Дворцово-парковые комплексы ЮБК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:34, реферат

Описание

Удивительное и необычайно емкое понятие «парки Крыма» так много говорит нам, что наверное нет нужды его пояснить. Более ста лет прошло со времени их создания, а образ парков почти не изменился: «Целыми рощами и красивыми группами разбросаны здесь повсюду темные кипарисы, стройно возвышаясь во всей суровой красоте своей среди деревьев других пород, среди густолиственных лавров, магнолий рамнусов и среди множества других вечнозеленых дерев и кустарников южного климата, и вся эта масса могучей южной растительности так дивно гармонирует с синей лазурью здешнего неба, с мрачными скалами и с прозрачной синевой моря».

Работа состоит из  1 файл

Дворцово-парковые комплексы ЮБК.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Крымские  парки – это  сочетание наиболее выразительных компонентов  природного ландшафта  – гор, леса и моря, а их объемно-пространственная композиция всецело  подчинена одной  задаче – как можно  лучше раскрыть живописность и декоративность всех составляющих великолепной крымской природы.

     Удивительное  и необычайно емкое  понятие «парки Крыма» так много говорит  нам, что наверное нет нужды его  пояснить. Более ста  лет прошло со времени  их создания, а образ  парков почти не изменился: «Целыми рощами и  красивыми группами разбросаны здесь повсюду темные кипарисы, стройно возвышаясь во всей суровой красоте своей среди деревьев других пород, среди густолиственных лавров, магнолий рамнусов и среди множества других вечнозеленых дерев и кустарников южного климата, и вся эта масса могучей южной растительности так дивно гармонирует с синей лазурью здешнего неба, с мрачными скалами и с прозрачной синевой моря».

       В чем же феномен  крымских парков? В первую очередь,  это ярко выраженная  и стабильная композиционная  основа – рельеф территории. И действительно, по сохранившимся рукописям, гравюрам, фотографиям, описаниям Э. Берндта, В. Я. Курбатова, М. П. Волошина, И. А. Косаревского можно установить, что архитектурно-планировачная структура парков не претерпела заметных изменений из-за расположения на каменистом горном рельефе с большой разницей отметок (180м), на котором трассировка плавно изгибающихся и повторяющих естественный рельеф аллей и тропинок имеет четкие природные ориентиры. Другая особенность парков – долговечная субтропическая растительность, медленно растущая, хорошо приспособленная к местным условиям и потому устойчивая. Архитектоника Крамских деревьев необычайно выразительно и монументальна _ конусовидные, колоновидные, зонтикообразные, шаровидные формы удивительно хорошо сочетаются с горным и прибрежным ландшафтом, камнем и морем.

     Значение  Крыма как уникальной здравницы требует  особо бережного  отношения к его  курортно-рекреационным  ресурсам и памятникам культуры, их рациональному  использованию, сохранению, приспособлению к современным условиям. Примером таких объектов, которые сочетают в себе функции оздоровления, отдыха и в то же время представляют памятники архитектуры, культуры и садово-паркового искусства, являются курортные парки Крыма. Их специфика в том, что посетители, приезжающие со всех концов страны, получают здесь одно из наиболее ярких впечатлений от пребывания на курорте, поэтому сохранение и использование парков имеют огромное значение не только в формировании среды отдыха и оздоровления, но также и в формировании эстетического мировоззрения, так как во время отдыха человек особенно чуток к восприятию прекрасного.

     К наиболее посещаемым курортным паркам — памятникам садово-паркового  искусства можно  отнести Алупкинский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Симеизский, Гурзуфский, парки Утес и Карасан, входящие в состав Большой Ялты. Лучше всего сохранились и находятся в хорошем состоянии первые три. Это объясняется их размещением в центре прославленного курортного района и тем, что Алупкинский и Ливадийский представляют собой дворцово-парковые комплексы, имеющие большое историко-культурное значение. По этим объектам накоплен определенный опыт проведения реконструктивно-реставрационных работ. Он может быть использован при реконструкции и реставрации других парков.

