США против Китая: два подхода к овладению ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:31, статья

Описание

Пора назвать вещи своими именами и признать наличие двух геополитических полюсов в мире.
Один из них очевиден. И он не скрывает своей мощи, хоть, как и подобает одной из многих империй, прошедших полный путь от бурного развития и экспансии до заката и разложения, понимает неизбежность своего краха и пытается отсрочить неизбежную участь. И это – Соединенные Штаты Америки.
Другой полюс – окрепший великан, но пытающийся рядиться в подростковые одежды. Все еще пытается вести себя скромно, не демонстрировать имеющийся потенциал. Диктовать свою волю этому великану-подростку уже никто не в состоянии, но для того, чтобы отстаивать свои интересы в полной мере ему пока еще не хватает мышечной массы и набитых кулаков. И, невзирая на свою многотысячелетнюю историю, никак не хочет признаваться в своей супердержавности. И это – Китайская Народная Республика.

Работа состоит из  1 файл

Геополитика.docx

— 37.73 Кб (Скачать документ)

США против Китая: два  подхода к овладению  ресурсами

 Опубликовали: 2012-02-16 10:27:49

 

Пишем США  и Китай, Евразию подразумеваем...  

Пора  назвать вещи своими именами и  признать наличие двух геополитических  полюсов в мире.

Один из них очевиден. И он не скрывает своей  мощи, хоть, как и подобает одной  из многих империй, прошедших полный путь от бурного развития и экспансии  до заката и разложения, понимает неизбежность своего краха и пытается отсрочить  неизбежную участь. И это – Соединенные Штаты Америки.

Другой полюс  – окрепший великан, но пытающийся рядиться в подростковые одежды. Все  еще пытается вести себя скромно, не демонстрировать имеющийся потенциал. Диктовать свою волю этому великану-подростку  уже никто не в состоянии, но для  того, чтобы отстаивать свои интересы в полной мере ему пока еще не хватает мышечной массы и набитых  кулаков. И, невзирая на свою многотысячелетнюю  историю, никак не хочет признаваться в своей супердержавности. И это – Китайская Народная Республика.

Такая своеобразная политика Китая полностью соответствует  «заветам» Генерального Секретаря  Коммунистической Партии Китая –  Дэн Сяопина , сформулированным еще в 1978 году. Это восемь тезисов китайской стратегии:

- хладнокровно  наблюдать; 

- укреплять  позиции; 

- уверенно  реагировать на изменения; 

- скрывать  свои возможности; 

- выигрывать  время; 

- не привлекать  к себе внимания;

- никогда  не становиться лидером; 

- заниматься конкретными делами.

Очевидно, супердержавность КНР наступит для всех «неожиданно», как морозы в феврале 2012 года.

Оба государства  находятся в состоянии цейтнота.

Одному –  США – необходимо успеть установить новую форму контроля в масштабах  планеты над природными ресурсами, среди которых углеводороды –  важнейшие, но не единственные. И сделать  это необходимо в кратчайшие сроки  – до того, как Китай создаст  сопоставимые по мощи вооруженные силы и заявит о своих геополитических  претензиях и амбициях во весь голос, без ненужной скромности. И до того, пока доллар перестанет выполнять свои основные функции.

Другому –  Китаю – успеть использовать накопленные  доллары в золотовалютных резервах, пока их еще принимают в оплату технологий и производственных мощностей. Золотовалютные резервы Китая составляют примерно 3,2 трлн. долларов, 70% из них  номинировано именно в долларах. Нужно  успеть инвестировать эту долларовую массу в источники ресурсов, технологии, и создать современные вооруженные  силы, способные защитить интересы Китая в любо точке планеты.

Основные  угрозы для США:

 – растущее  понимание удушающей роли доллара  для всех стран мира, кроме  США и Великобритании. Это понимание  есть практически у всех государств  мира. И растет не только желание  изменить сложившуюся ситуацию, а и возможности это сделать.  И как следствие – создание  региональных валют, использование  национальных валют в расчетах  между странами, снижении доли  доллара в золотовалютных резервах  государств мира.

- темпы роста Китая, усиление его военной мощи. ВВП Китая в 2011 году – около 7 трлн. долл. по официальному курсу (11,3 трлн. – по паритету покупательной способности); 10,3% - рост ВВП в 2010 году и 9,5% в 2011 году. Доходы на душу населения с середины 90-х годов прошлого века за 15 лет выросли с 750 до 4100 долларов (!) . Рост военного бюджета Китая в 2011 году по сравнению с 2010 составил 17,7% и достиг 91 млрд.долл., из них 2/3 – расходы на ВМС. И это по официальным данным, по неофициальным они выше в 1,5-3 раза. В августе 2011 года Китай провел испытания своего первого авианосца. В обозримом будущем у ВМС Китая могут появиться еще 4 авианосных корабля.

В чем причина  такой милитаризации Китая? Для  обеспечения экономического роста  и повышения уровня жизни населения  необходимы ресурсы, в первую очередь - нефть. И вот здесь вырисовывается удивительная закономерность, о которой пойдет речь дальше.

