«Органическая» теория Ф. Ратцеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:13, реферат

Описание

Большую роль в их формировании сыграли взгляды Ф. Ратцеля. Концепцию Ф.Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства. Государство же, в свою очередь, рассматривалось им как живой организм, укорененный в почву деятельностью людей, заинтересованных в защите от внешнего мира.
Каждое государство и народ имеют свой "пространственный смысл" и свою "пространственную энергию", которые предопределяют их судьбу. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат его слабеющего пространственной энергии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Жизнь Ф. Ратцеля………………………………………………………………………………..4
Политическая география Ф. Ратцеля…………………………………………………………...5
Взгляды Ф. Ратцеля о пространстве……………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: ««Органическая» теория Ф. Ратцеля »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Жизнь Ф. Ратцеля………………………………………………………………………………..4

Политическая география Ф. Ратцеля…………………………………………………………...5

Взгляды Ф. Ратцеля о пространстве……………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Немецкий  ученый-геополитик Отто Мауль подлинным  отцом геополитики считал своего соотечественника Фридриха Ратцеля. «Без Ратцеля, — писал он, — развитие геополитики было бы немыслимо, поэтому Челлен, например, или кто-либо другой не может быть назван, как это иногда случается по невежеству, отцом геополитики. Им является Ратцель»1.

Специальностью  Фридриха Ратцеля (Friedrich Ratzel, 1844-1904) была не география, а фармацевтика и зоология. Сегодня термин «геополитика» используется каждый раз, когда объясняют - вернее пытаются объяснить - необъяснимое: геополитическим становится любой запутанный вопрос, выходящий за рамки рационального и затрагивающий глобальные интересы, т.е. такие, которые не поддаются точному определению.

Согласно  самому простому определению, геополитика  изучает отношения между пространством (во всех смыслах этого слова) и политикой: какое влияние оказывает пространственный фактор на политику и поведение политических деятелей? И как используется сам пространственный фактор политическими деятелями?

Геополитика является порождением чистого разума, но как всякая наука она возникла отнюдь не случайно. Ее формирование в конце XIX и в начале XX века неразрывно связано с развитием восприятия географии в обществе. В это время сложилось первое современное геополитическое течение в странах, занимавших господствующее положение на морях (США, Англия). Формирование немецкой геополитики связано в значительной степени с реакцией континентальной державы на геополитику морских держав.

Большую роль в их формировании сыграли взгляды Ф. Ратцеля. Концепцию Ф.Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства. Государство же, в свою очередь, рассматривалось им как живой организм, укорененный в почву деятельностью людей, заинтересованных в защите от внешнего мира. 
Каждое государство и народ имеют свой "пространственный смысл" и свою "пространственную энергию", которые предопределяют их судьбу. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат его слабеющего пространственной энергии. 
 Таким образом, Ратцель от описательского пассивного характера географического пространства перешел к геополитическому аспекту роли пространства. Эти идеи были подхвачены его учениками, как в Германии, так и за ее пределами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь Ф. Ратцеля

Немецкий географ, этнограф, социолог, но, прежде всего, родоначальник геополитики, Фридрих Ратцель родился 30 августа 1844 года в Карлсруэ в семье придворного камердинера великого герцога Баденского. Богатая библиотека герцога послужила мощным подспорьем для духовного развития юного Фридриха. Ратцель учился в высшей технической школе Карлсруэ и в университетах Галле, Иены и Берлина, где поначалу изучал фармацевтику, но потом увлекся естественными науками (преимущественно зоологией). В конце 1860-х и первой половине 1870-х, после защиты диссертации по зоологии в 1868 году, совершил продолжительные путешествия во Францию, в Италию, в США, в Мексику и на Кубу в качестве научного корреспондента немецкой газеты «Kolnische Zeitung», что и пробудило в нем глубокий интерес к географии и этнографии. Написанные им статьи географической и страноведческой тематики были изданы в виде сборников «Путешествия натуралиста» (1873-74), «Города и культурные картинки Северной Америки» (1876) и др. С июля 1870 по март 1871 года находился на военной службе в прусской армии, записавшись добровольцем в рядовые 5 Баденского пехотного полка. Принимал участие в боевых действиях во время франко-прусской войны, был ранен и получил за храбрость Железный крест 2 степени; война оказала на Ратцеля тяжелое впечатление и ему нужно было время, чтобы прийти в себя после нее. 1875 год стал важнейшей вехой в биографии Ратцеля - научный корреспондент превратился в ученого и университетского преподавателя: в декабре этого года он прочел пробную лекцию в Высшей технической школе Мюнхена, а в 1876, представив габилитационную работу «Китайская эмиграция. К культурной и торговой географии», был избран экстраординарным профессором, а в 1880 - и ординарным профессором кафедры географии. В 1886 занял профессорскую кафедру в Лейпцигском университете. Здесь он снискал себе не только известность автора популярных и высоко ценимых научной общественностью трудов, но и завоевал славу умелого и популярного лектора; несмотря на тихий голос, его лекции, благодаря насыщенности мыслями, обладали большой притягательной для аудитории силой: если в первые годы в Лейпцигском университете его слушали 40-70 студентов, то в 1900 — более 300. Преподавательскую карьеру Ратцеля оборвала смерть, настигшая его 9 августа 1904 года.