     Реставрация и сохранение парка  — необычайно сложная  проблема, так как  парк — живой организм и его активный возраст соответствует  возрасту растений ‚00—200 лет. дольше сохраняются  лишь отдельные экземпляры. Однако есть более  устойчивые элементы парков, чем растения,— их «скелет» — рельеф и парковая архитектура — дворцы, каналы, фонтаны, террасы. Они способствуют сохранению образа парка. В отношении крымских парков архитектурная часть проблемы наименее сложна, благодаря ярко выраженному и стабильному рельефу, и в основном она относится к поискам гармонических приемов приспособления. Что касается «зеленой архитектуры» пар ков, то понимание основ ее композиции совершенно необходимо для их сохранения и реставрации. Если исходить из определения реставрации, данного И. Э. Грабарем, то задача ее — продление жизни памятника — эстетической, исторической, физической и материальной.

     Эстетическая  основа крымских парков — максимальное раскрытие  перспектив на горы и море, создание замкнутых внутренних парковых пространств, отвечающих местным климатическим условиям, и демонстрация одиночного экзота или группы на зеленом газоне. Созданные в ХIХ в. крымские парки представляют собой дворцовые и приусадебные ансамбли, рассчитанные на небольшое число посётителей. Здесь особенно необходимо найти тот критический «порог» нагрузки, за пределом которого парку может быть нанесен непоправимый ущерб. От этого зависит продление физической и материальной жизни парка. Средством решения этой проблемы является включение парка — па мятника садово-паркового искусства в систему всех курортных парков на основе градостроительных исследований и перспективного планирования развития курортов. Это позволяет правильно определить основную функцию реконструируемого парка, регулировать его посещаемость и, используя его для отдыха, в то же время создать условия для его сохранения, особенно в буферных зонах. Неповторимая природа Крыма придает особую экзотичность садово-парковому искусству. Не случайно крымские парки широко отражены в творчестве русских и советских художников Ф. А. Васильева,

     П. С. Уткина, А. П. Шнейдер, К. Ф. Богаевского, А. А. Осмеркина. Можно  сказать, что во всех крымских ансамблях  доминирует союз с  природой, которая  открыта человеку, соизмерима с ним.

     Помимо  уникальной природы  крымских парков, эти памятники объединяет их огромная историко-культурная и художественная ценность. Несмотря на то что к ним относятся различные по идейному содержанию и стилевой направленности объекты романтический ансамбль Алупки, эклектика Ливадии, парк в Гурзуфе, связанный с именем А. С. Пушкина, имение Раевских в Карасане, уникальный образец синтеза искусств начала ХХ в.— дача Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое - все они неотделимы от истории культуры и искусства нашей страны.

     В старом Гурзуфском парке, заложенном в начале прошлого века, расширенном и украшенном фонта на ми, стоит дом, где провел в 18 г. три недели А. С. Пушкин. Память о поэте здесь бережно сохраняется (ежегодно в Гурзуфе проводится поэтический пушкинский праздник). На территории парка Утес-Карасан посадка редких деревьев и цветов началась в период закладки Никитского ботанического сада (1812- 1814 гг.). В эти же годы был построен первый, сохранившийся до нашего времени жилой дом, называемый ныне домиком Пушкина. Здесь многое связано с именем его друзей Раевских, которым принадлежало имение в Карасане. Герои войны 1812 г., они были не только храбрыми воинами, но и большими любителями садоводства. Большую ценность представляют парковые ландшафты, отдельные группы и экземпляры деревьев, великолепная сосновая роща перед фасадом дома, обращенным к морю. Красивый особняк на месте бывшего деревянного дома был построен в 1887 г. в восточном стиле. дворец соседнего имения Гагариных, «Утес», возведенный в 1902—1907 гг., состоит из нескольких разноэтажных объемов, два из которых увенчаны высокой шатровой крышей. В отделке фасадов широко применен камень, обработанный бучардой.

     Алупкинский парк представляет собой  уникальное произведение садово-паркового  искусства, значение которого, по мнению специалистов, намного превышает бытующую сегодня среди архитекторов оценку. Образная логика планировки этого ансамбля, его семантика требуют еще специального изучения.

