Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:17, контрольная работа

Описание

Атмосферный воздух - это смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. Воздух не имеет запаха, прозрачен, его плотность 1,2928 г/л, растворимость в воде 29,18 см/л, в жидком состоянии приобретает голубоватую окраску. Жизнь людей невозможна без воздуха, без воды и пищи, но если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то смерть от удушья наступает через 4 - 5 мин.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха………………………………………………………………………………..4
3.Заключение…………………………………………………………………10
4.Тест №1…………………………………………………………………….11
5.Список использованных источников……………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 39.56 Кб (Скачать документ)

       Содержание. 

     1.Введение……………………………………………………………………..3

     2.Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха………………………………………………………………………………..4

     3.Заключение…………………………………………………………………10

     4.Тест №1…………………………………………………………………….11

     5.Список использованных источников……………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Атмосферный воздух - это смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. Воздух не имеет запаха, прозрачен, его плотность 1,2928 г/л, растворимость в воде 29,18 см/л, в жидком состоянии приобретает голубоватую окраску. Жизнь людей невозможна без воздуха, без воды и пищи, но если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то смерть от удушья наступает через 4 - 5 мин.

       Примерно 10% загрязнителей попадают в атмосферу  вследствие таких природных процессов, как, например, вулканические извержения, которые сопровождаются выбросами  в атмосферу пепла, распыленных  кислот. Кроме того, основными источниками  серы в атмосфере служат брызги морской  воды и разлагающиеся растительные остатки. Также следует отметить лесные пожары и пыльные бури. Деревья  и кустарники выделяют много летучих  органических соединений (ЛОС). Присутствующие в воздухе микроорганизмы (пыльца, плесневые грибы, бактерии, вирусы) вызывают у многих людей приступы аллергии и инфекционные заболевания.

       Остальные 90% загрязнителей имеют антропогенное  происхождение. Основными их источниками  являются: сжигание ископаемого топлива  на электростанциях и в двигателях автомобилей; производственные процессы, не связанные с сжиганием топлива, но приводящие к запылению атмосферы, хранение твердых отходов; а также  разнообразные смешанные источники.

       Экономический ущерб от загрязнения атмосферы  складывается из затрат вследствие роста  заболеваемости, увеличения количества ремонтов основных фондов, уменьшения срока их службы (ускорение коррозии металла), снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, уменьшения продуктивности лесов  и так далее. Данный подход требует  большого количества первичной информации, но более точно определяет объем  экономического ущерба. На практике обычно пользуются методом укрупненной оценки экономического ущерба, который дает приблизительную оценку, но может быть ориентирован для решения общих задач.

       Во  ФГУП «НАМИ» для проведения оценок эффективности мероприятий, направленных на улучшение экологических показателей, разработана и используется методика «Оценки эколого-экономической эффективности  применения антитоксичных систем и  устройств», основанная на положениях «Временной методики определения предотвращенного экологического ущерба», утвержденной председателем Госкомэкологии 9 марта 1999 г. [1].

       Методика  НАМИ отличается простотой использования, однако учет ряда факторов в ней  производится косвенно, путем введения различных поправочных коэффициентов. Расчет относительной агрессивности  веществ производится на основе предельно  допустимых концентраций (ПДК), полученных для оценки воздействия на здоровье людей, то есть оценка воздействия на других реципиентов также косвенная. Поскольку в отечественной литературе [2-5] не удалось найти более точных и приемлемых для решения поставленных задач методик и подходов, то был проведен анализ зарубежных методик. Необходимо отметить, что за рубежом оценка экономического ущерба используется очень широко для принятия как технических, так и политических решений. Наиболее приемлемой для оценки ущерба от автотранспорта является методика, разработанная в рамках проекта «ExternE» [6]. Методика разрабатывалась для оценки воздействия на окружающую среду использования различных топлив (с учетом их полного жизненного цикла от добычи до сжигания и получения полезной работы), проводимой Европейской Комиссией. Методика «ExternE» также использовалась для расчета экономического ущерба от автотранспорта в различных европейских государствах (Германии, Франции, Италии и др.) [7, 8].

