Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:00, реферат

Описание

Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые
последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и
всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой
анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная
задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей
оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Содержание

Введение. 3
Определение экологического мониторинга.. 4
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
Классификация экологического мониторинга.. 6
Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС 7
Государственный экологический мониторинг.. 9
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ 12
“Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
Заключение. 15
Список литературы... 16

Работа состоит из  1 файл

Мониторинг реферат.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

специально разработанные  программы:

    

  • импактном (изучение сильных      воздействий в локальном масштабе — И); 
  • региональном (проявление      проблем миграции и трансформации загрязняющих
  • веществ, совместного      воздействия различных факторов, характерных для
  • экономики региона — Р);  
  • фоновом (на базе биосферных
  • заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф).

 

    

Таблица 1. Классификация  загрязняющих веществ  по

классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС 

    

Kласс Загрязняющее  вещество Среда Тип программы

(уровень  мониторинга)

1 Диоксид серы, взвешенные частицы Воздух И, Р, Ф
Радионуклиды Пища И, Р
2 Озон[1] Воздух И (тропосфера),

Ф (стратосфера)

Хлорорганические  соединения и диоксины Биота, человек И, Р
Кадмий Пища, вода, человек И
3 Нитраты, нитриты Вода, пища И
Оксиды азота Воздух И
4 Ртуть Пища, вода И, Р
Свинец Воздух, пища И
Диоксид углерода Воздух Ф
5 Оксид углерода Воздух И
Углеводороды  нефти Морская вода Р, Ф
6 Фториды Пресная вода И
7 Асбест Воздух И
Мышьяк Питьевая сода И
8 Микробиологические  загрязнения Пища И, Р
Реакционноспособные загрязнения Воздух И
 

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение

сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом  регионального

мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние

окружающей среды  в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый

мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и

биосфера", имеет  целью зафиксировать фоновое  состояние окружающей среды, что

необходимо для  дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих

первоочередному определению) загрязняющих веществ  и интегральных (отражающих

группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности

загрязняющих веществ, установленные экспертным путем  и принятые в системе

ГСМОС, приведены  в таблице1.

Определение приоритетов  при организации систем мониторинга  зависит от цели и

задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет

государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и

местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания

заслуживают атмосферный  воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность

ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические  свойства

загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности

их трансформации, частоту и величину воздействия  на человека и биоту,

возможность организации измерений и другие факторы.

Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями

[2] при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным

образом, не повторяющим  ранжирование, принятое в ГСМОС. Это  решение вполне

оправданно, так  как региональные и локальные  приоритеты тесно связаны с

экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа

общественного мониторинга  может быть связана с совершенно конкретной проблемой,

которая и будет  определять приоритеты в данном случае.

    

Государственный экологический мониторинг 

Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением

Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей в областях

экологического  мониторинга и информационного  обеспечения является обеспечение

государственных и муниципальных органов, юридических  лиц и граждан достоверной

информацией о  состоянии окружающей среды и  ее возможных неблагоприятных

изменениях.

Для этого необходимы:

    

  • развитие единой государственной      системы экологического мониторинга
  • на всей территории страны, включая      мониторинг биотических и абиотических
  • компонентов природной среды;  
  • совершенствование нормативной
  • базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной
  • власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая
  • формирование фонда информационных ресурсов;  
  • совершенствование
  • системы      показателей, создание методологии экологического мониторинга
  • Российской      Федерации, а также техническое и материальное обеспечение
  • деятельности      системы экологического мониторинга;  
  • обеспечение
  • достоверности и сопоставимости,      данных экологического мониторинга по
  • отдельным отраслям экономики и      регионам страны;  
  • совершенствование системы учета      и контроля ядерных материалов,
  • радиоактивных веществ и отходов;  
  • проведение работ по выявлению
  • зон экологического бедствия;  
  • выявление и обозначение на
  • местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому
  • загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и
  • населения;  
  • инвентаризация экологически      опасных
  • производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска      возникновения
  • чрезвычайных экологических ситуаций и путей их      предотвращения;  
  • формирование и ведение      кадастров экологически опасных объектов на
  • федеральном, региональном и      муниципальном уровнях;  
  • инвентаризация территории для      выявления и специальной охраны земель,
  • пригодных для производства      экологически чистой сельскохозяйственной
  • продукции, водных объектов со      стратегическими запасами питьевой воды,
  • природных комплексов, выполняющих      особо важные средообразующие функции и
  • обладающих особым      рекреационно-оздоровительным значением;  
  • формирование системы государственных      кадастров природных ресурсов, особо
  • охраняемых природных территорий и      территорий традиционного
  • природопользования;  
  • обеспечение открытости      информации о
  • состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;      бесплатный
  • доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной      для их
  • безопасности;  
  • информационное обеспечение      учета результатов
  • государственной экологической экспертизы всех проектов,      программ и
  • объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

 

Распределение функций  мониторинга по различным ведомствам, не связанным между

собой, приводит к  дублированию усилий, снижает эффективность  всей системы

мониторинга и  затрудняет доступ к необходимой  информации, как для граждан,

так и для государственных  организаций. Поэтому в 1993 году было принято

решение о создании Единой государственной системы  экологического мониторинга

(ЕГСЭМ), которая  должна объединить возможности и усилия многочисленных служб

для решения задач  комплексного наблюдения, оценки и  прогноза состояния среды

в Российской Федерации.

     ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

    

  • мониторинг источников      антропогенного воздействия на окружающую
  • среду;  
  • мониторинг загрязнения      абиотического компонента
  • окружающей природной среды;  
  • мониторинг биотической      компоненты
  • окружающей природной среды;  
  • социально-гигиенический
  • мониторинг;  
  • обеспечение создания и      функционирования
  • экологических информационных систем.

 

При этом распределение  функций между центральными органами федеральной

исполнительной  власти осуществляется следующим образом.

     Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности

министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга

окружающей природной  среды; организация мониторинга  источников антропогенного

воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация

мониторинга животного  и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры

(кроме лесов); обеспечение  создания и функционирования  экологических

информационных  систем; ведение с заинтересованными  министерствами и ведомствами

банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их

использовании.

     Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,

поверхностных вод  суши, морской среды, почв, околоземного космического

пространства, в  том числе комплексного фонового и космического мониторинга

состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования

ведомственных подсистем  фонового мониторинга загрязнения  окружающей природной

среды; ведение  государственного фонда данных о  загрязнении окружающей природной

среды.

     Роскомзем: мониторинг земель.

     Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и

Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая  мониторинг подземных

вод и опасных  экзогенных и эндогенных геологических  процессов; мониторинг

водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса

сточных вод.

     Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

     Рослесхоз: мониторинг лесов.

     Роскартография: осуществление топографо-геодезического и

картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных

карт и геоинформационных  систем.

     Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования

подсистем мониторинга  геологической среды, связанных  с использованием ресурсов

недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения

промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома

России).

     Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды

обитания на состоянием здоровья населения.

     Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и

источников воздействия  на нее на военных объектах; обеспечение  ЕГСЭМ средствами

и системами военной  техники двойного применения.

     Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в

районах Арктики  и Крайнего Севера.

Информация о работе Экологический мониторинг