Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 05:54, реферат

Описание

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией.

Содержание

Введение
1.Понятие, виды и структура экологических правонарушений……………….3
2. Вред экологический и экономический………………………………………..6
3.Экологический риск…………………………………………………………….7
4.Возмещения вреда окружающей природной среде………………………….10
4.1 Принципы возмещения экологического вреда…………………………….11
4.2. Механизм возмещения вреда………………………………………………12
4.3.Механизм возмещения правомерного вреда природной среде…………...15
5.Негаторный иск……………………………………………………………….16
Заключение
Список литературы
ИСО 14000

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологии.docx

— 45.91 Кб (Скачать документ)

  Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений Допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, Представленные для согласования материалы, отклоняют.

   Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где, в сравнении с экологически более благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название повышенного экологического риска (Петров, 1995).

   В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны: 1) хронического загрязнения окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и           4) экологического бедствия.

   К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.

   В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым проблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

   Зоной экологического бедствия указами Президента или постановлениями Правительства России на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и Приаралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска [4].

4.Возмещения вреда окружающей природной среде

    Выплата специальным экономическим фондам денежной компенсации, которая производится добровольно либо по решению суда, арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Общий принцип этого возмещения установлен Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем, в частности, говорится: предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением экологических систем и другого экологического правонарушения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

  Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей природной среде, носят полу штрафной характер, поскольку в них включаются примерные размеры расходов на устранение негативных последствий экологического вреда(мероприятия, например, по восстановлению оздоровительных функций леса). Таксы установлены, например, для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству(утверждены постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г.) или рыбному хозяйству (постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г.). Подобного рода таксы (методики) в области охотничьего, рыбного, лесного хозяйства с учетом местных географических и климатических условий утверждаются ныне субъектами РФ.

  Суммы ущерба, взыскиваемого по решению суда, арбитражного суда по восстановлению потерь окружающей природной среды, перечисляются в экологические фонды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда экологический и экономический вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его средств и сил [5].

 

4.1 Принципы возмещения  экологического вреда

  • Обязательность причинителя возместить причиненный вред. Привлечение к уголовной или административной ответственности причинителя вреда не освобождает его от материального возмещения вреда. В эколого-правовых отношениях данный принцип реализуется по формуле «загрязнитель платит», а также существованием особого способа подсчета ущерба при помощи утвержденных такс.
  • Полное возмещение причиненного вреда (ст.933 ГК РБ), т.е. взыскание как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления.
  • Ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный по вине их работников (ст.937 ГК РБ) Названный принцип полностью распространяется и на эколого-правовые отношения, служит надежной гарантией возмещения причиненного вреда, ибо отдельные граждане - причинители вреда, работающие на предприятии, могут оказаться не платежеспособными в смысле возмещения вреда.
  • Солидарная ответственность при совместном причинении вреда (Ст.949 ГК РБ). Применение данного принципа в эколого-правовых отношениях дает возможность усилить гарантии компенсации вреда и также проследить весь механизм причинения вреда, проектировщики, изыскатели, эксперты и т.д. Суд, хозяйственный суд решает вопрос о возмещении вреда обязан определить степень вины каждого субъекта правонарушения и принять меры к его взысканию.
  • Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда (ст. 934 ГК РБ). Признание за промышленными предприятиями статуса источника повышенной опасности дает право судам взыскивать причиненный вред, несмотря на наличие «объективны причин», на которые обычно ссылаются ответчики (отсутствие средств, вина проектировщика, завода изготовителя, плохой работы сооружений) [6].

 

 

 

 

4.2. Механизм возмещения  вреда

  Законодательством предусмотрен  судебный и внесудебный порядок  возмещения экологического вреда,  причинённого здоровью и имуществу  человека:

1. Внесудебный порядок  реализуете рядом способов:

• добровольное возмещение. Данный способ возмещения вреда на практике встречается редко.

• посредством страхования  риска причинения экологического вреда. В тех случаях, когда вред причинён объектами окружающей среды, нельзя ставить вопрос об ответственности  и обязанности возместить вред. В  таком случае возможно заключение договора личного или имущественного страхования. По которому, в страховое возмещение включено: компенсация вреда, причинённого жизни и здоровью людей, и стоимость  утраченного (повреждённого имущества).

• административный порядок. Он применяется, как правило, при  авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической  защиты пострадавшего населения. Граждане, которые проживают в районах, признанных в установленном порядке  неблагополучными в экологическом  отношении, пользуются определенными  льготами: бесплатное медицинское обследование, санаторно-курортное лечение, обеспечение  на льготных условиях лекарственными и медицинскими средствами, получение  пособий. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать  оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

2. Судебный порядок. Реализуется,  как правило, через исковое  производство по делам о возмещении  вреда здоровью и имуществу  граждан, причинённого загрязнением  или другими негативными последствиями  антропогенной деятельности. В порядке  искового производства возмещается  вред, который носит эпизодический  характер. Такой порядок не приспособлен  для случаев массового возмещения  вреда здоровью. Для этого предусмотрен  административный порядок.

