Жилой район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:34, реферат

Описание

В работе рассмотрено понятие жилой район как структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения: границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Содержание

1.Структурное содержание термина
2.Социально-функциональное содержание
3.Территориально-планировочная организация жилых районов
4. Элементы планировочной структуры.
5.Транспорт и улично-дорожная сеть
6.Сооружения и предприятия для хранения и обслуживания транспортных средств
7.Социальная инфраструктура
8.Насаждения жилых микрорайонов и кварталов
9.Архитектурно-пространственное решение застройки
10.Система общественных центров
11.Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство
12.Инженерного благоустройства
13.Экологическая архитектура

Работа состоит из  1 файл

жилой район.docx

— 6.80 Мб (Скачать документ)

План

1.Структурное содержание термина

2.Социально-функциональное содержание

3.Территориально-планировочная организация  жилых районов 

4. Элементы планировочной структуры.

5.Транспорт и улично-дорожная  сеть 

6.Сооружения и предприятия для  хранения и обслуживания транспортных  средств

7.Социальная инфраструктура 

8.Насаждения жилых микрорайонов  и кварталов

9.Архитектурно-пространственное решение застройки

10.Система общественных центров

11.Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство

12.Инженерного благоустройства 

13.Экологическая архитектура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Структурное содержание термина

Жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения: границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

2.Социально-функциональное содержание

Во главу  угла ставятся фундаментальные жилищные потребности и «вечные ценности» социально-психологического характера по устройству компактного совместного проживания людей разного образа и стиля жизни, но объединенных желанием и возможностями активного формирования собственной жилой среды в современных социально-экономических условиях.

Смыслом жилищного строительства является обеспечение высоких потребительских  качеств жилой среды при условии  абсолютного приоритета жителей, а  не "диктата производителя", осуществляемого  сегодня в виде весьма несовершенного монополизированного рынка жилья. В современном жилищном строительстве - как в относительно массовом, унаследовавшем принципы типового многоэтажного домостроения, так и в более дорогих индивидуализированных сегментах жилищного рынка - образовался значительный разрыв между предполагаемой и реальной социальной эффективностью, как следствие отрыва создателей жилища от его потребителей. Развивающийся рынок жилья отчасти пытается решать эту проблему, однако подавляющему большинству населения даже не вполне совершенное индивидуальное рыночное жилье недоступно, а то, что предлагает строительство жилища социального и так называемого эконом-класса - практически не отличается от жилья дорыночной эпохи.

Среда формируется  на основе социальных общностей (семья, соседство, жители квартала и т.д.), каждой из которых соответствует определенная часть жилой среды (дома, территории, объекты инфраструктуры). Построение жилых районов по социальному  принципу означает переход к жилым  единицам, соответствующим реальным социальным общностям, означает снижение социального и пространственного  масштаба жилых районов, кварталов, домов и дворов, снижение этажности  при повышении эффективности  использования территории.

Основой самоуправления населения в жилой  среде должно стать непосредственное участие жителей в процессе создания и последующего функционирования жилища. Именно жители наиболее компетентны решать, каким должно быть содержание и облик их "мира", именно они должны стать полноценными субъектами своего жилого окружения. Лишь опираясь на активное участие будущих жителей в создании своего жилья, в его самоуправлении, можно решать важнейшие социальные задачи (воспроизводство общественно активного, трудоспособного и здорового человека).

3.Территориально-планировочная организация жилых районов 

- упорядочение  и благоустройство сети улиц  и проездов при максимально  возможном сохранении сложившейся планировочной структуры;

- совершенствование застройки на основе сохранения существующих капитальных и пригодных к длительной эксплуатации зданий и сооружений, постепенной замены ветхого жилого фонда;

- улучшение  культурно-бытового обслуживания  и создание общественного центра  за счет строительства недостающих  учреждений и предприятий;

- повышение  эффективности использования территории  населенного пункта за счет  освоения пустующих земель, непригодных  для сельскохозяйственного использования;

- инженерное  оборудование, внешнее благоустройство  и озеленение территории.