Китай испытывал  нехватку нефти до 1965 года. Проблему удалось решить с помощью открытия крупных месторождений Дацина и  других, расположенных на востоке  страны. Какое-то время нефть была источником валютных поступлений. Однако, с 1993 года добыча нефти на китайских месторождениях перестала удовлетворять потребности экономики. Китай был вынужден импортировать нефть. Жесткая, но мудрая политика руководства страны направлена на обеспечение энергетической безопасности, в связи с этим постепенно растет количество стран, поставляющих в Китай нефть – с 5 в начале 90-х до 35 в 1997 году. Увеличиваются инвестиции в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. К 2000 году традиционные ближневосточные поставщики обеспечивали 47% импорта нефти, Азиатско-Тихоокеанский регион – 18% и 20% - Африка (Нигерия, Ливия, Судан, Ангола и др.). До войны в Ливии Китай из Африки получал 30% неочищенной нефти. Сумма безвозмездной помощи и кредитов, предоставленных лишь четырем странам – Анголе, ЮАР, Нигерии, Мозамбику в четыре раза превышает кредиты, выданные МВФ всей Африке, расположенной южнее Магриба. На эти же страны приходится более 90% доказанных запасов африканской нефти. Растет объем торговли КНР с Африкой: в 1995 г. он был равен 6 млрд. долл., а 2010 году превысил 130 млрд. долл.

Сегодня Китай  – второй по потреблению нефти  в мире после США: 9,057 млн. баррелей  в день в Китае и 19,150 млн. –  в США. 

Размах внешнеэкономической  деятельности Китая поражает. Из выступления  Ответственного секретаря Госсовета  КНР Ма Кай на 15-й Китайской международной инвестиционно-торговой ярмарке, проходившей в городе Сямэнь в сентябре 2011 года: «За 30 лет в Китае были зарегистрированы в общей сложности 660 тыс. предприятий с участием зарубежных инвестиций, объем практически использованных иностранных капиталов составил 899 млрд долларов. Китай, в свою очередь, инвестировал капиталы в экономику 170 с лишним стран и регионов мира, при этом общий объем его прямых инвестиций уже превысил 180 миллиардов долларов».

Из августовской презентации директора департамента инвестирования и предпринимательства  Конференции ООН по торговле и развитию Чжань Сяонин «Доклада о мировых инвестициях в 2011 году»: «…в настоящее время китайские инвестиции за рубежом уже охватили всевозможные сферы и регионы мира. Пропорция привлеченных в Китай инвестиций и инвестиций Китая за рубежом с 18:1 в 90-х годах прошлого века выросла до 2:1 в 2010 году. Возможно, что в ближайшие десять лет Китай в сфере инвестирования за рубежом испытает резкий скачок. По прогнозу, пропорция инвестиций Китая за рубежом и привлеченных в Китай инвестиций за 10 лет достигнет показателя 1:1. Это означает, что Китай станет нетто-экспортером капитала».

За последние 30 лет Китай дважды удваивал свой ВВП .

Это не может  не беспокоить США. Напомним слова президента Барака Обамы, сказанные во время  презентации в Пентагоне новой  военной стратегии: «Мир должен знать: США не намерены утрачивать свое превосходство». И экономические успехи Китая  заставляют США использовать все  имеющиеся у них возможности  для затормаживания темпов роста Поднебесной.

Несомненно, в США отлично информированы об открыто декларируемых планах Китая. Еще в 2002 году на XVI съезде КПК была поставлена задача «начать новый этап экономического роста», «преодолеть нарастающие диспропорции в развитии территорий, а также города и деревни и перевести государство и общество из пассивной в активную фазу политико-экономического рывка к мировому триумфу КНР», назначенному на 2019 год.

Как остановить рост пока еще не врага, но конкурента?

Средств много, они используются системно и комбинированно. И если вооруженная агрессия против Китая уже невозможна, то извне  формируется и финансируется  внутренняя оппозиция как средство давления, используются обвинения «международным сообществом» в недостаточной демократичности, «нерыночной конкуренции» и т.д. и т.п. Но одно из важнейших средств  борьбы с конкурентом – лишение  доступа к ресурсам, без которых  невозможен экономический рост страны.

Война в  Ираке. Пожалуй, первая откровенная, не прикрытая вооруженная агрессия США против суверенного государства, направленная не только и не столько  против уничтожаемого государства, сколько против Китая. Невзирая на ограничительное  экономическое и торговое эмбарго, действующее против Ирака с 1996 по 2003 год, Китай в 1997 году подписал контракт на разработку месторождения Аль-Ахдаб, в надежде на снятие санкций в будущем. Но, в результате агрессии США против Ирака, в мае 2003 года контракт был приостановлен представителем новой колониальной администрации – исполняющим обязанности Министра нефтяной промышленности Ирака Тамиром Гадбаном, т.к. по его словам  «Ирак не признает условий нефтегазовых соглашений, подписанных во время баасистского режима». То же случилось и с многими иными, подписанными правительством Саддама Хусейна договорами на поставку нефти и разработку месторождений с Россией, Францией и пр.

К слову, первый контракт на восстановление и разработку нефтяных месторождений в оккупированном Ираке получила нефтесервисная компания «Халлибертон» (ее главным исполнительным директором в 1995-2000 годах был Ричард Брюс «Дик» Чейни, более известный, как Дик Чейни, о чем далее также вспомним).

Война 2003 года США в Ираке за «демократию» перевела управление этим арабским государством и его запасами природных ископаемых в ручной режим, сделала США главным  распорядителем в раздаче контрактов по иракской нефти.

Лишь в  августе 2008 года китайская компания CNPC все-таки подписала договор с  Министерством нефтяной промышленности Ирака на разработку месторождения  Аль-Ахдаб. А значит, Китаю удается возобновить работу в нефтяной сфере с Ираком и решать задачи по диверсификации источников поставки углеводородов. Однако, чтоб вернуться в Ирак, Китаю пришлось «простить» 8 млрд. внешнего госдолга Ирака. Также остаются серьезными рисками для Китая административная и регулятивная нестабильность, угроза терактов и роста насилия в Ираке, в значительной степени управляемые США. Это в любой момент может создать серьезные трудности для деятельности китайских компаний в Ираке.

Судан. С 1999 по 2009 год КНР инвестировала в некогда единую страну более 15 млрд. долл. Китай инвестировал не только в нефтедобычу, но и в строительство дорог, школ, больниц для местного населения. На Судан приходилось 7% китайского импорта нефти, а для Судана это 60% ее экспорта. Климатические условия работы в Судане давали существенные преимущества относительно неприхотливому китайскому персоналу в сравнении с коллегами из США, Франции, Великобритании. Что может быть эффективней для создания трудностей конкурентам, несовместимых с продолжением их деятельности, чем организация на целевой территории «неуправляемого хаоса»? Предпосылки для традиционных долгоиграющих межэтнических и межконфессиональных проблем были не менее традиционно заложены еще во времена Британского колониального владычества. До 1955 года Британия раздельно управляла Севером и Югом Судана, проводила христианизацию Юга, и даже вводила визы для суданцев (с 1922 г.), пересекающих границу между двумя территориями. В 1956 году было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме при доминировании северян.

По уже  отработанной схеме было проведено  расчленение Судана на два территориальных  государственных образования: на Южный  Судан (в основном христианский), получивший свою независимость в результате январского референдума 2011 года и Судан (в основном мусульманский), который  лишился своей южной части. Кроме  различия в религиозных предпочтениях, что всегда может быть эффективно использовано для создания напряженности, вплоть до вооруженных столкновений, причиной для конфликтов не может  не быть отход 75% некогда общих нефтяных запасов Южному Судану. В то же время, Северный Судан контролирует трубопроводы, по которым нефть Юга идет на экспорт.

Заверения руководства как Северного, так и Южного Судана в нежелании воевать настолько регулярны и убедительны, что невольно вызывают предчувствия очередной гражданской войны. И здесь камень преткновения, естественно – распределение доходов от нефти. В январе 2012 года Южный Судан приостановил работу нефтепровода, по которому нефть поступала в Судан, в ответ на то, что Северный Судан ранее запретил двум танкерам с южно-суданской нефтью выйти из порта (из-за неуплаты таможенной пошлины, установленной Севером для Юга; в свою очередь Юг считает грабежом стоимость транзита – 22 дол. за баррель). В начале февраля 2012 Президент Судана Омар Хасан Башир заявил, что отношения с Южным Суданом весьма напряженные и скорее ближе к войне, чем к мирному сосуществованию.

Естественно, в таких условиях проблематично  вести речь об иностранных инвестициях  и работе иностранных компаний, даже китайских.

А чтобы  локальный хаос был более управляемым  и «стабильным», заложена еще одна мина – спорная территория между  Севром и Югом Судана – штат Южный  Кордофан. 28 января 2011 года в этом штате были захвачены 28 китайских рабочих.

Будущее 15 млрд. долл. китайских инвестиций в Судане очень туманно.

Ливия. Вторая прямая вооруженная агрессия против независимого государства, направленная, в том числе и против Китая – осуществлена США в 2011 году. События в Ливии сложно прокомментировать точнее, чем это сделал республиканец Пол Крэйг Робертс, известный экономист, в настоящее время – аналитик Гуверского Института (во времена президента Рональда Рейгана – заместитель министра финансов США, отец «рейганомики», кавалер Ордена Почетного легиона): «Мы не хотим свергать правительство Бахрейна или в Саудовской Аравии, где оба правительства применяют в отношении протестующих насилие, потому что они являются нашими марионетками, а в Бахрейне у нас есть крупная военно-морская база. Мы хотим свергнуть Каддафи в Ливии и Асада в Сирии, потому что хотим выгнать Китай и Россию из Средиземноморья <...> Китай осуществлял масштабные энергетические инвестиции на востоке Ливии и полагается на нее, наряду с Анголой и Нигерией, в плане своих энергетических нужд. Это попытка США отказать Китаю в ресурсах, так же как Вашингтон и Лондон отказали в ресурсах китайцам в 30-е годы».

Информация о работе США против Китая: два подхода к овладению ресурсами