Дворцово-парковые комплексы ЮБК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:34, реферат

Описание

Удивительное и необычайно емкое понятие «парки Крыма» так много говорит нам, что наверное нет нужды его пояснить. Более ста лет прошло со времени их создания, а образ парков почти не изменился: «Целыми рощами и красивыми группами разбросаны здесь повсюду темные кипарисы, стройно возвышаясь во всей суровой красоте своей среди деревьев других пород, среди густолиственных лавров, магнолий рамнусов и среди множества других вечнозеленых дерев и кустарников южного климата, и вся эта масса могучей южной растительности так дивно гармонирует с синей лазурью здешнего неба, с мрачными скалами и с прозрачной синевой моря».

Работа состоит из  1 файл

Дворцово-парковые комплексы ЮБК.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Главным украшением Верхнего парка являются вековые  деревья. Центр его  композиции формируется  четырьмя открытыми  пейзажными полянами: Платановой, Солнечной, Контрастной, Каштановой. Здесь можно увидеть отдельные мощные экземпляры или группы сосны итальянской, кедра ливанского, тисса, платана, каштана, кипариса, гигантской секвойи и земляничника розовоствольного. Особенно прекрасна Солнечная поляна. В течение дня она переливается солнечными бликами. По периметру растут кипарисы. На самой поляне — необычайно выразительный кедр ливанский и контрастные ему сосны итальянская и мексиканская, темнохвойные тисы - ягодные. Весной на поляне цветут фиалки и примулы, маргаритки сменяются клевером. При обходе поляны пейзаж все время изменяется. Очень красива группа кипарисов, подбитая калиной вечнозеленой, и рядом с ними — сосна крымская.

     Через всю территорию парка  с востока на запад  проходит главная  аллея длиной 1 км. Это композиционная ось территории. Она делит ее примерно на две равные части, отделяя Верхний парк от Нижнего, спускающегося к морю. Ее акцент — дворец и придворцовая часть парка. Территория перед фа садом дворца решена террасообразно — три четко выраженные террасы как бы повторяют очертания фасада. Эта часть парка насыщена партерной зеленью, цветниками, бордюрами, скульптурой. На первой террасе — два партера, окаймленные стриженым темно зеленым буксусом. В центре них симметрично размещены мраморные фонтаны в мавританском стиле. Партер украшают мраморные скамьи на фоне стриженых зеленых стенок, низкие широкие вазы с агавами. Ряд ваз размещен по краю подпорной стенки первой террасы. Фонтан слёз расположен у стены, соединяющей главный корпус дворца с корпусом библиотеки. Эта площадка раскрыта в сторону моря. На втором уровне, в западной части — фонтан-лира с круглым бассейном. К нему ведет узкая, едва заметная аллея. По оси дворца между второй и третьей террасами в нише подпорной стенки — фонтан-раковина, по сторонам которого стоят скифские бабы. На этой же террасе оригинальный водопад: вода вытекает из середины огромного валуна, покрытого плющом, стекает в маленький бассейн и уходит под дорожку, из-под которой вытекает, затем и стремится вниз по глубокому каменному желобу. Нижняя терраса представляет собой большой партер с шаровидными и конусовидными формами хвойных, высоким стриженым бордюром, отдельными экземплярами ширококронных листопадных. Отсюда открывается прекрасный вид на море. С этой террасы видны лишь башенки дворца, вся композиция обращена к морю. В приморской части Нижнего парка видовые точки раскрыты на прибрежные скалы и морские дали. Особую известность имеет скала Айвазовского, где великий маринист написал несколько этюдов. В композиции насаждений парка успешно применяется сочетание двух приемов: раскрытия и замкнутости. В Нижнем парке композиция преимущественно обращена внутрь. Замкнутые интерьерные пространства возникают не только как следствие стилистической направленности, но и климатических условий — прохладные затененные «комнаты» для отдыха. В Верхнем парке композиция по преимуществу обращена наружу, в сторону окружающего ландшафта. Аллея, ведущая от курдонера дворца в Верхний парк, примечательна контрастным сочетанием невысокой стриженой изгороди из буксуса и отдельных шарообразных кустов с высокими вертикальными силуэтами кипарисов. Интересны приемы постепенного и внезапного раскрытия перспектив. Упомянутая аллея своими топиарными формами подготавливает зрителя к восприятию скал — хаоса, а через «окна» и «рамки», образуемые стволами и ветвями вековых деревьев, открываются разнообразные пейзажи. При прогулке по Верхнему парку внезапно с боковых дорожек просматриваются малозаметные водные устройства.

     Весной  парковые композиции очень нарядны  в своем цветении. Форзиция, слива, миндаль, рододендрон, калина вечнозеленая создают неповторимую игру бело – розово -  желтых и малиново-красных пятен. И все это на фоне ярко-зеленого газона, местами сплошь покрытого голубой фиалкой.

     Оригинальность  архитектурно планировочного решения парка  и его ландшафтной композиции основана на максимальном раскрытии живописных природных компонентов субтропического ландшафта Южного берега Крыма, на большом разнообразии композиционных приемов и высокохудожественной группировке декоративных деревьев, кустарников, камня и воды в сочетании с великолепным газоном.