   Ст. 101 Закона «Об  охране окружающей среды» предусматривает  добровольный и судебный порядок  возмещения вреда природной среде.

  Добровольное исполнение  обязанностей не является юридической  ответственностью. Юридическая ответственность  наступает лишь тогда, когда  применяется государственное принуждение.  Поэтому добровольное возмещение  убытков, равно как и возврат  в добровольном порядке продукции  природной среды (или уплата  ее стоимости в случае невозможности  возврата) как неосновательно приобретенной,  не является ответственностью.

 ГК предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Однако реальное возмещение в натуре допустимо не во всех случаях. Так применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли; при восстановление лесных массивов - посредством новых посадок древесных культур. Применение реального возмещения вреда возможно, если:

  • восстановление объективно возможно
  • правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы.

  При невозможности  возмещения вреда в натуре  решается вопрос о денежном  возмещении. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды (ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды»). Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Методы (способы) определения  вреда, причиненного природным объектам:

• В случае, когда природный  объект уничтожен, поврежден, приведен в непригодность и восстановить его невозможно (отстреляно животное, выловлена рыба, срублено дерево и т.п.) применяется таксовый метод исчисления размера убытков. Требовать возмещения вреда вправе только специальные органы, на которые государством возложены функции охраны окружающей среды. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами.

   Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены:

- по лесному хозяйству  – за каждое уничтоженное или  повреждённое дерево или кустарник, - по объектам животного мира  и по рыбным запасам – по  отдельным видам животных

Таксы - заранее исчисленный  и зафиксированный в твердой  денежной сумме размер ущерба, причинённый  природным объектам. В состав такс включен такой компонент, как затраты на восстановление природных объектов, даже в тех случаях, когда компенсация убытков практически невозможна ввиду необратимости некоторых природных процессов.

Несмотря на наличие штрафных моментов в таксах ущерба, их нельзя отождествлять со штрафом как  мерой административного воздействия  по следующим причинам:

1. основное назначение, такс  — возмещение вреда. Ответственность  в виде такс наступает только  в случаях причинения ущерба  неправомерным использованием природных  объектов, и размер такс зависит от размера причиненного вреда. Штраф же налагается независимо от того, причинен ли правонарушителем вред, а его размер не соизмеряется с величиной вреда, если таковой причинен.

2. уплата штрафа не  освобождает от возмещения убытков,  а взыскание сумм, исчисленных  в соответствии с таксами ущерба, полностью возмещает убытки.

3. взыскание сумм ущерба  по таксам производится в судебном  порядке.

• Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

• По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют  соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком  порядке определяется ущерб, причиненный  невыполнением обязанностей по рекультивации  земель и другими правонарушениями[6].

 

   

    4.3.Механизм возмещения правомерного вреда природной среде

  Экологическое законодательство устанавливает случаи, когда предусмотрено возмещение потерь и убытков, вызванных правомерными действиями природопользователей.

1. Так, при изъятии или  временном занятии земель сельскохозяйственного  или лесохозяйственного производства  для целей, не связанных с  ведением сельского или лесного  хозяйства, предполагаемые землепользователи  или собственники должны возместить  так называемые потери сельскохозяйственного  или лесохозяйственного производства. В нем указано, что предприятия, учреждения и организации, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные угодья (лесные угодья) для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства (лесного хозяйства), а также предприятия, учреждения, организации, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением из оборота сельскохозяйственных угодий (лесных угодий) или переводом их в менее ценные угодья, до отвода земельного участка в натуре перечисляют средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства (лесохозяйственного производства), на специальный счет областного Совета депутатов. Размеры потерь определяются по нормативам возмещения потерь сельскохозяйственного производства и коэффициентам к ним. При этом учитываются месторасположение земельных участков, качество почв, интенсивность сельскохозяйственного производства, степень мелиоративного обустройства земель. Размеры потерь лесохозяйственного производства определяются по нормативам возмещения потерь лесохозяйственного производства и коэффициентам к ним, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов.

2. При изъятии земельного участка у собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора постановлением Правительства от 25 марта 1992 г. "О возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан" предусматривается их возмещение в полном объеме (включая затраты, произведенные за счет собственных средств, на улучшение качества земли за время владения и пользования земельными участками исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду). Возмещению подлежат и затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых, а также дополнительные затраты на осуществление мер защиты размещаемых в установленном порядке на площадях залегания полезных ископаемых зданий и сооружений от возможных просадок земной поверхности. Указанным постановлением утверждено Положение о порядке возмещения таких убытков. В соответствии с ним предприятия, организации, учреждения и граждане, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или же ухудшение качества ближайших земель, компенсируют убытки землевладельцам, землепользователям, в том числе арендаторам в полном объеме. Размеры таких убытков определяются оценочными комиссиями соответствующих исполнительных комитетов. Компенсация убытков осуществляется в бесспорном порядке. В случае же возникновения споров, связанных с компенсированием убытков и определением их размеров, вопросы разрешаются судом в соответствии с его компетенцией.

Информация о работе Экологические правонарушения