     Особое  место среди парков Крыма занимает ансамбль дачи Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (ныне поселок Парковое) -—- совместное творчество художников В. Д. Замирайло, П. В. Кузнецова, П. С. Уткина и скульптора А. Т. Матвеева. Этот небольшой по размерам и камерный по значению ансамбль был основан на нерасторжимом союзе искусства и природы. Такие идейно-эстетическая целостность и художественная выразительность могли быть достигнуты только в определенных благоприятных условиях, которые сумел создать для художников человек высокой культуры, коллекционер Я. Е. Жуковский. Он хотел сделать свое имение вместилищем шедевров живописи и скульптуры. И этот замысел удалось осуществить: живопись и скульптура встретились здесь под эгидой архитектуры и природы. В 1921 г. владелец усадьбы передал ее государству. дом в стиле модерн был сооружен по эскизам худож. В. Д. Замирайло. Росписи и орнаменты, которыми были украшены интерьеры, не сохранились. Идея планировки парка, разработанная В. С. Сергеевым, руководителем строительства, была предельно проста — создать удобный спуск к морю, упорядочить естественный рельеф крутого берега. Осью ансамбля является кипарисовая аллея, идущая сверху вниз. Живописны отдельные группы растений. Всего их более 120 видов и форм, в том числе есть весьма редкие для Крыма.

     Но  самое замечательное  — парковая скульптура, которая была выполнена  из местного инкерманского камня. Здесь нашли неожиданно свежее продолжение традиции декоративно-парковой скульптуры ХVII в., особенностью которой была поэтическая созвучность статуй и природы. Не зря П. С. Уткин написал множество этюдов, посвященных этим местам, где скульпт. А. Т. Матвеева играют роль героев пейзажа. Сам принцип расстановки фигур в парке имеет в виду не только организацию окружающего пространства и ритмическое оформление дороги к морю, но и развитие поэтической темы всего ансамбля. Скульптуры украшают лестницу, ведущую к круглому бассейну, посреди которого установлена мраморная Нимфея; четыре атланта поддерживают парковый мостик; майоликовые барельефы вмонтированы в естественные скалы и как бы вырастают из самой природы.

     Во  время Великой  Отечественной войны многое в парке было варварски уничтожено немецко-фашистскими захватчиками. В 60-е годы ученики А. Т. Матвеева по сохранившимся гипсовым оригиналам исполнили мраморные копии утраченных скульптур. Это стало лучшей памятью о замечательном мастере. В августе 1978 г. широко отмечалось 100-летие со дня рождения скульптора.

     На  торжестве в Парковом ученик А. Т. Матвеева — народный худож. СССР, лауреат Ленинской  премии М. К. Аникушин отметил, что «ансамбль  имеет исключительное значение в истории  изобразительного искусства, он ценен содружеством талантов, единством человека и природы.

     Большую ценность представляет растительность парка. Многие растения поражают своим величием и  красотой, особенно кипарисы и тополь туркестанский.

     В Крыму немало сооружений, для которых характерны черты романтического стиля, причем свое образную окраску им придает использование форм и приемов мавританской архитектуры. Самым замечательным из них является Воронцовский дворец и парк в Алупке. Парк создавался с 1830 по 1846 г. (строительство дворца было закончено в 1837 г.). для строительства был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы, Э. Блор, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка В. Скотта Абботсфорд в Шотландии. Сам Э. Блор не приезжал в Алупку. Строительство дворца и придворовой части парка осуществлял архитектор строитель В. Гунт. Парк в течение 25 лет создавал садовник К. Кебах. Дворец запроектирован в форме поздней английской готики в сочетании с элементами мавританской архитектуры. Главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде лоджии. дворец расположен на узкой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, выполненные в стиле крепостной средневековой архитектуры с нишами, переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня — диорита, поэтому создается впечатление, что, он высечен из скалы. Он довольно мрачен, как и положено старому шотландскому замку, особенно его северный фасад. Однако этой мрачности противопоставлена светлая и нарядная мавританская лоджия южного фасада. В интерьере дворца также поражают контрасты: комнаты с панелями и потолками из темного дерева и голубая гостиная с мягки ми линиями углов, отделанная сплошной лепкой из белых цветов по голубому фону. Она как очаровательная шкатулка из знаменито го фарфора «бисквит». Таким же контрастом к общему «английскому» колориту интерьеров является пронизанный светом зимний сад с прекрасными растениями и велико лепной коллекцией скульптуры. Не сколько в отдалении от центрально го корпуса расположен библиотечный корпус, соединенный с ним узким коридором и широкой лестницей. Шуваловский проезд между корпусами дворца напоминает средневековую улицу. Архит. Э. Блор нашел в ландшафте участка и его окружения прекрасный повод, чтобы развернуть композицию на хорошо знакомую ему тему дикой горной Шотландии с ее скала ми, водопадами, елями, дубами и соснами, навеянную модными в ХУ в. шотландскими балладами. Гигантские нагромождения камней Большого и Малого Хаоса органично увязывают подножие и фантастические вершины горы Ай-Петри с прибрежными скалами у кромки моря. Масса дворца, вытянутая в плане, с ее башенками как бы повторяет рисунок Ай-Петри, вершина, которой и сама похожа на фантастический замок. Трудно себе представить более полное слияние архитектуры с природой. Мавританские мотивы архитектуры дворца нашли продолжение в архитектуре парка. Недаром считалось, что знаменитая Альгамбра была в воображении архитектора и садовника, когда они создавали этот сад с множеством бассейнов, фонтанов, каскадов, с прохладны ми уголками, куда попадают неожиданно, свернув с главной дорожки, с небольшими интерьерными пространствами, как бы специально приспособленными для отдыха и уединения, с приемом внезапного раскрытия перспектив, т. е. с теми средствами, которыми формировалась объемно-пространственная композиция садов арабов в Испании. Здесь присутствуют также детали итальянских садов эпохи Возрождения (скульптура, стриженые насаждения лавра и буксуса), элементы барокко и классицизма.

