Институт президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 00:04, контрольная работа

Описание

Само понятие «президент» определяется как выборный глава государства. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления.

Содержание

Введение 3
1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах 4
2. Институт Президента Российской Федерации
2.1. Президент Российской Федерации как глава государства 6
2.2. Порядок избрания президента Российской Федерации. Условия для избрания президентом Российской Федерации 6
2.3. Полномочия президента Российской Федерации 7
2.4. Администрация президента Российской Федерации, ее роль в обеспечении деятельности президента Российской Федерации. Государственный совет Российской Федерации 8
2.5. Прекращение полномочий президента Российской Федерации и гарантии президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий
3. Тесты 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

взфи институт президента рф.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах                                                                                                         4

2. Институт Президента Российской Федерации

2.1. Президент Российской Федерации как глава государства                           6

2.2. Порядок избрания президента Российской Федерации. Условия для избрания президентом Российской Федерации                                                    6

2.3. Полномочия президента Российской Федерации                                          7

2.4. Администрация президента Российской Федерации, ее роль в обеспечении деятельности президента Российской Федерации. Государственный совет Российской Федерации                                                  8                                        

2.5. Прекращение полномочий президента Российской Федерации и гарантии президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий                                                                                                              9

3. Тесты                                                                                                                   11

Заключение                                                                                                             12

Список использованной литературы                                                                   13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Систему органов власти в Российской Федерации возглавляет Президент. В переводе с латинского «president» означает «сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий» [9, с.183].

     Само  понятие  «президент» определяется как  выборный глава государства. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по  отношению к понятию «президент» и  общим  для глав государств как  с  республиканской,  так  и с монархической  формой  правления.  Видовыми признаками  понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий.  Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства»  (Беларусь,  Россия),  «глава  исполнительной  власти» (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия  с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ).

     Институт президентской власти возник в СССР в 1990 г, правда, просуществовал всего лишь год. В России он был введен референдумом 17 марта 1991 г. Первым Президентом России на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 г. стал Б.Н. Ельцин, переизбиравшийся на второй срок в 1996 г., но в этом же году он ушел в отставку до окончания конституционного срока.

     По Конституции РФ Президент является главой государства. В этом качестве он осуществляет следующие функции: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; представляет Россию внутри страны и на международной арене. 
 
 

1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах 

       В юридических  науках понятие «президент»  проецируется на  понятие «институт    президента»,    который    определяется    как     «совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование  и функционирование  президентской  власти» [11, c. 32].  В  политической   науке   институт президентства   должен  рассматриваться в   первую  очередь как властный институт,  то есть как совокупность властных полномочий  Президента в сфере государственного  управления,  которые в равной  степени зависят как  от конституционных  норм, регулирующих функционирование  президентской  власти, так   и  от  политической  деятельности   Президента,  являясь  своеобразным «прочтением» Конституции главой государства. Понятие  «президент» определяется  как  выборный глава государства, видовыми признаками которого являются выборность и срочность полномочий. Весьма некорректным является смешивание понятий «форма правления»  и «система  правления»,  поскольку первое  понятие определяет  выборные  или наследственные начала формирования высшей государственной власти, а второе - тип  соотношения  полномочий и взаимоотношений между высшими исполнительными или  законодательными  органами.  В своей  совокупности эти  взаимоотношения характеризуют ту или иную систему правления - президентскую, парламентарную, полупрезидентскую.

       Возникновение института президентства в мире было связано с  поиском США    нового    способа    организации   высшей   государственной   власти. Впервые вопрос о  введении поста Президента  обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке  новой Конституции США. До этого существовал монархический способ организации верховной власти в государстве.  «Мыслившийся первоначально как глава исполнительной власти Президент США заменил в  сознании граждан монарха  и  стал осуществлять  функции главы государства. Современное  представление о Президенте как раз  и основывается на отождествлении его с главой государства» [11, c.64].

