Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:55, реферат

Описание

Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экологии.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)
 

Введение

     Природа есть объективная реальность, которая  изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический  прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно  приводят к обострению экологической  ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РК находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям пора осознать, что время нерегулируемого без лимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма. В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее. 
 

Что представляет собой  состав экологического правонарушения

     Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

     С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

     С учетом степени общественной опасности  экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

     В соответствии с общей теорией  права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

     Объектом  экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных  компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения  по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

     Субъектами  экологического правонарушения могут  быть юридические, должностные и  физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории Казахстана или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

     В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

     Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие  трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная  связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

     Субъективная  сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РК вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.

     В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может  иметь место без виновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный  источником повышенной опасности.

     Одни  экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах). 

     Ответственность за экологические  преступления

     Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими  вопросы охраны окружающей среды, являются Закон РК от 15 июля 1997г. «Об охране окружающей среды в Республике Казахстан», Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001г., Уголовный Кодекс РК от 16.07.1997г., а также некоторые Постановления Правительства РК.

     К основным органам, осуществляющим надзор за исполнением экологического законодательства, относятся:

     1. Министерство природных ресурсов  и охраны окружающей среды  РК, включая Комитет охраны окружающей  среды, Комитет лесного, рыбного  и охотничьего хозяйства, Комитет  по водным ресурсам, Комитет геологии и охраны недр.

     2. Агентство РК по чрезвычайным  ситуациям (надзор за безопасным  ведением работ в промышленности  и горный надзор).

     3. Природоохранная прокуратура.

     4. Государственная инспекция охраны  и использования недр Министерства  энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

     Охрана  окружающей среды является многоаспектным вопросом, суть которого заключена  в гармоничном взаимодействии природы  и человека, улучшении качества окружающей среды, рациональном использовании  и воспроизводстве природных ресурсов, посредством мер общественного и государственного воздействия.

     Однако  многоаспектность данного вопроса  вытекает не только из понятия «охрана  окружающей среды», а также из понятия  «окружающая среда», которое составляет совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их совокупности.

     В целях более эффективной охраны окружающей среды в Казахстане введена  разрешительная система на выбросы  и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, право размещения отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм, условий и применяемой технологии. Разрешение на загрязнение окружающей среды выдается Комитетом по охране окружающей среды.

   Разрешение  оформляется в центральном органе, в случаях когда у природопользователя  один из видов загрязнения имеет  место и превышает:

  1. выбросы загрязняющих веществ 1000 т/год (для нефтегазовой промышленности 100 т/год) или все предприятия первой и второй категорий опасности в зависимости от массы и видового состава загрязняющих веществ;
  2. сбросы загрязняющих веществ 1000 т/год;
  3. размещаемые отходы 10000 т/год (3 и 4 класса токсичности) или 1000 т/год (1 и 2 класса токсичности). Разрешение оформляется центральным органом также природопользователям, деятельность которых связана с прямым загрязнением регионов: космодрома «Байконур», Каспийского моря, трансграничных рек: Иртыш, Урал, Или, Тобол и Сырдарья.

      Во  всех остальных случаях разрешение оформляется территориальным управлением. Разрешение выдается сроком на один год, к которому также составляются приложения, где указаны виды загрязнения, их количество и концентрация ингредиентов загрязняющих веществ.

      Помимо этого, дополнительно для компаний, работающих в нефтегазовой отрасли, требуется разрешение на сжигание попутного газа.

    Из-за активного развития промышленного, сырьевого, нефтегазового и других секторов экономики актуальность темы охраны окружающей среды именно через государственный механизм становится наиболее актуальной, что отразилось в законодательстве о гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. К примеру, количество статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, составляет 66.3 А в уголовном законодательстве предусмотрено 18 статей за экологические преступления. Также в случае нарушения законодательства об охране окружающей среды взимается штраф в гражданско-правовом порядке за причиненный ущерб определенному объекту природной среды. 

    Административная  ответственность

      В соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое данным Кодексом предусмотрена ответственность.

      В частности, Кодекс РК об административных правонарушениях предусматривает такие нарушения, как:

      1.нарушение  правил проведения операций по  недропользованию, а также условий  контрактов на недропользование;

Информация о работе Экологические правонарушения