Готическая архитектура Франции и Чехии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение художественных особенностей готических архитектурных ансамблей Франции и Чехии. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
выявить особенности готического стиля;
исследование национальных особенностей готического стиля архитектуры во Франции и Чехии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 5

2. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ 15

3. ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЕХИИ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТИКА.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО  «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

    КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    На  тему «Готическая архитектура Франции  и Чехии» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Студент ИСК,

    3 курс, гр. ЗС-230500-31                                                               Т.С. Васильева

       
     

    Руководитель,                                                                               

    Старший преподаватель                                                            И.К. Высотских

      
     
     
     
     
     
     
     
     

    Ижевск 2008

    СОДЕРЖАНИЕ  

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

    1. ПОНЯТИЕ  ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ                                              5

    2. ГОТИЧЕСКАЯ  АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ                                            15

    3. ГОТИЧЕСКАЯ  АРХИТЕКТУРА ЧЕХИИ                                                  21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 26

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                         28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 
     

         Слово «Готика» происходит от итал. Gotico – непривычный, варварский, и сначала использовалось в качестве бранного. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям.

         Готический  стиль в разных странах развивался по-разному, в каждой стране имеются свои особенности. Сравнив архитектуру разных стран, можно выявить особенности стиля каждой страны. Так как готика зародилась в XII веке на севере Франции, то полный путь своего развития имеет только в этой стране. По этой причине одна из рассматриваемых стран – Франция. Готическая же архитектура Чехии носит своеобразный характер. И для нас, как будущих специалистов в сфере туризма, эта тема достаточно важна и актуальна.

                 Целью данной работы является  рассмотрение художественных особенностей готических архитектурных ансамблей Франции и Чехии. Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

  • выявить особенности готического стиля;
  • исследование национальных особенностей готического стиля архитектуры во Франции и Чехии.

         В нашей работе мы исследовали ряд научных трудов, посвященных готике, архитектуре и культуре Франции и Чехии. Это работы как отечественных так и зарубежных авторов. Бруно Кляйн, Ж. Дюбе подробно описывают и анализируют архитектуру Средних веков Франции. В своей  работе «Искусство Чехии и Моравии IX – начала XVI века» И.И. Поп отмечает особенности архитектуры средневековой Чехии.

         Данную  работу мы разбили на три главы: «Понятие готической архитектуры», «Готическая  архитектура Франции», и «Готическая  архитектура Чехии». В первой главе мы  рассматриваем особенности этого стиля в архитектуре в целом, а в двух последующих уже рассматриваем его национальные особенности во Франции и Чехии соответственно. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ПОНЯТИЕ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 
     
     

         Готический  стиль - это художественный стиль, явившийся  завершающим этапом в развитии средних  веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной  Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения  как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

         Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами.

         Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного  языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе  искусств и традиционные типы культур, зданий.

         Готический  стиль в основном проявился в  архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля  с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

         В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая  готика) и поздний.

         В романских соборах и церквях  обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные  толстые стены, что неизбежно  приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

         Основной  принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

         Кроме того, готика последовательно применяла  стрельчатую форму в сводах, что  также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

         Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

         Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

         Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ГОТИЧЕСКАЯ  АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ 
     

     Готика  зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции  свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбула-торием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

     На  фасадах соборов варьируются  стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в  их верхней арочной галерее, рельефы  на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

     На  главной площади городов строились  ратуши с обильным декором, нередко  с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.

     Смелая  и сложная каркасная конструкция  готического собора, воплотившая  торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

     В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы  сюжетов, в которой отразились средневековое  представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

     В Готике Франции органически переплелись  лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

     В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

     Для поздней ("пламенеющей") Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени  узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу  в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Информация о работе Готическая архитектура Франции и Чехии