмизации и объективно-ориентированного программирования … 146

     Глава 5. Моделирование и формализация … 237

     Глава 6. Информатизация общества … 287

     Раздел  II. Информационные и коммуникационные технологии … 303

     Глава 7. Технология обработки графической  информации … 304

     Глава 8. Компьютерные презентации … 323

     Глава 9. Технология обработки текстовой  информации … 337

     Глава 10. Технология обработки числовых данных … 361

     Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации … 379

     Глава 12. Коммуникационные технологии … 408

     Глава 13. Основы языка гипертекстовой разметки документов … 467

     Ответы  и указания к решению … 488

     Приложения  … 505

     Словарь компьютерных терминов … 505

     История развития вычислительной техники … 508

     История развития персональных компьютеров  … 509

     Основные  тэги HTML … 510 

     3. Содержание отдельных пунктов учебника:

     а) Содержание и объём учебного материала данного учебника соответствует Государственному стандарту и обязательному минимуму содержания образования по информатике;

     б) В данном учебнике автор не ставит вопросы для самоконтроля. 

     4. Анализ задач и упражнений учебника:

     а) В данном учебнике есть задачи для закрепления теоретического материала, но их недостаточно;

     б) Задачи составлены в соответствии с  теоретическим материалом и расположены  с нарастанием трудности их решения;

     в) Задачи не соответствуют целям воспитания;

     г) В учебнике имеются задачи для устных вычислений, а задачи повышенной сложности отсутствуют.

     Примеры задач, развивающих математическое мышление или конструктивные способности  учащихся:

     ─ Экспериментальным путём определить разрешение вашей мыши. Сравнить со значением, приведённым в техническом описании.

     ─ Построить информационную модель локальной сети школьного компьютерного класса.

     д) В учебнике имеются задачи с занимательным  и историческим содержанием. 

     5. Учебный материал изложен доступным языком, достаточно просто и убедительности. Для красочности в учебнике имеется множество иллюстраций. 

     6. Учебник иллюстрирован необходимыми графиками, рисунками, чертежами, схемами. Иллюстрации расположены согласно изложению теоретического материала. Качество иллюстраций – удовлетворительное. 

     7. Учебник включен в список рекомендованных учебников МО за 2006-2007 уч.г. в качестве практикум, методическое пособие 7–11 классы.

     8. Материалы для внеклассной работы отсутствуют.

     9.Межпредметные связи курса информатики в данном учебнике не реализованы.

     10. Учебник предназначен для изучения курса "Информатика и информационные технологии" в общеобразовательных учреждениях. Данный учебник соответствует Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (профильный уровень) на 50%.

     11. Для реализации данного курса информатики необходима ЭВМ и соответствующее ей ПО.

     12. Учебник рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника по информатике 10-11 классов естественно-математического профиля общеобразовательных учреждений. В учебнике материал изложен доступно, с иллюстрациями и пояснениями. Для закрепления теоретического материала имеются вопросы для самоконтроля, а также упражнения и задачи.

     Задание 2.

     Сравнительный анализ изучения определенной темы школьного курса по учебникам информатики.

     Тема: «Графические редакторы».

            Курс  Угриновича 10-11 классы
     Объясняется ли учащимся важность изучения темы «Графический редактор» (имеется ли целеполагание)?      да
     В каком классе предусмотрено изучение данной темы? 10-11
     Сколько часов отводится на изучении данной темы (отдельно на теорию и практику)? 6
     Какой учебный материал излагается в данной теме? Перечислите основные пункты. Соответствует ли он обязательному  минимуму. Имеется ли дополнительный материал или ссылки на него.
  1. Растровые и векторные редакторы;
  2. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint;
  3. Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word.
     Учебный материал соответствует обязательному  минимуму. Дополнительного материала, а также ссылок на него, не имеется.
     Сколько иллюстраций, таблиц, диаграмм и т. п. имеется в учебнике по данной теме? 12
     Имеются ли задания по отдельным пунктам  данной теме (устные, письменные, практические, тесты)? Укажите их количество.      Практических – 5

Устных - 2

     Имеются ли задания итогового характера  или связанные с изученными ранее  темами? Нет
     На  основе выполненного анализа поставьте  каждому учебнику оценку (по пятибалльной шкале) 4

Информация о работе Анализ учебников и учебных программ по информатике