       Ниже  изложены основные принципы расчета  ущерба, применяемые в методике НАМИ и в методике «ExternE».

       В соответствии с методикой НАМИ оценка ущерба от выбросов загрязнений в  атмосферный воздух определяется по формуле, руб./год:

       У = yбfM,

       где y — нормативная константа, переводящая  условную оценку выбросов в денежную, руб./усл. т; б — показатель опасности  загрязнения атмосферы над различными территориями; f — поправка, учитывающая  характер рассеивания примесей в  атмосфере; M — приведенная к диоксиду серы масса годового выброса загрязнений  из источника, усл. т/год.

       Приведенный выброс вредных веществ M определяется по относительной агрессивности  индивидуальных веществ, полученной на основе значений ПДК этих веществ. Выбросы  всех вредных веществ в атмосферу  приводятся к диоксиду серы . Приведенная масса годового выброса загрязнений в атмосферу определяется по формуле [1]:

         ,

         где mi — масса годового выброса примеси i-го вида в атмосферу, т/год; Ai — показатель относительной агрессивности примеси i-го вида, усл.т/т; N — общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.

       Значение Ai определяется на основе показателя ai относительной опасности вещества, с учетом ряда поправок. Значения Ai рассчитываются по формуле:

       ,

       где аi — показатель относительной опасности  присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком; аi — поправка, учитывающая вероятность накопления исходных примесей или вторичных загрязнителей в компонентах окружающей среды и в цепях питания, а также поступления примеси в организм человека неингаляционным путем;- поправка, учитывающая действие на различных реципиентов, помимо человека, если проводится оценка токсического воздействия только на человека, принимается равной 1; — поправка на вероятность вторичного заброса примесей в атмосферу после их оседания на поверхностях (вводится для пылей); — поправка на вероятность образования при участии исходных примесей, выброшенных в атмосферу, других (вторичных) загрязнителей, более опасных, чем исходные (вводится для легких углеводородов).

       Показатель  аi и поправки ai ,, , безразмерны, показателю Аi при его вычислении присваивается размерность усл. т/т. Численное значение показателя ai определяется по формуле:

       ai = (ПДКатм • ПДКраб.зоны / ПДКi атм ПДКi раб.зоны )1/2 == 0.71 / (ПДКi атм ПДКi раб.зоны )1/2. 

       Значения  величин Ai для некоторых распространенных видов примесей приведены в табл. 1.

Вещество ПДКатм, мг/ ПДКраб  зоны, мг/   , усл. т/т
Оксид углерода 3 20 0,09 0,09
Диоксид серы 0,05 10 1 2,0
Оксиды  азота в перерасчете по массе  на 0,04 2 2,5 3,74
Сероводород 0,008 10 2,5 5,0
Аммиак 0,04 20 0,8 0,95
Летучие органические соединения (низкомолекулярные  углеводороды – пары жидких топлив и др.) 1,5 100 0,3 0,02
3,4-бенапирен 10-6 1,5х 5,7хЧ104 1,1хЧ105
Сажа  без примесей (пыль углерода без  учета примесей) 0,05 4 1,6 1,37
Неорганические  соединения свинца по Pb 0,003 0,01 410 2050
Твердые частицы, выбрасываемые транспортными  средствами с двигателями внутреннего  сгорания, работающими на неэтилированном бензине - - - 30
То  же на этилированном бензине - - - 50
То  же для дизельных, топливных и  иных установок, сжигающих мазуты и  газ - - - 20
 

       В качестве ПДКатм для данного вещества берется значение среднесуточного  ПДКсут., а при отсутствии последнего используется значение максимального  разового ПДКразов. или ориентировочно безопасного уровня воздействия (ОБУВ). Значения поправок ai , бi, yi, Bi на дополнительные факторы определяются в соответствии с рекомендациями методик [1,9].