     Эклектический характер архитектуры  ансамбля не вызывает негативных ощущений, поскольку принципиальная установка эклектики  на использование  любых форм в любых  сочетаниях реализуется  здесь на такой великолепной при родной основе, что представляется абсолютно гармоничной. Представляется гораздо более правильным по отношению к Алупкинскому дворцово-парковому комплексу заменить определение «эклектический» на «романтизм и историзм». Это целостный и неповторимый архитектурно-художественный ансамбль.

     При подъезде к Алупке по авто магистрали со стороны Севастополя  издали хорошо узнаются очертания готического  дворца, темно-зеленые  вершины кипарисов  и плоские кроны  пиний. Ансамбль, занимающий площадь 40 га, замечателен не только оригинальностью дворца и парковой архитектуры, но и яркой выразительностью парковых композиций. Верхний парк за дворцом необычайно разнообразен. Он граничит с предгорными лесами у подножия Ай-Петри и естественно в него переходит. Основные композиции просматриваются в направлении вершины Ай-Петри — ее очертания доминируют во многих пейзажах. Здесь есть большие светлые поляны, покрытые сочной зеленой травой, извилистые дорожки и тропинки, мостики, оформленные камнем водоемы в сочетании с миниатюрными водопадами и каскадами. Водные устройства, выполненные с большим мастерством, дополняются искусно размещенными обломками скал, переходящими выше по склону в Большой Хаос — естественное - нагромождение гигантских обломков камня, на вершине которого произрастает старая роща сосен алеппской и итальянской. В расщелинах скал растет мелкоплодный земляничник с кораллово-красной корой и вечнозеленой листвой. За Большим Хаосом посажены высокие кипарисы Они закрывают все, что находится между ним и горами. Поэтому создается впечатление, что до Ай-Петри «рукой подать», тогда как в действительности до горы 7 км. Впечатление первозданности и грандиозности этой композиции нарушено типовым спальным корпусом санатория, сооруженным на отметке выше Большого Хаоса. У его подножия начинается каскад из трех озер. Верхнее — Зеркальное, самое маленькое и эффектное. В нем, как в осколке зеркала, отражается и становится бесконечно глубоким окружающий пейзаж. В среднем и нижнем озерах живут экзотические лебеди и утки. Здесь начинается другая достопримечательность Верхнего парка — Малый Хаос — лабиринт дорожек и переходов среди темных камней с искусственными гротами, журчащими ручьями. Среди нагромождения каменных глыб создана уникальная самшитовая роща. Это подлинная гармония камня, леса и воды. Все время слышен шум воды, вода сбегает тонкими струйками или широкими полосами с камней, вытекает из-под корней деревьев, ниспадает в небольшие бассейны у подножья огромных валунов и течет вниз по каменным желобам. Камни так искусно разбросаны, что образуется множество неповторимых композиций. Кульминацией Малого Хаоса является исполинский лунный камень, покрытый бархатным мхом и лишайником. От Малого Хаоса можно пройти по узкому зеленому коридору, в конце которого внезапно в проеме стены открывается широкий двор перед северным фасадом дворца.

Информация о работе Дворцово-парковые комплексы ЮБК