Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:09, реферат
Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже. 
В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.
Название: Растрелли Ф.Б.
Раздел: Биографии
Тип: доклад Добавлен 10:52:32 13 сентября 2005 Похожие работы
 Просмотров: 1015 Комментариев: 
7 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 
5     Скачать  
 
 
Растрелли Франческо-Бартоломео  
Годы жизни: 1700 г. 
- 1771 г. 
Архитектор  
Царь Петр с юности 
мечтал о новой российской столице 
на берегу моря. Столице, которая будет 
походить на западные города. И жизнь 
в ней будет протекать по европейским 
порядкам. Вот почему, едва основав 
Петербург, государь повелел всем послам 
искать и нанимать на западе опытных 
мастеров, художников, архитекторов. В 
числе приглашенных оказался итальянский 
скульптор Бартоломео Карло Растрелли 
(1675-1744), проживавший в Париже.  
В 1715 году он подписал 
договор, что обязуется служить 
царю Петру: создавать статуи, строить 
дома, изготавливать цветные 
Через пять десятилетий 
Франческо Бартоломео (1700-1771), став знаменитым 
русским архитектором, составил перечень 
своих творений. Не стесняясь, он приписал 
себе и все те, где был только помощником 
отца. На самом деле за первые 20 лет жизни 
в России он построил самостоятельно только 
один дворец в Петербурге: для молдавского 
господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но 
уже эта работа принесла ему успех.  
Известность Франческо 
как мастера удивительных архитектурных 
фантазий побудила новую русскую императрицу 
Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли 
возвести для нее зимний дом в московском 
Кремле, летний - на окраине Москвы в Лефортове 
(1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733). 
Увы, ни один из них не дожил до наших дней. 
Дворцы так понравились 
государыне и ее окружению, что фаворит 
императрицы герцог Эрнст Бирон 
пожелал, чтобы Франческо Растрелли 
спешно возвел для него два дворца в Курляндии: 
в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава, 1738). Здесь 
были предприняты первые серьезные поиски 
нового архитектурного стиля, который 
окончательно утвердился через полтора 
десятилетия. За эту работу Растрелли 
было пожаловано звание обер-архитектора 
императорского двора (1738). 
Однако, не успев 
завершить отделку курляндских 
дворцов, архитектор вынужден был спешно 
вернуться в Петербург. Новая 
правительница - Анна Леопольдовна вознамерилась 
иметь свой Летний дворец на том 
месте, где теперь высится Михайловский 
замок. Строить его доверено было Франческо 
Растрелли. Только заложили фундамент, 
как власть в России опять переменилась. 
Императрицей стала Елизавета Петровна, 
дочь Петра Великого. Ее приближенные, 
конечно, не захотели признать архитектора, 
ходившего недавно в любимцах всем ненавистного 
Бирона. Растрелли собрался было уезжать, 
но... 
Веселая императрица 
жаждала иметь новые роскошные 
дворцы. Размах и пышность строений 
должны были демонстрировать силу и 
могущество государства, а буйно 
украшенные фасады - укрыть расстроенные 
финансы. Построить такие здания 
мог только Растрелли с его 
неуемной фантазией.  
Создание нового 
дворца в Петергофе началось в 1747 
и завершилось в 1752 г. Нарядное здание, 
протянувшееся на 300 метров, стоит 
на высоком берегу и фасадом обращено 
к бескрайним морским просторам. 
Известный историк искусства 
и художник XX столетия Александр 
Бенуа писал, восхищаясь творением 
Растрелли: "Петергоф как бы родился 
из пены морской. Петергоф - резиденция 
царя морей". 
Еще полным ходом 
шли работы в Петергофе, а нетерпеливая 
императрица уже пожелала, чтобы 
обер-архитектор срочно принял участие 
в перестройке старого дворца в Царском 
Селе. Пять лет трудился Растрелли над 
самой роскошной загородной резиденцией 
русских царей. Помимо грандиозного дворца, 
протяженностью в 740 метров, он возвел 
вокруг него еще несколько нарядных павильонов: 
Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу.  
Царскосельский ансамбль 
по праву можно назвать одной 
из вершин русского барокко. Стиля, в 
который Растрелли внес свои отличительные 
черты: он украшал все фасады здания, 
а не только главный, как на Западе; 
следуя традициям древнерусской 
архитектуры, успешно использовал 
цвет; очень активно применял рокайльные 
(в виде раковин) декоративные детали. 
Эти особенности позволили историкам 
искусства назвать стиль "елизаветинским", 
или "растреллиевским барокко". 
Он очень быстро 
стал модным. Многие стремились построить 
дом и украсить его в растреллиевском 
духе. Петербургские вельможи замучили 
обер-архитектора своими просьбами. До 
наших дней сохранились дворец графа М. 
Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного 
поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750), 
дворец графов Строгановых на Невском 
(1753). В эти же годы Растрелли принимается 
за чертежи дворца для императрицы в Стрельне, 
возводит небольшой дворец на Средней 
Рогатке, создает проект нового Зимнего 
дворца, наблюдает за работами в Царском 
Селе и в Смольном монастыре, как стали 
называть женскую обитель по расположенному 
рядом с ней Смоляному двору. 
К сожалению, Растрелли 
не довелось полностью воплотить 
свой замысел: не были отделаны интерьеры 
и осталась только в модели ажурная 140-метровая 
колокольня. Деньги понадобились на войну 
с Пруссией (1756-1762) и для строительства 
нового Зимнего дворца. 
История его создания 
примечательна и тем, что раскрывает 
одну из черт характера Растрелли. Интересный 
собеседник, общительный и 
Дворец заложили 
в 1753 году на месте прежнего, времен 
Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. 
Последнее и самое грандиозное творение 
Растрелли представляет четыре больших 
квадратных объема по углам, соединенным 
широкими галереями. Внутри - свыше тысячи 
нарядных помещений. Дворец стал главной 
доминантой в городе. И не случайно более 
ста лет запрещалось возводить здания 
выше Зимнего. Довольный император наградил 
обер-архитектора званием генерал-майора 
и орденом Св. Анны. Первые и единственные 
награды за 46 лет верной службы. 
В октябре 1770 Растрелли 
обратился с просьбой принять 
его в члены Петербургской 
академии художеств. В январе 1771 Академия 
19-ю голосами против трех приняла 
еще недавно прославленного обер-архитектора 
в вольные общники. А в апреле того же года 
он скончался. Следы его могилы затерялись. 
В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным 
монастырем назвали площадью Растрелли.  
Список литературы 
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/