     Для восстановления наиболее  ценного в композиции парка проведены  следующие реставрационные  мероприятия: расчищены  от самосева поляны, раскрыты внешние  перспективы и  внутренние пейзажи; воссоздан газон  с применением засухоустойчивых растений и про ложен поливочный водопровод: посажены «дублеры» наиболее ценных экзотов взамен отмирающих экземпляров; организован индивидуальный уход за ценными вековыми деревьями, формирующими парковый пейзаж, с применением шахтного полива, внутрикорневой подкормки, обрезки сухих ветвей и периодического обмыва крон; отремонтированы и построены подпорные стенки и парковые лестницы из местного диабаза, устроены покрытия пешеходных аллей с использованием декоративного камня; возобновлены каптажи естественных источников, позволяющих пополнить декоративные водоемы парка, ручьи, водопады; вынесены за пределы парка все несвойственные ему случайные сооружения.

     Работа  по реставрации Алупкинского парка в 1972 г. была отмечена дипломом 1 степени на Всесоюзном смотре-конкурсе лучших парков страны.

     Изучение  ландшафтной основы парка позволило  не только наметить правильный путь его  восстановления, но и использовать отдельные  принципиальные положения  при реконструкции  Ливадийского, Массандровского и других парков Крыма.

     Алупкинский парк представляет собой  уникальное произведение садово-паркового  искусства, культурное значение которого, по мнению специалистов (А. А. Анненков, А. А. Галиченко, 1979 г.), значительно превышает  бытующую сегодня  среди архитекторов оценку. Образная логика планировки этого ансамбля и его семантика пока недостаточно раскрыты и требуют специального изучения. Над этой проблемой сейчас работают сотрудники Алупкинского музея.

     Примерно  в то же время, что  и в Алупке, закладывался парк в Ливадии, занимающий около 46 га. В 1834 г. имение приобрел польский магнат Л. Потоцкий. Дворец был построен по проекту архит.

     К. И. Эшлимана. Вокруг дворца под руководством садовода Делингера  был разбит парк. В 1860 г. поместье становится собственностью императрицы, жены Александра 11. Дворец неоднократно перестраивался и строился заново. Существующий теперь Белый дворец был построен по проекту архит.

     Н. П. Краснова на месте  сгоревшего в 1882 г. Одновременно с Белым дворцом  возводились два  других корпуса — для министра двора и свитский корпус. Постройка была закончена к концу 1911 г. Дворец размещен на террасе на высоте 121 м над уровнем моря. В архитектуре 3-этажного, облицованного белым инкерманским камнем, дворца отчетливо прослеживаются формы итальянского Возрождения с тончайшей прорисовкой колоннад, открытых аркад, флорентийского дворика. В качестве свойственных эклектике «добавок» привлечены элементы зодчества Византии (звонница), арабской архитектуры (световой дворик) и готической (колодец и химера на балконе). Комплекс дворца представляет собой цельный художественный ансамбль. В сохранившемся до наших дней интерьере белого зала дворца в феврале 1945 г. проходили заседания Крымской конференции великих держав — участниц антигитлеровской коалиции — Советского Союза, США и Великобритании.

     Дворец  привлекает архитектурой внутреннего пространства, особенно его итальянского дворика. С четырех  сторон дворик окружен  аркадой из полуциркульных арок, опирающихся  на колонны дорического  ордера.

     В центре — регулярная композиция из восьми низких боскетов с фонтаном. Вечнозеленые растения создают ощущение гармонии и покоя. Растительный орнамент металлических кованых ворот близок к мотивам итальянского Ренессанса.

     Территория  Ливадии представляет собой крутые горные склоны, пере ходящие местами в обрывы, с многочисленными балками и отдельными скалистыми возвышенностями и террасами. Планировка основывалась на четко выраженном рельефе и системе террас, спускающихся уступами к морю. Основная достопримечательность парка — секвойи и пинии гигантских размеров, растущие на фоне светло-зеленых полян на придворцовом участке. Парк проектировался с размахом. Прогулочные аллеи его верхней террасы достаточно широки и подводят к удобным смотровым площадкам, с которых открываются внутренние перспективы на дворцовые постройки, мощные вековые секвойи и внешние — на Ялту, Ялтинскую бухту и окрестные горы. В запад ном направлении виден весь берег моря до Алупкинского мыса, изрезанный бухтами у подножия высоких, обрывающихся к морю скал. Вдоль берега хорошо просматриваются санаторные комплексы Ореанды, Гаспры, Кореиза и Мисхора.

