Проектировании этнографических центров и их мало изученность на сегодняшний день

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание

В данной работе целью исследования стали проблемы при проектировании этнографических центров и их мало изученность на сегодняшний день. Сравнение зарубежных и отечественных аналогов, сопоставление всех факторов, влияющих на развитие и становление этнографических центров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ………...........................................7
История формирования за рубежом…………………………………….7
История формирования в Казахстане…………………………………...8
Исторические аспекты…………………………………………………...8
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ..................................................................................................9
Природно-климатические факторы…………………………………….9
Социально-экономические факторы…………………………………...10
Культурно-исторические факторы……………………………………..............................................10
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЦЕНТРА………………………………………………………………….11
Принципы и приемы планировки пространства………………………12
Формирование взаимодействий пространства этнографического центра……………………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

РОПMicrosoft Word.docx

— 1.53 Мб (Скачать документ)
    1. История формирования в Казахстане

    Отечественным родоначальником считается  Восточно-Казахстанский областной этнографический музей, который был создан в 1968 г. Изначально предполагался как школьный музей в селе Бутаково. С 10 мая 1978 года Распоряжением Совета Министров Казахской ССР № 197-р «Об организации музея этнографии в г. Усть-Каменогорске» музею присвоен статус областного этнографического музея. Профиль музея:Комплексный музей состоит из таких профилей как: этнографический; естественноисторический этнопарк Кирова с архитектурно-этнографической экспозицией под открытым небом и природно-ландшафтными зонами; зоолого-экологический парк Жамбыла и детский спортивно-игровой комплекс «Фэнтэзи – спорт», расположенный на живописном берегу Иртыша. Говоря о структурно-экспозиционном, музейно-образовательном пространстве, то  музей располагает 3-мя  зданиями, где размещены экспозиции и выставки. В реконструированном парке Кирова размещается архитектурно-этнографическая экспозиция под открытым небом. При музее создан кукольный этнотеатр.  Постановки пишутся на местном этно-материале,  в них включаются фольклорные моменты (народные песни, игры, сказки, загадки, пословицы, и т.д.), обычаи и обряды. Спектакли играются в народные календарные праздники, в школах, детских садах и в экспозициях музея.[3].

    1. Исторические аспекты

    Историческим  аспектом является растущий интерес  различных слоев населения к  своему прошлому, к истокам создания национальных культур и бытовых традиций заставил обратить серьезное внимание на образовательную и воспитательную роль этнографических музеев под открытым небом, поэтому во многих местах стали создаваться подобные экспозиции, рассказывающие истории республики, края или области.[3].

  1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
 
    1. Природно-климатические  факторы

    Природно-климатический  фактор является одним из важнейших  факторов, оказывающих существенное давление на формирование городского ландшафта.

      На заре человеческой цивилизации  градостроительная деятельность  разворачивалась на территориях  с благоприятным климатом, таким  как в Средиземноморское побережье,  Греции, Италии, Малой Азии, междуречье  Тигра и Евфрата. В этих местах климатические условия не оказывали значительного влияния на развитие городов центров, на формирование их планировочной структуры.

      В связи с проблемой учета  природно-климатических факторов  в формировании городских ландшафтов  хотелось бы отметить, что   необоснованное копирование зарубежных  образцов, как планировочных, так  и объемно-пространственных структур а также широкое применение неадаптированных к местным климатическим условиям строительных материалов, приводит к значительным материальным издержкам, ведущим за собой дорогостоящие переделки и исправления.

      Наиболее полно программа учета  природно-климатических условий  отражена в высказывании известного  советского теоретика и практика архитектуры Ф.Новикова: “Наверное, нельзя безнаказанно игнорировать климатические условия. Напротив, органическая связь архитектуры с климатическим содержанием среды способна породить новаторские творческие явления, обогатить зодчество новыми формами, соответствующими климату и вместе с тем современному образу жизни”

    1. Социально-экономические факторы

    Социальные  факторы относятся к тем факторам, которые играют все большую роль в вопросах формирования этнографических центров. Приоритет социального фактора сказывается, прежде всего, в тенденции всестороннего  изучения потребностей общества, как духовные, так и физические. При этом учитываются потребности групповые, национальные, возрастные, профессиональные. Эти данные, получаемые в результате социологических опросов, анкетирования, групповых бесед оказывают значительное влияние на выбор альтернативных проектных решений.

      Усиление влияния социального  фактора обусловлено также переходом  к рыночным отношениям. В новых  экономических условиях архитектура  становится товаром и должна  как можно полнее учитывать  интересы заказчиков и потребителей. А значит учитывать вкусы, интересы  и реагировать на конъюнктуру рынка. 

2.3Культурно-исторические факторы

    Культурно-исторический фактор опосредовано влияет на формирование этнографического центра. По точному  выражению Э.Цайдлера: “Архитектура  выражает культуру народа, его прошлое и настоящее, и здания становятся свидетелями этой культуры”.

      При формировании этнографического  центра необходимо учитывать  принципы историко-культурной преемственности,  которые становятся особенно  актуальными при проведении работ,  связанных с реконструкцией и  уплотнением существующей застройки.