Площадь общественного  центра (без учета парка и плоскостных  спортивных учреждений) определяется из расчета 8-12 м2 на одного жителя (большие показатели - для малых сел).

 

4. Элементы планировочной структуры.

 ТИПОЛОГИЯ И  СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯЖИЛОЙ  ЗАСТРОЙКИ

квартал - площадь, как правило, от 1 - 1,5 до 10 га, ограничен улицами, дорогами, пешеходными аллеями, естественными рубежами и включает, наряду с жилыми домами, встроенные или отдельно стоящие объекты культурно-бытового и обслуживающего назначения; в исторических зонах городов, а также в малых городах и поселках квартал является основным элементом организации жилой застройки;

микрорайон - формируется преимущественно на свободных территориях площадью до 30 - 40 га в средних и больших городах в увязке с планировочной структурой города при обеспечении сомасштабности застройки и применяемых архитектурно-пространственных решений сложившейся части города.

Микро район может иметь единую структуру или формироваться из жилых групп, сомасштабных элементам сложившейся планировочной организации существующей части города, квартал и микрорайон подразделяются на участки землепользований в соответствии с планом межевания территории;

Жилой район - формируется как группа кварталов или микрорайонов, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами. Площадь территории жилого района, как правило, от 80 до 120 га, но не более 250 га.

В малых городах и поселках вся жилая зона может формироваться по типу единого жилого района. В случае расчлененности территорий малых городов и поселков естественными или искусственными рубежами территория жилой зоны можетподразделяться на районы площадью до 30 - 50 га.

При размещении жилой застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории, жилая застройка формируется в виде отдельных жилых групп.

При проектировании жилой застройки  на территории жилых районов, микрорайонов, кварталов, жилых групп обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории, режимам градостроительной деятельности, накладываемым на ее развитие зонами особого градостроительного и специального регулирования, условиями организации строительства и стройбазы, ландшафтами, историко-архитектурными условиями и иными требованиями.

В городах основными типами жилой застройки являются: многоквартирная многоэтажная (5и более этажей); многоквартирная средней этажности (2-4 этажа); малоэтажная с участками при квартирах, в том числе блокированная; усадебная.

В конкретных градостроительных условиях, особенно при реконструкции, допускается смешанная по типам застройка. Предельно допустимые размеры приусадебных земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления.

Границы, размеры и режим использования территории участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей совместной собственности членов товарищества -собственников жилых помещений в многоквартирных домах (кондоминиумах),определяются градостроительной документацией о застройке с учетом законодательства Российской Федерации и правовых актов Московской области.

Размещение зданий и сооружений технического и вспомогательного назначения(трансформаторные и распределительные подстанции, тепловые пункты, насосные и пр.) должно быть компактным и не выходить на линию застройки улиц и магистралей. Подъезды к группам технических сооружений должны предусматриваться с внутриквартальных проездов.

При реконструкции районов сложившейся жилой застройки необходим дифференцированный подход к выбору режима реконструкции в зависимости от типа района (центральные исторически сложившиеся районы, районы массовой типовой застройки 60 - 70 гг., сложившиеся районы индивидуальной усадебной застройки), На территориях с ценной исторической застройкой следует применять режим ограниченной(восстановительной и щадящей) реконструкции:

- в режиме"восстановление" предусматриваются ремонт, модернизация, регенерация фрагментов, не допускаются - снос, нарушение стилевого единства существующей застройки, изменение функционального назначения территории, изменение характера землепользования;

- в режиме"щадящей" реконструкции допускается выборочный снос отдельных существующих зданий, не представляющих исторической ценности, для последующего строительства жилых зданий и объектов обслуживания, предусматриваются реконструкция и модернизация существующих зданий (перепланировка, надстройка этажей, мансард, пристройка секций), комплексное благоустройство.

