Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:49, реферат

Описание

Стандартизация превращается, прежде всего, в эффективный способ решения крупных социальных проблем: обеспечение безопасности человека, оптимальных условий его обитания, удовлетворения его потребности в продукции и услугах высокого качества

Содержание

Введение………………………………………………………....3-4
1. Стандартизация и нормирование в области
охраны окружающей природной среды…………………...5-12
2. Основные принципы охраны окружающей среды……...13-15
Заключение………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Стандартизация (экология).docx

— 33.79 Кб (Скачать документ)

                                     Содержание:

    Введение………………………………………………………....3-4

  1. Стандартизация  и нормирование в области

    охраны  окружающей природной  среды…………………...5-12

  1. Основные принципы охраны окружающей среды……...13-15

    Заключение………………………………………………………16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

     С момента своего появления на Земле  человек постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с  неблагоприятными условиями природы, со стихийными факторами, с непредсказуемостью даже ближайшего будущего.

     К факторам внешней среды, оказывающим  влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая  физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент; физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и  их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и  пейзажных условий и ритма  природных явлений и др.

     Окружающая  среда с ее физическими, химическими, климатическими, биологическими и другими  параметрами, с точки зрения эволюции биологических видов, относительно консервативна. Ее постепенные (в масштабе жизни поколений животных организмов) изменения вызывали соответствующие  адаптационные перестройки животных видов, способствуя самой эволюции. То есть последняя сама по себе означала трансформацию биологических видов  в соответствии с изменениями  окружающей среды. Однако положение  во все большей степени стало  меняться с момента появления  на Земле человека, который не сам  стал приспосабливаться к природе, а начал все активнее преобразовывать  природу «под себя». Этот процесс  носил целенаправленный характер в  виде создания новых водохранилищ, поворотов рек вспять, высаживания  новых лесных посадок, внесения в  почву искусственно созданных веществ  и т.д. При этом помимо непосредственно  ожидаемых эффектов возникали и  опосредованные вредные последствия: истощение природных ресурсов, выброс в атмосферу, в землю и воду все большего объема отходов производства, создание искусственных источников радиоактивности, разрушение озонового  слоя. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что природа — это ресурс, который истощается, но не восстанавливается.

     Не  вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических  программ, в повышении культуры и  валеологической грамотности населения  и, прежде всего, руководителей ведомств и производства, в воспитании у  человека чувства ответственности  за свое здоровье и за здоровье других людей, за ближайшие и отдаленные последствия нерационального использования  природных ресурсов для живущих  и последующих поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Стандартизация  и нормирование в  области охраны  окружающей природной  среды

     Рыночные  отношения, расширение международной  торговли, проблемы экологической безопасности и более жесткая экономия всех видов ресурсов неизбежно привели  к возрастанию роли стандартизации, сертификации и повышению качества продукции и услуг, эффективности  производства и потребления. Стандартизация в области экологии начинает играть заметную роль не только в деятельности национальных и международных организаций  по стандартизации. Все чаще стандарты  рассматриваются как необходимое  средство регулирования отношений  в сфере охраны природы и использования  ресурсов.

     Стандарты — это средство управления качеством  окружающей среды.  Наука и практика в области стандартизации, сертификации, управлении качеством продукции, аккумулируя  передовой опыт стран с развитой рыночной экономикой, выработала оптимальные  методы, приемы, направления развития в этих областях деятельности, оформленные  в виде нормативных документов (стандартов). Использование стандартов является неотъемлемым фактором развития производства, взаимопонимания людей, обеспечения  коллективной и индивидуальной безопасности на производстве и в быту, рационального  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, эффективным  способом решения крупных социальных проблем.

     Стандартизация  превращается, прежде всего, в эффективный  способ решения крупных социальных проблем: обеспечение безопасности человека, оптимальных условий его  обитания, удовлетворения его потребности  в продукции и услугах высокого качества. Одними из важнейших проблем  современности является рациональное использование ресурсов полезных ископаемых и мирового океана, охрана окружающей среды, освоение космоса, радио, телевизионной  и транспортной связи. Организационно-технической основой решения этих проблем все чаще выступает стандартизация. Именно стандартизация, аккумулируя последние достижения науки и техники, позволяет находить наиболее прогрессивные и оптимальные решения. Вместе с тем органически объясняя фундаментальные и прикладные науки, она способствует внедрению научно-технических достижений в практическую деятельность, тем самым служит человеку и всему человечеству.

     Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в Европейском Союзе (далее ЕС) принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной политики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов. Директивы по генеральной политике ЕС направлены на методы оценки стоимости контроля за загрязнением в промышленности; оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду; создание Европейского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др. Директивы в отношении воды охватывают проблемы защиты рек, морей и других водоемов; вопросы качества питьевой воды; сброса в водоемы отходов некоторых опасных веществ; качества пресной воды, нуждающейся в охране в целях поддержания жизни рыб и разведения ракообразных, и др. Директивы по защите воздуха и промышленным рискам устанавливают ограничения применения некоторых опасных веществ и препаратов; перечень веществ, подпадающих под директиву "О классификации, упаковке и маркировке опасных веществ"; обязательные требования к экспорту и импорту опасных химикатов; нормы по содержанию в воздухе некоторых конкретных веществ (асбеста, двуокиси азота, свинца, двуокиси серы и др.). Директивы, относящиеся к проблемам отходов, определяют требования по очистке сточных вод в городских условиях; по защите воздушной среды от загрязнений, выделяемых установками для сжигания мусора; по надзору и контролю за перевозкой опасных отходов; по удалению отработанного масла и другие нормы по конкретным объектам. В то же время создана и общая Стратегия ЕС по ликвидации отходов. Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, создаваемого различным оборудованием, промышленными установками, бытовыми приборами, а также самолетами, автомобилями, мотоциклами.

     В ЕС введена экомаркировка специальным  знаком (см. рис. 1) в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.

      Рис.1. Знак экомаркировки  ЕС.

     Для получения права использовать экознак  изготовитель должен представить продукт  для оценки его экологичности, чем  обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соискатель может заключить  контракт по каждому виду продукции  отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению  товара на рынок, положительно влияя  на конкурентные позиции продавца (изготовителя). 

Приведенная далеко не полная информация только по одному региону Земли иллюстрирует масштаб  уже давно назревшей проблемы, в решении которой не последняя  роль отводится стандартизации.

     Один  из важных аспектов экологической стандартизации — утилизация отходов производства и потребления. Специалисты подсчитали, что человечество за всю историю своего существования сумело довести использование по назначению исходного сырья в лучшем случае до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% — другие отходы. В России более миллиона гектаров земли занято под 70 млрд. τ отходов, которые накопились к настоящему времени. Если учесть ежегодное увеличение токсичных отходов примерно на 50 млн. т, а также ожидаемый привоз на территорию РФ отходов из ЕС в счет погашения кредитов, то картина получается достаточно мрачной.

     Национальные  стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают  на базе действующих законов. В России проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих  законах:

•    "Об охране окружающей и природной среды";

•    "Об экологической экспертизе";

•    "О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

•    "О  недрах";

•    "О  плате за землю";

•    "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности";

•    "О  защите прав потребителя";

•    "О  стандартизации";

•    "О  сертификации продукции и услуг";

•    "Об инвестиционной деятельности";

•    "О  конверсии оборонной промышленности";

•    "Об обороне".

     Размах  работ в мире по решению проблемы утилизации отходов привел к появлению "второй геологии", поскольку часть  отходов считается ресурсосодержащими. Мировой опыт по утилизации отходов  включает рециклинг (10-20%), складирование  на полигонах (до 80%) и уничтожение. Среди  множества задач, стоящих в этой области, разработка стандартов для  обеспечения нормативной базы стратегических программ утилизации отходов, находится  далеко не на последнем месте. В зарубежных странах созданы комплексы стандартов, устанавливающих нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии.

     В промышленно развитых странах существуют государственные программы, основанные на директивах (т.е. законах прямого  действия), национальных стандартах, содержащих жесткие нормы по классификации  отходов (особенно категории опасных); стандартах по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам  переработки отходов. Законодательные  положения устанавливают и юридическую  ответственность производителя  отходов за безопасность работы с  ними.

     Утилизация  отходов производства — заключительная составляющая петли качества в управлении качеством на предприятии. Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии жизненного цикла продукции. Например, в США в соответствии с действующим законодательством каждый изготовитель обязан пройти экологическую экспертизу по выявлению природы тех отходов, которые будут образовываться при производстве нового товара. Если предполагаются опасные отходы (а это устанавливается стандартами и законами прямого действия), то изготовитель продукта регистрируется в Агентстве по защите окружающей среды. Образующиеся производственные отходы далее будут отслеживаться и контролироваться для выявления их фактического соответствия требованиям стандартов не только по составу, но и по пригодности для транспортировки и переработки.

     В бывшем СССР по существу не было создано  нормативной базы по утилизации отходов, хотя наиболее интенсивно эти вопросы  стали обсуждаться Госснабом  с 1975 г. В России работы по стандартизации отходов активизировались к началу 90-х годов. Разработан проект закона о твердых отходах производства и потребления. Но, поскольку законов прямого действия в этой области пока не существует, главную роль должно выполнить техническое законодательство, т.е. стандарты и другие нормативные документы. Стандартизацией занимается технический комитет "Вторичные материальные ресурсы", который подготовил концепцию управления отходами и проекты основополагающих государственных стандартов на отходы производства и потребления. Наиболее актуальным результатом можно считать гармонизацию подготовленных проектов с директивой ЕС, определяющей организацию системы информации об опасных веществах. Кроме того, Госстандарт России принял ГОСТ Ρ 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала)", который стал основой Постановления Правительства РФ по паспортизации техногенных отходов, что обяжет руководителей предприятий нести ответственность за достоверность информации об отходах, в частности, об их опасности, содержании ресурсных компонентов и т.д.

Информация о работе Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей природной среды