Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе .

Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе.

Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......2

1.Виды и типы этнических конфликтов

1.1Классификация этнических конфликтов……………………….….5

1.2Способы и формы регулирования этнических конфликтов…………………………………………………………………....9

Общая характеристика Северного Кавказа
2.1Экономико-географическое положение Северного Кавказа…....17

2.2 Геополитическое положение Северного Кавказ………………...23

3.Состояние и динамика изменений конфликтологической ситуации

на Северном Кавказе……………………..…………....……………....27

Заключение…………………………………………………………….….....38

Список литературы…………………………………………………….........40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. 4 КУРС doc.doc

— 383.00 Кб (Скачать документ)
 

       В терминах прежней эпохи общее  название этой картины могло бы звучать  так: «Ученые-конфликтологи еще в  большом долгу перед государством». Правда, в отличие от прежних времен картина поддержки науки (в том числе и конфликтологической) приведена в гораздо большее соответствие с ее результативностью. На фрагментарность и разнобой в конфликтологических исследованиях государство ответило фрагментарностью и разнобоем в поддержке (не только финансовой). В то же время число уничижительных оценок эффективности науки со стороны чиновников растет не по дням, а по часам. Между тем значительного повышения качества конфликтологических исследований и, как следствие, качества прогнозов и управленческих рекомендаций можно ожидать лишь в случае усиления координирующих институтов, существенного укрепления фактологической базы, развития междисциплинарных связей и взаимодействия научных организаций и органов государственной власти как основного и наиболее заинтересованного заказчика по части прежде всего прикладных конфликтологических исследований и разработок. В целом спектр предлагаемых экспертами мер для повышения качества конфликтологических исследований в ЮФО обозначен ими при ответах на вопрос: (см. табл. 5).

Таблица 5 - «Что необходимо предпринять для повышения качества конфликтологических исследований в ЮФО?» 

Варианты  ответов % ответивших в
  2005 г. 2009 г.
1. Скоординировать исследования в регионе 40,0 28,1
2. Укрепить фактологическую базу 25,0 21,2
3.Подготовить кадры специалистов-конфликтологов 35,0 16,4
4. Принимать решения органов управления только на основе научной конфликтологической экспертизы 50,0 15,1
5. Перейти на междисциплинарный уровень исследований 36,7 11,0
6. Запустить в действие имеющиеся разработки 26,7 2,1
 
 

       Что касается современной оценки конфликтологической  ситуации на Юге России (уже без  сопоставлений с белее ранним периодом), то результаты экспертного опроса дают достаточно объемный материал для анализа.

Следует обратить внимание на два блока проблем: 1) собственно оценки остроты ситуации и факторов, влияющих на ее развитие и 2) каналы управленческого воздействия  на конфликтные ситуации и степень  их эффективности.

Оценка  степени остроты национальных проблем  в регионах ЮФО представлена в ответах на одноименный вопрос (см.табл. 6).

Таблица 6 - Какова, на Ваш взгляд, степень остроты национальных проблем в ЮФО? 

Варианты  ответов % ответов
1.Высокая 25,7
2.Скорее  высокая 49,5
3.Скорее  низкая 19,8
4.Низкая 3,0
5.Затрудняюсь  ответить 2,0
 

       В существенной мере ответы на этот вопрос коррелируют с позициями, приведенными нами в табл. 1. Прежде всего это  обнаруживается при сопоставлении  «пессимистических» и «оптимистических» ответов. Их баланс 3,5:1 в пользу «пессимистов», т.е. оценивающих конфликтологический фон как высокий. Правда, большая часть «пессимистов» обозначила его как умеренно высокий.

Любопытен и приводимый расклад факторов, которые, по мнению экспертов, в наибольшей мере способствуют обострению межнациональных отношений (см. табл. 7). 

Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос: «Кто, по Вашему мнению,

в наибольшей степени заинтересован в обострении межнациональных отношений на Северном Кавказе?» 

Варианты  ответов % ответов
1. Экстремистские политические партии и движения 20,2
2. Экстремистские религиозные движения 17,7
3. Амбициозные политические деятели 16,1
4. Иностранные государства 16,1
5. Коррумпированные чиновники 11,5
6. Власть 7,0
7.Криминалитет 5,4
8. Олигархи 4,1
 

       Обращает  на себя внимание весьма высокий удельный вес внутриполитических акторов (свыше  половины ответов), который обозначен  в оценках экспертов. В то же время  в числе наименее выделяемых в  настоящее время фигурирует сама государственная власть (7 %), олигархи (4,1 %), криминалитет (5,4 %), которые находились «на подозрении» в предшествующие периоды, как нуждавшиеся в атмосфере раздоров («разделяй и властвуй») и так называемой «мутной воды» (олигархи, криминалитет) -неупорядоченных отношений в обществе и между властью и обществом, весьма способствовавших быстрому обогащению, переделу собственности и возникновению большего числа «стрелочников» - субъектов и ситуаций, на которые можно все списать. Ныне, достаточно укрепившаяся власть и бизнес нуждаются все более в стабильной социально-политической обстановке и имеют большие возможности для ее достижения.

