Поселок на 1500 жителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

В архитектуре села проявляются общие для зодчества закономерности: удобство, красота и экономичность тесно связаны друг с другом и могут быть достигнуты при учете всех факторов, влияющих на планировочную структуру поселения, состав и характер застройки. Планировка поселка должна органично увязываться с организацией сельскохозяйственного производства, системой землепользования, обеспечивать удобные связи с другими населенными пунктами и производственными объектами, магистралями.

Содержание

Введение. (Стр.-1)
Поселок в системе расселения. Понятие градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп населения поселка. (Стр.-2)
Функциональные зоны поселка, схемы размещения селитебных и производственных зон относительно транспортных магистралей и друг друга.
(Стр.-4)
Архитектурно-планировочная структура поселка. Система культурно-бытового обслуживания поселков. (Стр.-6)
Организация транспортного и пешеходного движения, поперечные профили улиц, стоянки, разворотные площадки. (Стр.-10)
Архитектура общественного центра. (Стр.-12)
Архитектурно-планировочная структура жилой застройки. (Стр.-14)
Комплексная система озеленения поселков. (Стр.-18)
Анализ отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства сельских населенных пунктов. (Стр.-21)

Работа состоит из  1 файл

ВГАСУ.docx

— 62.97 Кб (Скачать документ)
 

- 5 -

Композиция сельского  поселка должна подчинятся необходимости прямой кратчайшей связи элементов застройки с естественными элементами природного ландшафта.

В практике планировки и застройки можно выделить ряд  случаев расположения поселка относительно природного окружения, каждый из которых  влияет на принципы и приемы зонирования, а также на основную градостроительную  идею организации поселка. Так, например, при одностороннем размещении поселка  около реки или зеленого массива  и при основной градостроительной  идее максимального раскрытия застройки  на природное окружение более  целесообразно селитебную и производственную зоны размещать вдоль реки при условии расположения селитебной территории выше по рельефу и течению  реки.

Кроме четкого разделения территории на селитебную и производственную зону, еще выделяют подзону общественного центра поселка. Ее размещение должно учитывать одинаковую доступность для населения. В структуре проектируемого населения должны быть четко обозначены главный въезд и пешеходные связи жилых территорий с производственной зоной.

Архитектурно-планировочная  структура поселка. Система культурно-бытового обслуживания поселков.

Основной задачей  проекта планировки и застройки  любого сельского поселка является оптимальное решение планировочной  и пространственной структуры, гармоничное  сочетание в едином художественном целом структурных элементов  поселка, внешних инженерных коммуникаций и природной среды.

Условия формирования взаимосвязи производства и селитьбы во многом зависят от размещения производственной зоны – автономного или смежного.

Автономное решение  производственной зоны и территории комплексов характерно для некоторых крупных сельскохозяйственных предприятий, что объясняется необходимость соблюдения санитарно-защитных разрывов и зооветеринарных требований.

Значительно удаление крупных  производственных комплексов от селитебной зоны, а также развитие промышленной застройки на довольно большом пространстве делает особенно актуальный вопрос об архитектурно-планировочной  связи двух наиболее важных зон села. Такие комплексы настолько тесно  связаны трудовыми связями с селитебной территорией поселка, что должны рассматриваться как органическая его часть. В связи с этим большое значение имеет организация внутрихозяйственных транспортных и  пешеходных коммуникаций, а также основные визуальные связи и архитектурные акценты на пути достижения из селитебной в производственную зону комплекса. Органичное включение элементов ландшафта в планировочную и пространственную структуру поселка, умелое размещение архитектурных акцентов,

- 6 -

 выделение главного архитектурного объема или пространства – эффективные средства достижения композиционного единства поселка при автономном расположении селитебной и производственной зон.

Смежное размещение селитебной  и производственной зон имеет много вариантов  планировочных и объемно-пространственных взаимосвязей. Необходимым условием оптимального решения взаимосвязи  является композиционное единство застройки  производственной и селитебной зон  с выявление главных элементов  в каждой зоне и формированием  устойчивых взаимосвязей внутри архитектурного ансамбля.

Архитектурно–планировочная  структура средних и больших  поселков отличается от планировки малых  поселков более развитой сетью улиц и проездов. Большие поселки, как  правило, проектируются с сетью  улиц, членящих территорию на жилые  группы или микрорайоны с выделением магистральной, главной и жилой  улиц.

