Анализ информационной системы организации. Информационные модели бизнес технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание

В процессе деятельности предприятия происходит постоянное перераспределение и изменение информационного наполнения потоков. Эти изменения вызывают необходимость управления. Система управления деятельностью предприятия (Managerial Enterprise System), реализованная на базе информационной системы, позволяет отслеживать изменения, адекватно на них реагировать, стабилизировать ситуацию, сохранять качественную определенность процессов, совершенствовать внутреннюю среду, поддерживать динамическое равновесие с внешней средой в целях достижения тех или иных преимуществ.

Содержание

Введение
Анализ информационной системы организации
. Информационный контур предприятия
. Информационная система предприятия
Моделирования бизнес-процессов
2.1. Методика моделирования бизнес-процессов
2.2. Интегрированное средство моделирования ARIS
2.3. Программный комплекс ARIS для моделирования бизнес-процессов
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовой Егоров (Анализ Информационной Системы).docx

— 174.30 Кб (Скачать документ)

Моделирование бизнес-процессов  позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с  внешними организациями, заказчиками  и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Существует несколько  подходов к определению понятия  «моделирование бизнес-процессов»:

моделирование бизнес-процессов - это описание бизнес-процессов  предприятия позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность;

моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия;

моделирование бизнес-процессов - это средство позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие  на различных этапах реорганизации  деятельности предприятия;

моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности предприятия  по отношению к требованиям, предъявляемым  к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам  деятельности и степени удовлетворенности  клиента;

моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать стоимостную  оценку каждому процессу, взятому  в отдельности, и всем бизнес-процессам  на предприятии, взятым в совокупности;

моделирование бизнес-процессов - это всегда верный способ выявления  текущих проблем на предприятии  и предвидения будущих.

Современные предприятия  вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это  требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения  качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более  эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.

Бизнес-процесс - это  логичный, последовательный, взаимосвязанный  набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает  ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих  организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного  цикла, требования, предъявляемые потребителями  и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия и др.

Моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования  и минимизации рисков, возникающих  на различных этапах реорганизации  предприятия. Этот метод позволяет  дать стоимостную оценку каждому  отдельному процессу и всем бизнес-процессам  организации в совокупности.

Моделирование бизнес-процессов  затрагивает многие аспекты деятельности компании:

изменение организационной  структуры;

оптимизацию функций  подразделений и сотрудников;

перераспределение прав и обязанностей руководителей;

изменение внутренних нормативных документов и технологии проведения операций;

новые требования к  автоматизации выполняемых процессов  и т. д.

Целью моделирования  является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации. Модель должна отражать структуру бизнес-процессов организации, детали их выполнения и последовательность документооборота.

Моделирование бизнес-процессов  организации включает два этапа  структурное и детальное.

Структурное моделирование  бизнес-процессов организации может  выполняться в нотации IDEF0 с использованием инструментария BPwin или на языке UML с использованием инструментария Rational Rose. Детальное моделирование выполняется на языке UML.

На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:

существующая организационная  структура;

документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и  необходимые для моделирования  документооборота, с описаниями их основного смысла;

структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих  групп к частным бизнес-процессам;

диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения  документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.

Подготовленная  модель должна быть согласованна архитекторами  и ведущими программистами, подтверждая, что структура бизнес-процессов  понятна.

Детальное моделирование  бизнес-процессов выполняется в  той же модели и должно отражать требуемую детализацию и должна обеспечить однозначное представление  о деятельности организации.

Детальная модель бизнес-процесса должна включать:

набор прецедентов  отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть»;

диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;

диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.

Модели должны быть согласованы с ведущими специалистами  организации, обладающими необходимыми знаниями.

В случае если после  построения моделей согласование не было достигнуто - в модель должны быть внесены необходимые уточнения  и коррективы. Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного  подтверждения, что модель понятна  и однозначно представляет детали бизнес-процессов.

Основу многих современных  методологий моделирования бизнес-процессов  составили методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – метод структурного анализа и проектирования), семейство стандартов IDEF (Icam DEFinition, где Icam - это Integrated Computer-Aided Manufacturing) и алгоритмические языки. Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:

моделирование бизнес-процессов (Business Process Modeling). Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов – стандарт IDEF0. Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании в функциональном аспекте;

описание потоков  работ (Work Flow Modeling). Стандарт IDEF3 предназначен для описания рабочих процессов и близок к алгоритмическим методам построения блок-схем;

описание потоков  данных (Data Flow Modeling). Нотация DFD (Data Flow Diagramming), позволяет отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами;

прочие методологии.

По отношению  к получению добавленной ценности продукта или услуги можно выделить следующие классы процессов:

основные бизнес-процессы (например маркетинг, производство, поставки и сервисное обслуживание продукции);

обеспечивающие  бизнес-процессы не добавляют ценность продукта, но увеличивают его стоимость (например финансовое обеспечение деятельности, обеспечение кадрами, юридическое обеспечение, администрирование, обеспечение безопасности, поставка комплектующих материалов, ремонт и техническое обслуживание и т.д.);

бизнес-процессы управления.

Бизнес-модель - это  формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание бизнес-процессов. Основная область применения бизнес-моделей - это реинжиниринг бизнес-процессов.

Цели моделирования  бизнес-процессов обычно формулируются  следующим образом:

обеспечить понимание  структуры организации и динамики происходящих в ней процессов;

обеспечить понимание  текущих проблем организации  и возможностей их решения;

убедиться, что заказчики, пользователи и разработчики одинаково  понимают цели и задачи организации;

создать базу для  формирования требований к ПО, автоматизирующему  бизнес-процессы организации (требования к ПО формируются на основе бизнес-модели).

Важным элементом  модели бизнес-процессов являются бизнес-правила  или правила предметной области. Типичными бизнес-правилами являются корпоративная политика и государственные  законы. Бизнес-правила обычно формулируются  в специальном документе и  могут отражаться в моделях.

Декомпозиция в  общем смысле - это метод, позволяющий  заменить решение одной большой  задачи решением серии меньших задач, расщепление объекта на составные  части по установленному критерию. Практически декомпозиция применяется  для детализации бизнес-моделей.

Этапы описания бизнес-процессов:

определение целей  описания;

описание окружения, определение входов и выходов  бизнес-процесса, построение IDEF0-диаграмм;

описание функциональной структуры (действия процесса), построение IDEF3-диаграмм;

описание потоков (материальных, информационных, финансовых) процесса, построение DFD-диаграмм;

построение организационной  структуры процесса (отделы, участники, ответственные).

IDEF0.

Модель состоит  из диаграмм, фрагментов текстов и  глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы — главные компоненты модели, все функции и интерфейсы на них представлены как блоки  и дуги. Место соединения дуги с  блоком определяет тип интерфейса:

управляющая информация входит в блок сверху;

входная информация входит в блок слева;

результаты выходят  из блока справа;

механизм (человек  или автоматизированная система), который  осуществляет операцию, входит в блок снизу.

Каждый компонент  модели может быть декомпозирован (расшифрован  более подробно) на другой диаграмме. Рекомендуется прекращать моделирование, когда уровень детализации модели удовлетворяет ее цель. Общее число  уровней в модели не должно превышать 5-6.

Построение диаграмм начинается с представления всей системы в виде одного блока и  дуг, изображающих интерфейсы с функциями  вне системы. Затем блок, который  представляет систему в качестве единого модуля, детализируется на другой диаграмме с помощью нескольких блоков, соединенных интерфейсными  дугами. Каждая детальная диаграмма  является декомпозицией блока из диаграммы предыдущего уровня. На каждом шаге декомпозиции диаграмма  предыдущего уровня называется родительской для более детальной диаграммы.

На таких диаграммах не указаны явно ни последовательность, ни время. Метод обладает рядом недостатков: сложность восприятия (большое количество дуг на диаграммах и большое количество уровней декомпозиции), трудность увязки нескольких процессов.

IDEF3.

Этот метод предназначен для моделирования последовательности выполнения действий и взаимозависимости  между ними в рамках процессов. Модели IDEF3 могут использоваться для детализации  функциональных блоков IDEF0, не имеющих  диаграмм декомпозиции.

Диаграммы IDEF3 отображают действие в виде прямоугольника. Действия именуются с использованием глаголов или отглагольных существительных, каждому из действий присваивается  уникальный идентификационный номер (номер действия обычно предваряется номером его родителя, например, 1.1.). Все связи в IDEF3 являются однонаправленными  и организуются слева направо.

Типы связей IDEF3:

временное предшествование (Temporal precedence), простая стрелка;

исходное действие должно завершиться, прежде чем конечное действие сможет начаться;

объектный поток (Object flow), стрелка с двойным наконечником. Выход исходного действия является входом конечного действия. Исходное действие должно завершиться, прежде чем конечное действие сможет начаться. Наименования потоковых связей должны чётко идентифицировать объект, который передается с их помощью;

нечеткое отношение (Relationship), пунктирная стрелка.

Завершение одного действия может инициировать начало выполнения сразу нескольких других действий, или наоборот, определенное действие может требовать завершения нескольких других действий до начала своего выполнения (ветвление процесса). Ветвление процесса отражается с  помощью специальных блоков:

"И", блок со  знаком &;

"Исключающее  ИЛИ" ("одно из"), блок со знаком Х;

"ИЛИ", блок  со знаком О.

Если действия "И", "ИЛИ" должны выполняться синхронно, это обозначается двумя двойными вертикальными линиями внутри блока, асинхронно - одной.

Метод IDEF3 позволяет  декомпозировать действие несколько  раз, что обеспечивает документирование альтернативных потоков процесса в  одной модели.

DFD.

Цель такого представления  — продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные  данные в выходные. Может отражать не только информационные, но и материальные потоки.

Также, как и в других моделях, поддерживается декомпозиция.

Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:

внешние сущности (материальный объект или физическое лицо, являющиеся источником или приёмником информации, например, заказчики, персонал, поставщики, клиенты, склад);

системы и подсистемы (например, подсистема по работе с физическими  лицами);

процессы (преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом; физически это может быть, например, подразделение организации (отдел), выполняющее обработку входных  документов и выпуск отчетов, программа, аппаратно реализованное логическое устройство и т.д.);

накопители данных (абстрактные устройства для хранения информации);

потоки данных (на диаграмме - стрелки).

Необходимо размещать  на каждой диаграмме от 3 (меньше нет  смысла) до 7 (больше - не воспринимаемо) процессов, не загромождая диаграммы  несущественными на данном уровне деталями.

Первым шагом  при построении иерархии DFD является построение контекстных диаграмм. Обычно при проектировании относительно простых систем строится единственная контекстная диаграмма со звездообразной топологией, в центре которой находится так называемый главный процесс, соединенный с приемниками и источниками информации. Для сложных систем (десять и более внешних сущностей, распределенная природа и многофункциональность системы) строится иерархия контекстных диаграмм. При этом контекстная диаграмма верхнего уровня содержит не единственный главный процесс, а набор подсистем, соединенных потоками данных.

Информация о работе Анализ информационной системы организации. Информационные модели бизнес технологий