За прошедший  с начала 2000-х гг. срок, когда шел  процесс укрепления властной вертикали  и значительно укрепились возможности стабилизационного воздействия на конфликтогенные ситуации, сформировался слой руководителей, которые прежде всего приобрели навыки и опыт социальной стабилизации. Это не преминули отметить эксперты (см. табл. 8).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Таблица 8 - Распределение ответов на вопрос: «Какие достоинства

и позитивные характеристики проявляются в работе современных

региональных  административно-политических элит?» 

Варианты  ответов % ответов
1.Умение  разрешать конфликты, стабилизировать обстановку 23,5
2.Решение  социальных проблем в регионе 18,1
3.Забота  о развитии национальной культуры  и образования 15,4
4.Патронирование  развития предпринимательства 14.1
5.Координация  действий различных групп населения 9,4
6.Умение лоббировать интересы населения региона 7,4
 

       В то же время эксперты выставили весьма невысокие оценки опыту и умению решать более глубинные социальные и политические проблемы, а именно те, при решении которых и приобретается статус подлинной элиты регионального и общенационального уровня. Пожалуй, с точки зрения экспертов, к этому статусу начинают приближаться Президент РФ совместно со своими административными структурами, ряд руководителей субъектов РФ, ФСБ, прокуратура. О чем и свидетельствуют экспертные оценки (см. табл. 9). 

Таблица 9 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, какие из

 нижеперечисленных  государственных органов, организаций

и должностных  лиц наиболее эффективно могут влиять

на стабилизацию социально-экономической и политической

ситуации  в ЮФО?» 

Варианты  ответов % ответов
1.Президент  РФ 24,1
2.Руководители  субъектов РФ 15,2
3.ФСБ 8,1
4.Полномочный  представитель Президента РФ  в ЮФО 7,5
5.Прокуратура 6,0
6.СМИ 5,8
7.Органы  местного самоуправления 5,5
 

       Остальные инстанции упоминаются экспертами в менее 5  % случаев, что может быть отнесено к малозначимым и малозаметным факторам. Но дело не только в самих по себе инстанциях и организациях. Сейчас вопрос стоит о более эффективном межуровневом и межведомственном взаимодействии.

Об   этом свидетельствуют ответы экспертов (см. табл. 10).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Таблица 10 - Распределение ответов на вопрос: «Насколько эффективно взаимодействуют федеральные, региональные и местные органы власти в ЮФО в разрешении конфликтов?» 
 

Варианты  ответов % ответов
1. Вполне эффективно 2,9
2. Эффективно 3,9
3. Отчасти эффективно 53,9
4. Не эффективно 36,3
5. Затрудняюсь ответить 3,0
 

       Из  табл. 10 видно, что лишь небольшая часть (менее 7 %) считает взаимодействие властей в разрешении конфликтов достаточно эффективным, в то же время большая часть расценивает его как неэффективное. Иными словами ныне данная проблема выдвигается на первый план. И, думается, речь идет не столько о координации усилий властей разного уровня по административной линии, сколько о своевременном и достаточном уровне передаваемых ресурсов, полномочий, поддержки для реализации значимых государственных решений в области стабилизации межэтнических отношений и отношений между отдельными субъектами РФ Юга России, а также и между муниципальными регионами.

Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что  экспертный анализ и оценка ряда текущих  и фундаментальных социально-политических проблем выступает в качестве важного аналитического и прогнозного инструментария для принятия политических решений и оценки действенности их выполнения [22,23]. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Суть  урегулирования межнациональных конфликтов  на Северном Кавказе  заключается  в рассмотрении предшествующих ошибок возникновения конфликтов.

В силу известных традиций политической культуры в России до настоящего времени:

      ·    сохраняется авторитарный тип федеральности при сохранении некоторых элементов парламентского вида; ( Дагестан, Ставропольский край)

      ·     отсутствует стратегическая ориентация на предупреждение и урегулирование межнациональных противоречий и конфликтов на основе перспективного формирования экономических, правовых, политических и социально-психологических условий, обеспечивающих интеграционное развитие этих процессов; (Все субъекты Северного Кавказа)

Информация о работе Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе