Органический стиль в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:06, реферат

Описание

Органический стиль в архитектуре в основном связан с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма /научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта/, он считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов.

Работа состоит из  1 файл

ПРОЕКТИРОВАНИЕ.docx

— 16.09 Кб (Скачать документ)

Органический  стиль в архитектуре в основном связан с именем выдающегося американского  зодчего Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма /научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта/, он считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов. В качестве ее основы служила органичная связь здания с окружающим ландшафтом, а его оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания. Естественно такая установка реализуема только при индивидуальном проектировании каждого объекта. За почти 70 - летнюю творческую жизнь Ф. Л. Райт построил много выдающихся сооружений различного назначения: многоэтажные офисы, лаборатории, музеи, храмы, частные дома. Принципы органичной архитектуры диктовали Райту применение традиционных материалов /камня, кирпича, дерева/ и совпадение фактур конструкций на фасаде и в интерьере/ например, неоштукатуренной кирпичной кладки/, а наибольшую известность Райту принесли особняки, в композициях которых ему удалось в наибольшей мере реализовать принципы органичной архитектуры. Пространство этих зданий он, как правило, членит на зоны - общую и интимную, причем пространство общей зоны проектирует перетекающим без стационарных перегородок между холлом, общей комнатой и столовой. Кроме того, Райт проектирует перетекающим внутреннее пространство во внешнее: стены, отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни, он проектирует на всю высоту стеклянными, со стеклянными дверьми, ведущими на открытую террасу и в сад. Таким образом, ликвидируется визуальная преграда между внутренним и внешним пространством. В то же время стены, ориентированные в сторону города, он проектирует глухими, либо с узкими ленточными окнами под самым потолком, что позволяет улучшить освещенность, но исключает визуальный контакт с улицей. 
Интимную зону /спальни и туалеты/ в зависимости от величины дома и его композиции Райт располагает на одном уровне с общей /вдоль общей оси или под углом к ней/, либо /в больших домах/, на втором и третьем этажах, как например, в доме Кауфмана над водопадом .

 
Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта совпадают, но их реализация идёт разными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье применял каркас с регулярной сеткой колонн. Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости. 
Плоскую или очень пологую крышу Райт, как и Корбюзье, проектирует бесчердачной, но не с внутренним, а с наружным неорганизованным водостоком. Это определило столь характерный для домов Райта очень большой свес крыши. Он не только исключает попадание дождевой воды на стены, но и обеспечивает хорошую солнцезащиту, что особенно важно для стеклянных садовых фасадов домов в климате южных штатов. 
Конструкции крыши различны - в одноэтажных особняках это, как правило, трехслойные деревянные конструкции с эффективным утеплителем, в двух - и трехэтажных - железобетонные, что позволяет увеличить их консольные свесы и устроить на них террасы. Так, в доме над водопадом террасы устроены в трех уровнях, обращены в разные стороны и имеют различные размеры выносов. На юге Райт часто прибегал к приёму устройства части кровельных свесов решетчатыми - типа пергол.

 
При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается гармония с окружающим ландшафтом или  скромным садовым участком. В то же время столь же постоянным остается неприятие Райтом городской среды, в которую они принципиально  не вписываются и к которой  обычно обращены глухими стенами. Справедливость требует отметить, что к такому решению Райт пришел в пору творческой зрелости в 1930-1950-е гг. Его особняки 1900-1910-х гг. равно раскрыты в дворовое и уличное пространство. 
Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных общественных зданий. В 1904 г. он первым применил атриумную объёмно-планировочную структуру для 5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в Буффало, отказавшись от традиционной коридорной планировки контор. В офисе фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие помещения вокруг единого на всю высоту здания крытого атриумного пространства так, что они получают верхний и боковой естественный свет.

 
Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных зданий Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке /1944 - 1956 гг./. 
Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол. Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и, постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр. Освещение экспозиции - комбинированное: верхнее - через купол и боковое - через узкий ленточный проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием. Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств вдоль пандуса, обращенных в атриум. Возможность переключения внимания посетителей с экспозиции на пространство атриума препятствует возникновению у зрителей традиционной музейной усталости . Функционально обусловленная схема построения пространства музея определила и построение его внешнего объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый, самодостаточный объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры последней. Столь же самобытен и органичен Райт в решении тривиальной темы многоэтажного офиса. В построенной в 1956 г. башне Прайса /г. Бартлсвил, шт. Оклахома/ по заданию должны были разместиться конторские помещения и квартиры. По традиции в таких случаях конторы размещают внизу, а квартиры наверху. Райт сломал традицию: конторы и квартиры размещены им на всех 15 этажах башни, но наглухо отделены друг от друга крестом /в плане/ взаимно перпендикулярных внутренних стен. Таким образом, сломан и конструктивный стереотип - проектировать такие здания каркасными. Внутренняя стеновая несущая система обнажена на торцах и в венчании здания, что обеспечило тектоничный характер, композиции объёма башни. 
Райт был исключительно самобытным и одарённым архитектором, которому посчастливилось иметь и уникальное творческое долголетие. Поэтому, говоря об органичной архитектуре, трудно назвать сомасштабное ему имя, хотя в области органичной архитектуры продолжают работать многие архитекторы, в том числе и ученики Райта.


Информация о работе Органический стиль в архитектуре