В числе основных научных  трудов Ратцеля следует назвать следующие произведения: «Антропогеография» (2 тт., 1882, 91), «Народоведение» (3 тт., 1885-88), «Политическая география» (1897), «Германия. Введение в изучение родины» (1898), «Земля и жизнь» (2 тт., 1901, 02). Ратцель как автор отличался большим трудолюбием и работоспособностью: из-под его пера вышло 25 книг и 518 статей2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая география  Ф. Ратцеля

 

Мировоззрением и методологией Ф. Ратцеля были идеи эволюционизма и дарвинизма. В системе взглядов немецкого ученого — «отца» геополитики видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа, государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государства.

Это влияние О. Конта просматривается  в работах Ратцеля «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение», «Народоведение» и в фундаментальной книге «Политическая география». Уже в работе «Земля и жизнь»3 он рассматривает землю как единое целое: твердая, жидкая и газообразная части земли, равно как жизнь, развивающаяся в них,— одно целое, элементы которого связаны между собой исторически и находятся в непрерывном взаимодействии. Все это, как пишет Ф. Ратцель, «мы и называем органическим пониманием земли». Водные и воздушные бассейны он считал двумя морями, где твердая часть земли являлась дном этих двух морей. Первый шаг людей к морю ученый определяет как «начало всемирной истории человечества». Народоведение несовершенно, если оно знает только земледельцев и скотоводов, кочевников и охотников. Морские народы, по мнению Ратцеля, образуют оригинальную группу: их распространение, жилища, деятельность совершенно своеобразны. Морские народы распространяются скачками с острова на остров, с одной береговой полосы на другую.

Такая морская кочевая  жизнь, полагает Ратцель, обусловлена  избытком населения, повторяющимся  через несколько поколений, что-то сходное с природой моря лежит  в истории этих народов. Он утверждает, что история Египта или Китая, где отсутствует морская кочевая жизнь, однообразна, ее ходу не хватает живого обмена противоречий, и она рано приходит в застой. Отсюда он делает вывод: в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне границ культуры, враждебны ей.

Настоящей мировой державой, по его мнению, была та держава, которая  владела морем: Рим, Испания, Англия.

Ратцель также обстоятельно анализирует значение климата в  жизни народов, особо останавливаясь на факторах воздействия климата на человека: влияние теплоты, давления и влажности воздуха на тело и психику человека, влияние света, климата на внешний образ жизни человека. Он также исследует образ жизни человека в течение одних суток и годового цикла времени и при этом отмечает троякого рода влияние климата4.

1. Происходят непосредственные изменения в физической и душевной жизни человека под влиянием света, тепла, холода, сырости, сухости, давления воздуха и ветров, влажный воздух тропиков действует усыпляющим образом, тогда как сухость австралийского воздуха возбуждает нервную систему. Отсюда различия характеров провансальца, живущего в климате Средиземного моря, и бретонца или нормандца, страна которого обладает климатом южной Англии. Те же отличии видны в характере жителей Северной Америки или Техаса, новой Англии и Канады или Калифорнии.

2. Климат воздействует на переселение народов. Континентальный климат степей приводит к кочевому образу жизни: кочевники переходят границы своих земель, наводняют другие страны, где под влиянием сырого климата обращаются в земледельцев.