В больших поселках стремятся общественный центр располагать  в середине селитебной территории так, чтобы радиус доступности до наиболее отдалённых жилых участков не превышал 750- 800 м. При превышении радиусов доступности создаются дополнительные подцентры с размещением на них зданий с учреждениями и предприятиями повседневного пользования. В больших и средних поселках помимо общественного центра, располагаемого  в середине селитебной территории или на окраине, вблизи хорошей природной среды , может быть организована небольшая площадь при въезде в поселок с размещением на ней административного здания, торгового центра и других зданий общественного назначения, ограничивая въезд транзитного транспорта на территорию поселка.

Системы культурно-бытового обслуживания должны приниматься дифференцированно  в зависимости от сложившейся  и перспективной систем расселения, природно-климатических особенностей района строительства. Типы и размеры культурно-бытовых учреждений определяются в зависимости от размера и значения населенного пункта в общей системе расселения, от методов и форм организации обслуживания.

В современных сельских поселках проектируются и строятся  следующие общественные здания, обеспечивающие весь комплекс культурно-бытового обслуживания: детские ясли-сады, общеобразовательные  школы,  клубы, торговые центры, административные здания, спортивные учреждения, медицинские учреждения и коммунальные предприятия.

Как правило, наиболее важные общественные учреждения общепоселкового  значения размещают в общественном центре населенного пункта. Учебно-воспитательные учреждения - школы, училища, детские  дошкольные учреждения – располагают  обычно на  обособленных участках в  отделении от поселковых и автомобильных  дорог, в непосредственной близости к зеленым насаждениям, лечебно-профилактическим учреждениям. Радиус доступности для  школ на 140 человек составляет 1000 м., для детских  садов – 500 м.

- 7 -

Коммунальные предприятия  (бани, прачечные, хлебопекарни, котельные и др.) целесообразно формировать на одном участке, расположенном на территории, которая изолирована от жилой застройки и общественных зданий, удобно размещена на территории, которая изолирована от жилой застройки и общественных зданий, удобно размещена по отношению к производственной зоне и транспортным магистралям.

По функциональному  назначению учреждения культурно-бытового обслуживания населения можно подразделить на следующие группы:

  1. Учебно-воспитательные – детские сады, ясли, школы, интернаты и др. , следует размещать на самостоятельных участках в отдалении от шумных улиц и транзитных дорог, магазинов, котельных и других неблагоприятных в санитарном отношении объектов. От красной линии застройки они должны  быть удалены на 15-25 м., от жилых домов на 10 м. и от зданий и коммунальных предприятий не менее чем на 50 м.

    Существуют следующие  приемы размещения детских учреждений в поселке: 1) на участке в жилом  квартале или жилой группе; 2) на самостоятельном  участке между жилыми кварталами и группами вместе с садом или  сквером жилого района; 3) вне жилой  застройки на территории, примыкающей  к парку, зеленому массиву, водоему; 4) размещение детских учреждений в  жилом квартале или жилой группе.

  1. Культурно-просветительные – клубы, кинотеатры, библиотеки, концертные залы.
  2. Спортивно-оздоровительные – стадионы , спортивные залы, бассейны.
  3. Лечебно-профилактические – больницы , поликлиники, аптеки и т.д.
  4. Административные и общественные – почта, телеграф, сберкасса.
  5. Торговли и общественного  питания – магазины, столовые, кафе.
  6. Хозяйственно-бытовые и коммунальные – комбинаты бытового обслуживания, гостиницы, бани, прачечные, гаражи.

  Радиус  обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в  жилой застройке, как правило, следует  принимать не более указанного 
 
 
 
 
 
 

- 8 -

Учреждения  и предприятия 

обслуживания

Радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения1*:  
  в городах 300
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке 500
Общеобразовательные школы1 750

(500 для начальных  классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных  занятий 500
Физкультурно-спортивные центры жилых районов 1500
Поликлиники и их филиалы в городах2 1000
Раздаточные пункты молочной кухни 500
То же, при одно- и двухэтажной застройке 800
Аптеки  в городах 500
То же, при одно- и двухэтажной застройке 800
Предприятия торговли, общественного питания  и бытового обслуживания местного значения:

 в городах  при застройке:

 
  многоэтажной 500
  одно-, двухэтажной 800
  в сельских поселениях 2000
Отделения связи и филиалы сберегательного  банка 500
 

Своеобразность сельского  поселка, большая его связь с  природным окружением, различие в  этажности и образности жилых  домов бесспорно должны отражаться на архитектуре общественных зданий. 
 

- 9 -

Организация транспортного и пешеходного  движения, поперечные профили улиц, стоянки, разворотные площадки.

Генплан поселка  должен иметь ограниченную согласованность  с планировочной организацией окружающей территории, землеустройством, внешней  сетью транспортных и инженерных коммуникаций.