Планировку и застройку жилых  зон на резервных территориях  необходимо предусматривать в зависимости от конкретных условий в увязке с прилегающей застройкой:

- городских кварталов и микрорайонов (в случае расположения резервных территорий на участках, граничащих со сложившейся городской застройкой);

- сельских и других поселений, а также характером ландшафта - при расположении резервных территорий за пределами городской (поселковой) черты. Как правило, в этом случае размещается малоэтажная усадебная застройка.

При размещении резервных территорий, непосредственно развивающих сложившуюся территорию города, тип застройки определяется с учетом общей структуры жилищного строительства города или поселка при соблюдении архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и экологических требований.

 На территории жилой зоны сельского поселения на основе функционального и строительного зонирования, как правило, выделяются территории многоквартирной(среднеэтажной), блокированной с приквартирными участками и усадебной застройки. Строительство многоквартирных жилых домов высотой свыше 4 этажей на территории сельских поселений не допускается.

Преимущественным типом застройки в сельских поселениях являются жилые дома усадебного типа(односемейные и двухсемейные сблокированные). Размеры земельных участков устанавливаются с учетом конкретных условий сельского поселения, но не более предельно допустимых размеров с учетом п. 5.4 настоящих норм. При определении размеров и формы земельных приусадебных участков учитываются потенциал территории, особенности существующей застройки, возможности эффективного инженерного обеспечения, развитие личного подсобного хозяйства.

Для жителей многоквартирных жилых домов, а также жителей усадебной застройки при дефиците территории могут предусматриваться дополнительные участки для размещения хозяйственных построек, огородничества и развития личного подсобного хозяйства за пределами жилых зон, на земельных участках, не являющихся резервом для жилищного строительства, с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и зооветеринарных требований.

К основным планировочным элементам  жилого района относят:

1. Жилые здания

2. Здания  административно-общественных учреждений  и учреждений и предприятий  культурно-бытового обслуживания  населения.

3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.

4. Улицы  и площади, набережные, мосты и  туннели.

5. Промышленные  предприятия.

6. Устройства  внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.

7. Коммунальные  предприятия и сооружения: устройства  внутригородского транспорта, городского  водопровода и канализации, электростанции  и теплоэлектроцентрали, газовые  заводы.

8. Кладбища  и крематории.

9. Водоемы  естественные и искусственные.

10. Санитарно-защитные  зоны.

5.Транспорт и улично-дорожная сеть

При проектировании городских и сельских поселений  следует предусматривать единую дорожньо-транспортною сеть поселений и тяготеющих к ним районов, обеспечивающую удобные и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, местами загородного отдыха, устройствами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

Для жителей  сельских поселений затраты времени  на трудовые передвижения (пешеходные или с использованием транспорта) в пределах сельскохозяйственного предприятия, как правило, не должны превышать 30 мин.

Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей  следует определять, исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 200-250 легковых автомобилей, включая 3-4 такси, 4-5 прокатных  и 2-3 ведомственных автомобилей, 25-40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50-100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100-150 единиц для остальных поселений. 

Внешний транспорт

Железные  и автомобильные дороги общей  сети следует проектировать в  обход городов с организацией удобных соединений со всеми примыкающими к узлу линиями согласно действующим  нормам.

При размещении транспортных сооружений и устройств  должны резервироваться территории для их развития на перспективу, предусматриваться устройство санитарно-защитных зон и соблюдение противопожарных требований (состав земель по тому или иному виду внешнего транспорта определяется Положением о землях транспорта, а необходимые территории - нормами отвода земель и нормами технологического проектирования отдельных транспортных комплексов).

Между железнодорожными линиями, станциями и жилой застройкой необходимо соблюдать санитарно-защитную зону, ширина которой (считая от оси крайнего железнодорожного пути до зданий) устанавливается в зависимости от интенсивности движения поездов: на главных путях I, II, III категорий - 100 м, на станционных и подъездных путях - 50 м.

Информация о работе Жилой район