       В основу методики «ExternE» положена оценка внешней стоимости. Внешняя стоимость  представляет собой экономический (денежный) эквивалент воздействия  на окружающую среду. Внешняя стоимость  может быть (частично или полностью) включена в стоимость товаров  и услуг в виде налогов, чтобы  государство имело возможность  с одной стороны стимулировать  выпуск более экологически чистой продукции, с другой — имело финансовые средства для борьбы с негативными экологическими последствиями.

       Общий принцип расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей среды  по методике «ExternE» заключается в  следующем.

       Определяются  концентрации вредных веществ в  приземном слое. Для этого используются модели рассеивания веществ в  атмосфере. Глобальное рассеивание  моделируется в масштабах Европейского Союза c учетом образования и рассеивания  вторичных загрязнителей (озон, кислотные  осадки, сульфаты и нитраты в виде частиц). Локальное рассеивание моделируется на расстоянии до 30…35 км от источника  выбросов.

       Оценивается вредное воздействие загрязняющих веществ на:

      • здоровье людей (приступы астмы, увеличение количества посещений

       больниц, уменьшение продолжительности жизни, повышение смертности, и т.п.);

       • растения (снижение урожайности ржи, овса, пшеницы, ячменя, сахарной свеклы, картофеля из-за загрязнения атмосферы  и воздействия вторичных загрязнителей);

       • материалы (коррозионное разрушение материалов, разрушение зданий и сооружений, выцветание и разрушение лакокрасочных покрытий, и т.п.);

       • изменение климата.

       Рассчитывается  экономический ущерб от загрязнения  атмосферы. Для каждого случая негативного  воздействия имеется, установленная  ранее, величина ущерба в денежном выражении. Общий ущерб представляет собой  сумму произведений количества случаев  негативного воздействия на ущерб  от каждого случая.

       Для оценки ущерба из-за изменения климата  в методике «ExternE» использовались результаты работ Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC) оценок и последующих уточнений  в пределах двух моделей: модель FUND IVM (Амстердам) и Open Framework (Оксфорд). Полученные значения ущерба находятся в диапазоне 3,8-139 Евро/т.

       Методика  «ExternE», как показывает ее краткий  обзор, более точно учитывает факторы, влияющие на размер ущерба от загрязнения окружающей среды, чем методика НАМИ. Однако проведение расчетов по методике «ExternE» требует значительно большего количества исходных данных и затрат времени на проведение оценки.

       Таким образом, целесообразно провести сопоставление  результатов расчетов с помощью  «ExternE» и методики НАМИ с целью  проверки достоверности отечественной  методики и определения путей  ее уточнения. Результаты сопоставления  двух методик для различных условий  приведены ниже.

       В качестве объекта для проведения расчетов выбран легковой автомобиль с бензиновым двигателем с выбросами  вредных веществ, соответствующими нормам Евро-3 [7,8]. Расчеты производилась для следующих типов веществ:

       • CO, NOx, частицы, ;

       • парниковых газов (C, CH4);

       • канцерогенов (бензол, 1,3 бутадиен);

       • вторичных загрязнителей (, сульфаты, нитраты).

       Результаты  расчетов для условий движения автомобиля в городе с населением около 100 тыс. человек приведены в табл. 3. 

       Таблица 3. Ущерб от загрязнителей, выбрасываемых  легковым автомобилем, удовлетворяющим  нормам Евро-3. 

Загрязняющие  вещества Ущерб, коп./км
Методика  «ExternE» Методика  НАМИ
СО 0,0005 0,302
СН 0,008 0,006
  0,064 0,096
Частицы 0,228 0,109
  1.258 0.818
Парниковые  газы 2,85  
Итого 4,41 1,33
Итого без учета парниковых газов 1,56 1,33

Информация о работе Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха