Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:00, реферат

Описание

Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые
последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и
всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой
анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная
задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей
оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Содержание

Введение. 3
Определение экологического мониторинга.. 4
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
Классификация экологического мониторинга.. 6
Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС 7
Государственный экологический мониторинг.. 9
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ 12
“Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
Заключение. 15
Список литературы... 16

Работа состоит из  1 файл

Мониторинг реферат.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

    

"Белые  пятна" на карте  государственного  экологического мониторинга

 

Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга  в Российской

Федерации входит в обязанности различных государственных служб. Это приводит

к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в

отношении распределения  обязанностей госслужб и доступности  сведений об

источниках воздействия, о состоянии окружающей среды  и природных ресурсов.

Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств и ведомств, их

слияния и разделения.

На региональном уровне экологический мониторинг и/или  контроль обычно

вменяется в обязанность:

    

  • Комитету по экологии      (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами
  • действующих предприятий).  
  • Комитету по гидрометеорологии и
  • мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).  
  • Санитарно-эпидемиологической      службе Минздрава (состояние рабочих,
  • селитебных и рекреационных зон,      качество питьевой воды и продуктов
  • питания).  
  • Министерству природных ресурсов      (прежде всего,
  • геологические и гидрогеологические наблюдения).  
  • Предприятиям,
  • осуществляющим      выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль
  • за собственными     выбросами и сбросами).  
  • Различным ведомственным
  • структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго,
  • предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

 

Для того, чтобы  эффективно использовать сведения, уже  полученные

государственными  службами, важно точно знать функции каждого из них в области

экологического  мониторинга.

В системе официального экологического мониторинга задействованы  мощные

профессиональные  силы. Нужен ли еще общественный экологический мониторинг?

Есть ли для  него место в общей системе мониторинга, существующей в Российской

Федерации?

Для того чтобы  ответить на эти вопросы, рассмотрим уровни экологического

мониторинга, принятые в России (рис. 3).

    

    

Рис.3. Уровни экологического мониторинга и  распределение

ответственности между государственными органами в РФ 

В идеальном случае система импактного мониторинга должна

накапливать и  анализировать детальную информацию о конкретных источниках

загрязнения и  их воздействии на окружающую среду. Но в сложившейся в РФ системе

сведения о деятельности предприятий и о состоянии  среды в зоне их воздействия

по большей части  усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий.

Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния загрязняющих

веществ в воздухе  и в воде, установленный с помощью  модельных расчетов, и

результаты замеров (ежеквартальных — по воде, ежегодных  или более редких — по

воздуху). Состояние  окружающей среды достаточно полно описывается лишь в

крупных городах  и промышленных зонах.

В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в

основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а  также некоторыми

ведомствами (агрохимслужба  Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.)

И, наконец, существует сеть фонового мониторинга,

осуществляемого в рамках программы MAB (Man and Biosphere

[3]).

Практически не охваченными  сетью наблюдений остаются малые города и

многочисленные  населенные пункты, подавляющее большинство  диффузных

[4] источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды,

организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени,

санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не

охватывает подавляющее  большинство малых рек. В то же время известно, что

загрязнение больших  рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной

сети их притоков и хозяйственной деятельностью  в водосборе. В условиях

сокращения общего числа постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее

время не располагает  ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной

системы мониторинга состояния малых рек.

Таким образом, на экологической карте ясно обозначены "белые пятна", где

систематические наблюдения не проводятся. Более того, в рамках сети

государственного  экологического мониторинга отсутствуют  предпосылки к их

организации в этих местах. Именно эти "белые пятна" могут (а часто и должны)

стать объектами  общественного экологического мониторинга. Практическая

ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах  в сочетании

с продуманной  схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют

эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы. Кроме того, эти

особенности общественного  мониторинга создают серьезные  предпосылки для

организации конструктивного  диалога, направленного на консолидацию усилий

всех участников.

    

“Химическая сущность” экологического мониторинга 

Изучение и контроль состояния окружающей среды включают исследование таких

природных ресурсов, как разнообразные воды, атмосферный  воздух, почвы,

совокупность этих систем с точки зрения определения в них загрязняющих

химических веществ, нарушающих сложившееся экологическое  равновесие в

природе. Здесь  четко просматривается химическая сущность обсуждаемой

проблемы: с этой точки зрения можно говорить и  о химическом мониторинге. Без

химического анализа здесь не обойтись. Поэтому в экологическом мониторинге

активно используют различные химические, физико-химические, физические и

биологические методы анализа. Речь идет о неком глобальном химико-

аналитическом исследовании с помощью различных методов аналитической химии -

науки о методах  анализа.

Результаты аналитических  определений и измерений рассматривают  уже в рамках

экологического  мониторинга. Это дает информацию о  загрязнении биосферы

различными несвойственными  природе загрязняющими веществами, которые

собирательно называют ксенобиотиками. Данные экологического мониторинга

используют для  всестороннего анализа состояния  окружающей среды и определения

стратегии управления им, для регулирования ее качества, для определения так

называемых допустимых экологических нагрузок на природные системы. Степень

ответственности здесь очень велика, поскольку  указанные факторы, и в первую

очередь химические, способны вызвать геофизические  и геохимические изменения:

возможное изменение  климата, закисление природных вод  кислотными дождями,

загрязнение Мирового океана и нарушение баланса углекислоты  в нем, нарушение

озонового слоя. Можно  определить различие между науками, вплотную

занимающимися экологическими проблемами. Так, экология - наука о

закономерностях взаимосвязей и взаимодействия организмов и их систем друг с

другом и со средой обитания. Экологическая химия  изучает процессы,

определяющие химический состав и свойства объектов окружающей среды.

Химическую экологию интересует химическое взаимодействие между живой и

неживой природой.

Таким образом, основой  экологического мониторинга является совокупность

различных химических наук, каждая из которых нуждается  в результатах

химического анализа, поскольку химическое загрязнение - основной фактор

неблагоприятного  антропогенного воздействия на природу. Целью аналитической

химии становится определение концентрации загрязняющих веществ в различных

природных объектах. Ими являются природные и сточные  воды различного состава,

донные отложения, атмосферные осадки, воздух, почвы, биологические объекты.

Регулирование качества природной среды основано на определении  экологически

допустимого воздействия  на нее, когда самоочищение природы  еще способно

работать. Определенными  нормами такого щадящего воздействия  являются

установленные медиками-токсикологами предельно допустимые концентрации

загрязняющих веществ (ПДК), не вызывающие нежелательных  последствий в

природной среде . ПДК достаточно малы. Они установлены  для различных объектов

- воды (питьевая  вода, вода водоемов рыбохозяйственного  значения, сточные

воды), воздуха (среднесуточная концентрация, воздух рабочей зоны, максимально

допустимая разовая  ПДК), почв.

Перечень и количество выбрасываемых в окружающую среду  загрязняющих веществ

чрезвычайно велики, по некоторым оценкам, до 400 тыс. наименований, включая

радионуклиды. Прежде всего, наблюдению должны подлежать  вещества, выброс

которых носит  массовый характер, и, следовательно, загрязнение  ими

повсеместно. Это, например, диоксид серы, монооксид  углерода, пыль, что

характерно для  городского воздуха; нефтепродукты, поверхностно-активные

вещества для  природных вод; пестициды для  почв. Обязательно следует

контролировать  и самые токсичные вещества, отличающиеся наиболее низкими ПДК.

Это позволяет  сформировать список приоритетных загрязняющих веществ, которые

следует определять в первую очередь.

Например, большинство  нормируемых загрязняющих веществ  для воздуха имеют ПДК

в пределах 0,005-0,1 мг/м3. В них попадают пентаоксид ванадия, неорганические

соединения мышьяка (исключая мышьяковистый водород), шестивалентный хром,

некоторые органические вещества: ацетофенон, стирол и др. Для  небольшого

перечня веществ  ПДК еще меньше: металлическая  ртуть 0,0003 мг/м3, свинец и

его соединения 0,0007, карбонилникель 0,0005, бенз[а]пирен 0,000 001 мг/м3.

Основное количество нормируемых загрязняющих веществ для воды водоемов имеют

ПДК 0,1-1 мг/л. Для  многих токсичных веществ установлена  ПДК 0,001-0,003

мг/л. Это неорганические соединения селена, ртути, органические соединения -

изомерные дихлорбензолы, тиофос. Небольшое число веществ - соединения

Информация о работе Экологический мониторинг