Сеть улиц, проездов, и пешеходных дорожек сельского  поселения должна проектироваться  как единая система, простая по начертанию, обеспечивающая кратчайшие связи основных зон и объектов поселка между  собой, комфортные условия движения транспорта, пешеходов, инсоляцию зданий и уютный эстетически осмысленный фрагмент сельской среды.

Дороги и улицы  сельских поселков решаются в виде единой системы путей  сообщения  с учетом перспективного развития населенных пунктов, их внешних и внутренних связей. По функциональному назначению поселковые улицы и проезды разделяются  на поселковые дороги ,главные и жилые улицы, жилые и хозяйственные проезды. Улицы и дороги, служащие для движения транспорта и пешеходов, дополняются системой пешеходных дорог.

Поселковые дороги предназначаются для организации  подъезда из поселка к линии магистрального автомобильного  и железнодорожного транспорта, для связи селитебной зоны поселка с производственной, а также для связи поселка  с соседними населенными пунктами. По поселковым дорогам осуществляются внутренние транспортные связи и в производственной зоне в системе сельских поселковых улиц целесообразно выделять главную улицу с повышенным благоустройством.

По главной улице  села организуются основные пешеходные связи с жизненно важными центрами поселка, поэтому главная улица  должна быть планировочной доминантой, связывающей второстепенные жилые  улицы с общественным центром, парком, спортивным комплексом, производственной зоной и поселковой дорогой. Жилые  улицы служат для внутрипоселковых  транспортных и пешеходных связей, для связи групп жилых домов или кварталов с другими зонами поселка. Проезды в сельском поселке устраивают двух типов: транспортные - для проезда к жилым домами общественным зданиям; транспортно-хозяйственные – для движения грузового транспорта и скота.

Разделение транспортных и пешеходных путей, обеспечивающее  безопасность движения,  получило признание  в практике проектирования сельских поселков.

Сеть улиц, проездов и пешеходных дорожек поселка  должна быть, возможно более простой по начертанию, соответствовать направлениям основных пешеходных и транспортных связей, обеспечивать удобную и наиболее короткую связь с внешней сетью дорог, с местами приложения труда, между жилыми территориям, общественным транспортом, отдельными общественными зданиями, спортивной зоной и зоной отдыха.

- 10 -

Уличная сеть – основа планировочной структуры населенного  пункта, связывающая и объединяющая в одно целое все части поселка. Важное значение для организации улиц приобретает принцип создания архитектурно-пространственной связи между архитектурными акцентами и живописными элементами ландшафта, как в самом поселке, так и в его окружении.

При планировке поселка  следует придерживаться минимальных  размеров поселковых улиц с учетом того, что основным движением в  поселке является пешеходное. Ширину улиц и размеры отдельных элементов  поперечного профиля устанавливаются  в зависимости от размера поселка, назначения улиц, интенсивности и характера движения, типа благоустройства и других местных условий.

Ширину улиц в  пределах красной линии рекомендуется  принимать: при застройке более  двух этажей – 18-20, при одно- или двухэтажной  застройке – 14-18 м. Главные улицы допускается проектировать большей ширины 22-27 и 18-22 м. Ширина улиц в усадебной застройке при размещении домов с отступом от красной линии на расстояние не менее 3 м. может быть уменьшена до 10 м.

Проезды могут быть тупиковыми или сквозными. Тупиковые  проезды целесообразно проектировать  протяженностью не более 150 м. В конце  их необходимо предусматривать поворотные кольца радиусом 10-12 м. или площадки для разворота. На поселковых улицах и проездах рекомендуется устраивать автомобильные стоянки. Ширину транспортных проездов следует принимать в  пределах 9-12 м.

В состав поперечного  профиля улиц входят проезжая часть, тротуары или пешеходные аллеи. Полосы зеленых насаждений , в том числе полосы для прокладки подземных сооружений. А также обочины и кюветы при поперечном профиле загородного типа. Ширину  одной полосы проезжей части принято назначать 2.6-3.5 м. в зависимости от вида транспорта и транспортной нагрузки, при автобусном движении -3.5 м.

Поселковые улицы, не рассчитаны на систематический пропуск  автобуса, рекомендуется проектировать  с однополосной проезжей частью при  ширине твердого покрытия 3.5 м. и устройством  поперечного профиля с кюветами, обочинами и лотками. Такие улицы  должны давать возможность разъезда встречных автомобилей на всем протяжении проезда за счет использования обочин. Учитывая необходимость разъезда двух машин, ширину проезжей части вместе с обочинами можно принимать в пределах от 6-7 м.

Информация о работе Поселок на 1500 жителей