      Понятие культура в архитектуре  неотрывно от понятий национальная  самобытность и традиции. “Национальность есть выражение коллективной личности народа”,- пишет А.Косинский., а финский архитектор К.Петяйя добавляет: “Только теперь начали понимать, что национальные черты качественно обогащают международную архитектуру, вносят в нее разнообразие”, и даже “…исчезновение национальной самобытности обедняет не только местную  культуру, но и всю культуру в целом”

      Развитие и обогащение культуры  оказывает существенное влияние  на формирование системы архитектурного  мировоззрения, включающее философию, эстетику, искусство, природу.

      Говоря о преемственности в  архитектуре, необходимо отметить, что исторически сложившаяся  застройка несет в себе черты,  которые не утрачивают своей  ценности с течением времени-это выразительность, неповторимость, пластическое богатство архитектурных форм, декоративность. Отношение к проблеме преемственности в архитектуре четко выражено доктором архитектуры И.Л.Лежавой : “По всей видимости, современная застройка должна кроме освоения новых масштабных сочетаний аккумулировать достижения предшествующих эпох и быть в конечном итоге конкурентоспособной старым городским районам по всем параметрам”. [1]. 
     
     

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
 
    1. Принципы  и приемы планировки пространства

    Особенности проектирования этнографических центров  для крупных городов определяется экспозицией и состоит из универсальности  и гибкости объемно-планировочных  решений. Разнообразие композиционных приемов и средств образного  выражения содержания зависит прежде всего от тематической структуры и экспонатов.

      Анализ современной практики  устройства и опыта организации  выставок в областных и республиканских  городах позволяет выявить специфические  особенности их проектирования.

      Для этнографических центров  можно выявить три основные типа размещения в зависимости от градостроительной ситуации:

          - в парковой зоне-островное, свободное размещение;

          - размещение в зоне реконструируемой  застройки;

          - в составе культурного центра  города.

      Этнографический центр должен изолирован от внешней городской среды, защищен зелеными насаждениями и оборудованиями, оборудован системой фильтрации воздуха и концентрирования. Участок этнографического центра при размещении его в городской застройке должен быть четко выделен.

      По функциональным зонам делиться  на: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную.

      Входная зона. Вход в здание  этнографического центра должно  быть удалено на 15 м от «красной  линии», образуя зону для психологической  перестройки, иногда с экспонатами  под открытым небом. При подходе  к зданию в благоустройстве  входной зоны используются малые  архитектурные формы, средства  информации и рекламы, иногда  и крупные экспозиции. В близи от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 10-15 мест на100 единовременных посетителей.

      Экспозиционная зона наиболее  значима с функциональной и  композиционной точки зрения. Экспозиция  на участке музея может располагаться  вблизи здания, а может быть  связана с улицей, с целью привлечения  публики. Для этой зоны наиболее характерна живописная планировочная структура с использованием природных возможностей рельефа, а также его организации и элементов благоустройства.

      Рекреационная зона предназначена  для отдыха после осмотра экспозиций, может совмещаться с входной  зоной в случае достаточной  изолированности последней от  города, а также смыкаться с  открытой экспозицией.

      Хозяйственная зона предназначена  для размещения инженерных служб,  необходимых этнографическому центру: теплового пункта, трансформаторной  подстанции, а также складов и  гаражей. Необходимо отметить, что  современные тенденции направлены  на отказ от развитой хозяйственной  зоны:  технические помещения,  по  возможности, следует встраивать  в подвальные и цокольные этажи  здания. Размещение хозяйственной  зоны целесообразно со стороны  приема и отправки этнографических  экспонатов.

    1. Формирование взаимодействий пространства этнографического центра

    Основными видами деятельности этнографического центра являются: формирование и хранение коллекций, научно- исследовательская  работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно- просветительская деятельность.

      Формирование и хранение коллекций.  Функциональную программу этнографический  центр выполняет специфическими  средствами. Вещественный памятник- основа различных по виду этнографических центров. Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводится по профильной принадлежности этнографического центра.

      Научно- исследовательская деятельность  складывается из нескольких последовательных  фаз. Первая ступень- определение и классификация материала, его возможное использование для дальнейшей обработки и в культурно- просветительских целях, размещение поступлений в фондах и экспозиции.

      Основу этнографического центра  составляет постоянная экспозиция. Она формируется преимущественно  из подлинных экспонатов, прошедших  предварительную научную обработку.

      Выставочная деятельность является  оперативной формой участия музея  в современной жизни, выставки  организуются из фондов как самого   этнографического центра, так и других центров.

      К культурно- просветительской  работе относится организация  выставок, экскурсий, проведения  лекций, конференций, семинаров,  встреч, вечеров, бесед, показ  документальных кинофильмов, работа  кружков, что обуславливает необходимость  включения в структуру этнографического центра клубных помещений- кинолекционного зала, кружковых, а также универсальных пространств.

      На основе анализа объемно-планировочных  композиций могут быть предложены  принципиальные схемы универсальных  выставочных зданий, разработанные  с учетом гибкости внутренней  планировки, возможности дальнейшего  развития комплекса без нарушения  цельности архитектурной композиции, четкости функционального зонирования,  простоты ориентации посетителей  в сложном комплексе, соответствия  объемно- планировочного решения оптимальным схемам размещения экспонатов.

      Универсальное использование основных  помещений и возможности органичного  возрастания по мере расширения  экспозиций важны  не только  с точки зрения эффективности  капиталовложений при установлении  очередности поэтапного строительства,  но и отвечают требованиям  ежегодного увеличения количества  и тематического изменения выставок.

Информация о работе Проектировании этнографических центров и их мало изученность на сегодняшний день