Экология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:38, реферат

Описание

Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное внимание человечества.
Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………..3
§1. История развития экологии………………………………………………..5
§2. Развитие биологических наук………………………………………….….9
§3. Структура современной экологии……………………………………….10
§4. Законы экологии…………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………….…17

Работа состоит из  1 файл

Экология как наука 2.docx

— 42.58 Кб (Скачать документ)

Свою обобщенную классификацию  экологических законов представил известный советский ученый Н.Ф.Реймерс. Им даны следующие формулировки:

  • закон социально-экологического равновесия (необходимости сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным);
  • принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений);
  • правило социально-экологического замещения (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей);
  • закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота эволюционного движения вспять, от сложных форм к более простым);
  • закон ноосферы В.И.Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу – геосферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человек–природа).

Соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются только те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и окружающей среды. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохранения дикой природы, сохранения цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнерства, любви и уважения к будущим поколениям. Все это составляющие нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ни один организм в природе не существует вне экосистем. И проявляется это в первую очередь в наличии огромного количества взаимосвязей данного организма с другими организмами и с абиотическими факторами. Эти связи – основное условие жизни организмов и их сообществ. Через эти связи реализуются механизмы круговорота биогенных веществ, механизмы передачи энергии, механизмы устойчивости экосистем. Эти связи настолько отточены ходом эволюционного процесса, что нарушение хотя бы одной из них может повлечь за собой цепь необратимых последствий вплоть до гибели экосистемы, точнее, вплоть до коренной перестройки ее структуры или замене другой экосистемой, как правило, более бедной. Это обязательно должен помнить человек, вмешиваясь в природу своей производственной деятельностью.

Экологическое мышление становится необходимым  для решения самых насущных задач  нашей жизни. В связи с этим современная экология далеко вышла за рамки чисто академической учебной дисциплины. Необходимость экологического и природоохранительного обучения и воспитания подрастающего поколения очевидна. В международной сфере работают специальные комиссии ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие организации, задачей которых является пропаганда и внедрение экологических подходов в разные сферы практической деятельности человека. Основная цель международных усилий – предотвратить грозящий человечеству экологический кризис и, используя экологические законы, обеспечить дальнейшее развитие и благополучие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. Пособие для учителей. – М.: Агар, 1998. – 424с.

2. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е. Экология: Учеб. Для вузов. – 2-е изд. - М.: Дрофа, 2003. – 624с.

3. Христофорова Н.К. Основы экологии. Владивосток: Дальнаука, 1999.

4. Шилов И. А. Экология. М.: Высшая школа, 1997.

5. Экологический портал http://www.bioecolog.ru/publ/12-1-0-186

6. http://www.ecology-portal.ru/publ/4-1-0-120

7. http://www.sbio.info/page.php?id=10814

 


Информация о работе Экология как наука