Информационные системы и технологии

Автор работы: h******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:54, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать информацию как экономический ресурс;
- охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;
- раскрыть особенности функционирования информационных систем технологий в условиях рынка.

Содержание

Введение..............................................................................................3 - 6
Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24
§ 1. Информационные ресурсы как экономическая категория………7
§ 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41
§ 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25
§2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34
Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77
§ 1. Виды информационных систем……………………………………42
§ 2. Классификация информационных технологий…………………..50
§ 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67
Заключение........................................................................................78 - 81
Список использованной литературы...............................

Работа состоит из  1 файл

Информация.docx

— 350.53 Кб (Скачать документ)
 
 
 

       Содержание 

       Введение..............................................................................................3 - 6  

       Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества ……………………………………………………………………..7 - 24

       § 1. Информационные ресурсы как экономическая  категория………7

       § 2. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.13

 

       Глава 2. Современное состояние и структура рынка информационных продуктов и услуг…………………………………………………………..25 - 41

       § 1. Информационные продукты и услуги в рыночных условиях……25

       §2. Рынок информационных продуктов и услуг……..………………34 

       Глава 3. Информационные системы и технологии………………42 - 77

       § 1. Виды информационных систем……………………………………42

       § 2. Классификация информационных технологий…………………..50

       § 3. Носители информации: многообразие форматов…………………67 

       Заключение........................................................................................78 - 81

       Список  использованной литературы...............................................84 - 88

       Приложение  …………………………………………………..……….. 89 
 
 
 
 
 
 

       Введение

        В современном мире изменились представления о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. В информационной цивилизации к важнейшей задаче библиотек относят обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, в этих условиях все большее значение приобретает роль библиотеки как информационной системы. Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий ученые связывают с образованием на рубеже 80-90-х годов ХХ века мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации.

       Информация  является необходимым условием успешного  функционирования рыночной экономики. Рынки товаров и услуг не могут  развиваться без достоверной  и полной информации о производителях, товарах, услугах, ценах, условиях продаж. Однако общероссийская информационная база товарных рынков еще находится на начальной стадии развития. Информационная инфраструктура рынка страны пока еще не замкнута в единую сеть, слабо развито горизонтальное взаимодействие, недостаточно сформированы информационные ресурсы для массового обслуживания предпринимателей и населения.

       Информационная деятельность, рассматриваемая, как "деятельность по подготовке, распространению, обмену и потреблению информационных продуктов и услуг" превратилась в важнейший элемент рыночной инфраструктуры современного общественного производства и в качестве части информационного сектора признается одним из важнейших элементов, определяющих динамику развития современного постиндустриального общества.  
Уровень развития информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов не только оказывает существенное влияние и во многом определяет степень зрелости рыночных отношений в развитых странах и успехи России на пути построения рыночной экономической системы, но и, одновременно, выступает фактором, который способствует уходу от рынка в область нового типа экономических отношений, формированию постиндустриального общества.  
Информация и ее доступность в обществе в форме информационных услуг и продуктов определяет уровень деловой активности и результаты устойчивого развития и благополучие государства.

       Свободное распространение информации на рыночных основах в недалеком прошлом не рассматривалась как органически необходимая часть для развития процессов информационного обслуживания общества, обеспечения устойчивого развития процессов его информатизации и перехода на новую ступень экономического развития. В связи с этим необходимость исследования информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов во многом определяется и задачами современного этапа становления рыночных отношений в России, которые отличаются значительной сложностью. Новые условия хозяйствования, новые отношения в процессах обмена и распространения информационных продуктов и услуг, развитие информационных технологий и телекоммуникационных сетей и необходимость определения направлений, обеспечивающих устойчивое развитие России и ее интеграцию в мировой информационный рынок, требуют экономической характеристики особенностей процессов формирования информационной деятельности и рынка информационных услуг и продуктов в России.

       В связи с этим актуальность проблемы исследования определяется следующими условиями:

       - информационный ресурс в современных  условиях становится одним из  самых важных и дорогих;

       - информационные технологии с  развитием компьютерных и сетевых  систем становятся доминирующими;

       - региональный рынок информационных  услуг находится в самом начале  своего развития, что требует  специальных исследований;

       - информационные технологии во  многом определяют динамику социально-экономического  развития регионов.

       Исходя  из чего, можно сказать, что изучение роли информационных технологий в рыночных условиях носит актуальный характер, поэтому в работе делается попытка  раскрыть содержание рынка информационных товаров и услуг и даётся оценка особенностей функционирования информации в условиях современного рынка.