       Институт  президентства, возникнув  как отрицание монархии,  утвердил республиканскую  форму  правления.  Ее  характерные  черты  -  выборность  и срочность полномочий главы государства. Эффективность  функционирования президентства в  США  способствовала распространению этого института в мире. Обращение к институту  президентства происходило   в   основном  после  приобретения  страной  независимости  или установления   республики.   Однако   в  силу   общественно-исторических   и национальных  особенностей  отдельных  стран  и  регионов  в  мире  возникли различные  модели  президентства:   североамериканская,  латиноамериканская, европейская, афро-азиатская, восточноевропейская. Укрепление   принципа коллективизма   в   осуществлении   высшей государственной власти в  странах тоталитарного социализма привело к  отказу от   единоличной  президентуры   (Президент)   и   созданию   коллегиальной (коллегиальный орган) и смешанной  (Президент и коллегиальный орган) форм президентуры. Несмотря на порой негативный опыт функционирования президентства в ряде стран,  этот институт  является  неотъемлемым  элементом политической системы общества  в большинстве стран мира, имеющих республиканскую форму правления,  поскольку необходимость существования института президентства вытекает  в первую  очередь из  потребности  осуществления  функций  главы государства. «Сегодня  президентство - неотъемлемый  элемент политической системы общества. 143 страны, из них 140 - члены ООН,  имеют в своем государственном устройстве институт президентства, что отражает масштабность распространения этого института в современном мире» [11, c.65]. В то же время важно отметить, что в этих странах президенты имеют различный статус и объем полномочий.  

2. Институт Президента Российской Федерации

     2.1. Президент Российской Федерации как глава государства 

     Глава государства играет особую роль в механизме государства. Согласно статье 80 Конституции РФ, он является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации; определяет направления внутренней и внешней политики; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для этого он наделяется полномочиями (ст. 83, 84 Конституции РФ), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти.

     Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что «до отрешения от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля» [7, с.250]. В статус Президента РФ входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента РФ как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его нахождения в них.

     Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный текст [3].  

     2.2. Порядок избрания президента Российской Федерации. Условия для избрания президентом Российской Федерации  

     Условия и порядок выборов Президента РФ определяются Конституцией РФ (ст. 81, 82), а также Федеральными законами: от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ» [11, с.209]. В соответствии с указанными актами Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Согласно Конституции, одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Срок, на который избирается Президент РФ, - 4 года (ч. 1 ст. 81).

     Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты избирателями и политической партией. В поддержку выдвижения должно быть собрано не менее 2 млн подписей избирателей, не более 50 тыс. в одном субъекте РФ. Регистрация собравших подписи кандидатов осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ. Подготовка и проведение выборов Президента РФ финансируются за счет федерального бюджета под общим руководством Центральной избирательной комиссии РФ. Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе, по общефедеральному избирательному округу в два тура. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство (50% + 1) голосов избирателей, во второй тур (повторное голосование, назначаемое Центральной избирательной комиссией РФ через 3 недели) выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей, для победы во втором туре необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины зарегистрированных избирателей. 

     2.3. Полномочия президента Российской Федерации 

     Полномочия  Президента - это «совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента, объем и характер которых обусловлен его статусом, местом и ролью в системе разделения властей» [11, с.214]. «Полномочия Президента РФ, вытекающие из различных конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит достаточно четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента РФ в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса» [7, с.252-253].

     Таким образом, по своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы: 1) имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно  Президенту как главе государства, и 2) полномочия, для осуществления  которых Президент в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими органами государственной власти. К первым относятся, к примеру, прерогативы Президента в законодательном процессе. Это исключительные права главы государства использовать конституционно-правовые средства в законодательной деятельности. К числу таких прерогатив Конституцией РФ отнесены: право законодательной инициативы, в том числе право Президента РФ вносить в Государственную Думу «срочные» законопроекты; право Президента вносить поправки в обсуждаемые Государственной Думой законопроекты; право Президента через своих полномочных представителей в палатах Федерального Собрания оказывать влияние на ход обсуждения законопроекта; право негативного контроля или право вето; полномочия, связанные с подписанием принятых федеральных законов и их обнародованием [11, с.214].  

     2.4. Администрация президента Российской Федерации, ее роль в обеспечении деятельности президента Российской Федерации. Государственный совет Российской Федерации  

     В соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Администрация Президента РФ формируется Президентом РФ, является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ.

     Администрацию Президента РФ возглавляет руководитель Администрации Президента РФ. Помимо него в состав Администрации Президента РФ входят заместители руководителя Администрации Президента РФ, помощники, советники и референты Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ. «В состав Администрации Президента РФ входит полномочный представитель Президента в Федеральном округе, который является должностным лицом, представляющем Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа» [10, с. 56]. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в федеральном округе [5].

Информация о работе Институт президента