     Часть парка, примыкающая  к южному фасаду дворца, обращенному к  морю, решена в виде открытой террасы  с низкорослыми деревьям и кустарниками, гармонически сочетающимися по форме кроны и окраске листвы. Система балюстрад и лестниц верхней террасы подчеркнута посадками формованных вечнозеленых растений и не высокой живой изгородью. Вдоль главной подпорной стены с вазами низкая стриженая изгородь и шары из калины вечнозеленой, в стену вкомпонован прекрасный фонтан. Неподалеку, в куртине — большая группа из девяти кипарисов, между которыми весной цветут бело-розовые кустарники. Следующая подпорная стенка из рваного камня—более живописная. С южной стороны аллеи, которую она обрамляет, чередуются шаровидные кустарники и пальмы прогулочная часть парка, расположенная между верхней террасой и пляжем, хорошо затенена, насыщена площадками отдыха с удобными скамьями, питьевыми фонтанчиками, естественными ручьями миниатюрными водопадами. Дорожки спускаются к морю в виде серпантина. Постепенно в западном направлении парк переходит в естественный массив, в котором тоже проложены дорожки.

     Парковая  территория, примыкающая  к дворцу с обращенной к морю стороны, низкая, партерная. Благодаря  этому из окон дворца открывается широкая перспектива море и окружающий ландшафт.

     Ниже  склону, где высокие  деревья не могут  закрывать перспективу, преобладают посадки  экзотов, достигающих  крупных размеров. Дубовая роща служит фоном для голубого атласского кедра.

     Неподалеку  растет секвойя гигантская с великолепно  развитой кроной. Высота этого гиганта 35 м. Здесь же гималайский  кедр, алеппская сосна. Много в парке  платана, кедра ливанского, несколько разновидностей сосны, пихты, магнолии.

     Ландшафт  Ливадийского парка украшают рощи из одной породы или смешанные, например, роща сосны судакской из 17 деревьев высотой до 25 м. Между ее красноватых стволов видно море и вдалеке - Ялта. Роща сосны итальянской, крымской, судакской и приморской - 19 громадных деревьев— выглядит монолитным массивом на фоне пепельно-серой листвы вековых деревьев дуба пушистого. В Ливадийском парке вообще часто применяются групповые посадки — это, пожалуй, один из важнейших элементов парковых композиций. Таковы группы из кипариса, дуба, кедра гималайского, ливанского, атласского. Они очень декоративны. К югу и юго-западу от дворца, в сторону Нижней Ореанды крутые склоны сплошь покрыты очень красивыми зарослями зверобоя чашецветного. Этот низкий вечно - зеленый полукустарник сплошь покрывает почву и красиво цветет. Обширный зеленый массив Ливадии в преобладающей части состоит из естественных насаждений. Местные породы придают парку специфическую выразительность, свойственную крымским пейзажам. Особенно эффектные в декоративном отношении экземпляры и группы местных пород оставлены даже в центральной части парка, вблизи сооружений, например, 150-летние дубы у большого дворца, ясени.

     Ливадийскому  парку также присущи  характерные черты  романтического стиля: небольшая колонна  из серого мрамора  с надписью арабской вязью; химера, склонившаяся над колодцем на углу восточного фасада; несколько раз личных по форме небольших фон танов; великолепная пергола протяженностью 80 м, металлический каркас, который сплошь увит лианами, Розовая и Турецкая беседки, Лавровая беседка. В центре парка расположена тенистая роща дубов. В целом образ этой части парка парадный, торжественный. Он соответствует ренессансному стилю архитектуры дворца. Уже на входной аллее создается впечатление праздничности. Она выложена на рядной шестигранной плиткой. По правую сторону аллеи высажены экзотические розовоствольные земляничные деревья. Вдоль аллеи — бордюр из роз. Примерно посередине аллеи расположена площадка с фонтаном и декоративными плакучими деревьями, в конце аллеи два стройных кипариса как бы приглашают войти на придворцовую площадь. Здесь справа — медноствольная секвойя гигантская. Слева на повышенных отметках — площадка отдыха. Придворцовая часть — это настоящий архитектурный сад благо даря изумительному искусству фигурной стрижки деревьев и кустарников. Шары калины вечнозеленой и лавра благородного, великолепные стриженые бордюры разной высоты прекрасно сочетаются с конусно- и колонновидными формами хвойных. Строгий ритм ваз украшает подпорную стену между верхней и нижней террасами. Все это создает впечатление зеленой архитектурной симфонии, строгость которой нарушается вкраплениями нарядных пальм. Из этого зеленого великолепия вырастает белый дворец, интересный не только объемно пространственным решением, но, еще более, деталями. Их можно рассматривать без конца: эркер с каннелированными пилястрами, великолепный орнамент фриза, обрамление окон второго этажа, черные вазы в нишах фасада, детали из чугунного литья. Кипа рисы по углам здания подчеркивают его связь с окружением.

     Историко-художественное значение Ливадии определилось в первые годы Советской власти. Уже в 1921 г., вскоре после национализации, в Большом и Малом дворцах открывается научно-художественный музей. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты сожгли Малый дворец, причинили большие поврёждения свитскому корпусу, уничтожили мебель Большого дворца, нанесли значительный ущерб парку.

     С 1974 г. Большой дворец вновь превращен  в выставочный  комплекс, который  имеет не только мемориальное значение. В нем  устраиваются великолепные передвижные выставки из собраний лучших музеев страны.

Информация о работе Дворцово-парковые комплексы ЮБК