       Развитие  представлений об информации как  экономическом ресурсе общества связано с работами И. Шумпетера, который ввел в экономическую  теорию понятие нововведения - фактора  нарушающего равновесие, Ф.А. Хайека, определившего информацию как производственный ресурс, А.И. Анчишкина, рассматривавшего информацию как часть непроизводственных ресурсов. 
С появлением теорий перехода к постиндустриальному, ноосферному, информационному обществу ключевыми становятся понятия «информация», «информационные ресурсы», которые вводятся в экономический анализ с точки зрения философии или теории информации. Это работы таких ученых как А.И. Ракитов, А.Д. Яглом, Г.Р. Громов, А.П. Суханов, и др.  
Отечественные экономисты Д.Г. Плахотная, А.И. Московский, А.И. Аузан, Р.Т. Зяблюк, Р.И. Цвылев и другие исследуют природу информационного продукта и информационного ресурса в экономике.1

       Целью дипломной работы является попытка осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг.

       Исходя  из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

       - обосновать информацию как экономический  ресурс;

       - охарактеризовать особенности и проблемы развития рынка информационных товаров и услуг;

       - раскрыть особенности функционирования  информационных систем технологий в условиях рынка.

     Методологической  основой исследования явились труды  В.В. Брежневой, В.Л. Тамбовцева, А.И. Ракипова, К.А. Багриновского, Е.Ю. Хрусталева.

       Объектом  исследования является рынок информационных товаров и услуг. Предметом исследования выступает совокупность организационно- экономических отношений складывающихся в процессе формирования, функционирования и развития рынка информационных товаров и услуг.

       Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Информационные ресурсы как важнейший фактор развития общества

       § 1. Информационные ресурсы как экономическая категория

       Информационные  ресурсы - новая экономическая категория. Информационные ресурсы являются субъектами отношений их собственников - физических, юридических лиц и государства. Эти отношения требуют обязательной правовой поддержки. Нарушение принципа соответствия приведет к краху благих намерений в развитии информатики. Федеральный Закон “Об информации, информатизации и защите информации”  является определенным гарантом этого  соответствия. Закон регулирует отношения, возникающие при формировании и  использовании информационных ресурсов. Эти вопросы должны найти дальнейшее отражение в нормативных актах, принимаемых на федеральном и  региональном уровнях.

       Информационные  ресурсы определены законодателем (государством) как элемент состава  имущества и находятся в собственности  граждан, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, государства. Исходя из этого, отношения  по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством  Российской Федерации. Информационные ресурсы включаются в состав имущества  их собственников и могут быть товаром. Это важнейшее свойство предполагает наличие соответствующего рынка информационных ресурсов.

       Государство, как орган власти, несет определенные обязанности в сфере формирования информационных ресурсов. Эти обязанности  государства реализуются в государственной  политике, направленной на создание условий  для эффективного и качественного  информационного обеспечения решения  стратегических задач социального  и экономического развития Российской Федерации. Существенно важными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

  • формирование и защита государственных информационных ресурсов;
  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов.

       В состав информационных ресурсов России входят:2

  • государственные информационные ресурсы;
  • негосударственные информационные ресурсы, из них:
  • информационные ресурсы органов местного самоуправления;
  • информационные ресурсы предприятий, организаций, прочих хозяйствующих субъектов, объединяемых общим понятием “юридические лица”;
  • информационные ресурсы, собственниками которых являются отдельные индивидуумы - физические лица.

       Государственные информационные ресурсы формируются  в соответствии со сферами ведения  и разделяются на:

  • федеральные информационные ресурсы;
  • информационные ресурсы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации;
  • информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

       Основу  информационных ресурсов всех видов  составляют информационные фонды. Информационные фонды формируются их держателями  в различной форме. Специализированными  держателями информационных фондов являются архивы, библиотеки. Формирование и ведение в них информационных фондов ведется в основном с использованием технологии, ориентированной на бумажные, фото и другие “твердые” носители информации.

       Применение  электронных образов информации и связанных с этим новых информационных технологий привело к использованию  таких форм информационных фондов как  базы данных. Определение базы данных дается в Законе “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (от 23.09.92 № 3523-1). Он определяет базу данных следующим  образом: “База данных - это объективная  форма представления и организации  совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким  образом, чтобы эти данные могли  быть найдены и обработаны с помощью  ЭВМ”. Для разработчиков информационных систем, возможно, более приемлемым является более простое определение, база данных - поименованная совокупность взаимосвязанных данных, находящихся  под управлением систем управления базами данных (СУБД). Там же СУБД определяется как совокупность языковых и программных средств, обеспечивающих выполнение процедур, связанных с организацией хранения данных, их корректировки и доступа к ним.

       В настоящее время в России существует несколько тысяч баз данных. Сбор, систематизацию и анализ сведений о  существующих в России базах данных осуществляет научно-технический центр  “Информрегистр”. НТЦ “Информрегистр” предоставляет заинтересованным пользователям информационные услуги по поиску и обработке сведений о существующих базах данных, поиск по тематике баз данных, их владельцам и другим параметрам.

Информация о работе Информационные системы и технологии