3. От климата зависят произрастание растительности и распределение животных, а следовательно, образ жизни человека. В Исландии невозможно развитие земледелия, и население занимается овцеводством и рыболовством. В тех же южных штатах Северной Америки, где произрастают табак и хлопок, появились рабы-негры и образовался своеобразный социальный слой.

Однако автор делает исключение из этого правила, отмечая, что народы не на всякой ступени  развития одинаково подчиняются влиянию климата. Но при работе и переселении на новые места, особенно в тропиках, климатические воздействия сказываются всего сильнее. По мере развития культуры противодействие этому влиянию увеличивается, так что для недоразвившегося народа климат является главнейшим условием его дальнейшего существования.

Температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют здоровью и культуре, обмену веществ, развитию ума, а тропический климат действует так удручающе и усыпляюще исключительно благодаря малым колебаниям температуры. Давление воздуха также оказывает влияние на тело и психику человека:

«На высотах более разреженный  воздух отнимает меньше тепла у организма, а последний получает от солнца и небесного свода гораздо больше лучей, чем в низинах, так как поглощение лучей влагой здесь меньше, благодаря сухости воздуха на высотах умеренных поясов нет многих заразных болезней, а на тропических высотах нет ни малярий, ни других болезней, свойственных влажным и сырым низменностям»5.

Главной задачей своего труда «Народоведение» Ратцель считает географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и тропическое разъяснение (рассмотрение развития). В своей фундаментальной работе он формулирует и продвигает тезис о том, что распространение человеческих рас, форм брака, развитие общественного труда связаны во многом с природно-климатическими условиями. Однако он подчеркивает родовой признак людей, единство человеческого рода. Это, по его мнению, «есть теллурический, или планетный, признак»6.

Человек — гражданин  земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с  почвой, он — одно из самых подвижных. Отдельные движения сплетаются между собою и из них выходит великое движение, субстратом которого является все человечество. Таким образом, мы получаем право говорить о единстве человеческого рода, если под единством мы будем подразумевать общность естественной почвы, создаваемую природой.

В качестве доказательства влияния почвы, географической среды на виды деятельности человека Ратцель приводит данные статистики о плотности населения развитых регионов планеты: Африки, Северной Америки, Азии, Океании и т.д. Численность людей, по его мнению, тесно связана с почвой, оказывающей значительное влияние на их внутреннее развитие, распространение и взаимные отношения:

«Развитие нынешних состояний  человечества зависит в гораздо  высшей мере, чем обыкновенно полагают, от увеличившейся численности населения. Организация народов внеевропейского культурного круга не допускает плотного народонаселения. Небольшие общины, обрабатывающие клочки земли, отделены друг от друга обширными пустыми пространствами... Они значительно ограничивают сношения между людьми и делают невозможными большие скопления людей»7.

Другим фактором, влияющим на образ жизни населения, по мнению Ратцеля, является культура, в частности культура землевладения, садоводства. Где выше уровень культуры земледелия, там гуще население. Он пишет:

«...чем ближе люди соприкасаются  между собою, тем ближе они  принимают участие друг в друге, тем менее погибает культурных приобретений, тем выше поднимается соревнование в проявлении силы. Умножение и укрепление численности народа находится в самой тесной связи с развитием культуры:... в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы»8.

Этот тезис подтверждается ссылкой на плотность населения  Китая и Индии (кочевых народов Монголии и Тибета, восточных тюркских народов), где проживает менее 1/60 ч от общего числа китайцев и индийцев.

Ратцель делает вывод о  том, что редкое население уже  само в себе заключает повод к  упадку: его небольшая численность  легче подвергается ослаблению и  исчезновению. Быстрый расход жизненных сил является признаком всех народов более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их хозяйство, узка и неполна: воздержанность часто граничит с бедностью, нужда является частым гостем и отсутствуют все меры предосторожности, которыми врачебное искусство окружает нашу жизнь. В борьбе с торжествующими силами природы арктических стран и степных областей Южного полушария упадок, замечаемый на границе эйкумены, может доходить до полного истощения, даже до уничтожения целого народа.

Информация о работе «Органическая» теория Ф. Ратцеля