Государственная охрана водных объектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:53, реферат

Описание

Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения.

Содержание

1. Ведение……………………………………..2
2. Водные объекты…………………………..4
3. Нормирование в области охраны вод…..6
4. Охрана водных ресурсов……………….…7
5. Заключение…………………...…………..10
6. Список литературы……………………...11

Работа состоит из  1 файл

Содержани2.docx

— 31.49 Кб (Скачать документ)

    Содержание: 
     
     

  1. Ведение……………………………………..2
  2. Водные объекты…………………………..4
  3. Нормирование в области охраны вод…..6
  4. Охрана водных ресурсов……………….…7
  5. Заключение…………………...…………..10
  6. Список литературы……………………...11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

Первый Водный кодекс Российской Федерации был  принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял  большой прогресс российского водного  права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти  все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и  юридическая категория "воды", классификация видов водопользования  и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными  водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого  водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения  и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему  экологических правоотношений в  Российской Федерации и функционировала  исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась, то только вместе с "линией партии". Было принято  активное участие в разработке того законопроекта, и не менее активно  внедряли его положения в жизнь, опубликовались работы "Обеспечение  правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением", "Теоретические  основы права пользования водами в СССР" и другие.

Прошло 25 лет. Обстановка существенно изменилась практически  во всех сферах жизни, но особенно в  политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования  и охраны вод не только не сняты  с повестки дня, но стали еще более  актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного  законодательства в соответствие с  изменившимися условиями, а заодно и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли  законодательства. Практически это  привело к необходимости издания  нового Водного кодекса Российской Федерации.

Характеристика  новизны Водного кодекса РФ - задача самостоятельного научного исследования. Если не считать конъюнктурных нововведений, то следовало бы обратить особое внимание на такие новые положения, как  право собственности на водные объекты, более детальное урегулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового регулирования  водных отношений, узаконение практики регулирования водных отношений  по основным бассейнам поверхностных  вод с помощью бассейновых  соглашений, комплекс правил по экономическому регулированию использования, восстановления и охраны водных объектов.

В регулировании  отношений собственности на воды примечательным является осторожный подход к внедрению многообразия форм и  видов собственности. Как бы ни давила на нас эйфория рыночных отношений, воды остаются такой вещью, которая  вряд ли в большей своей части  без ущерба для страны может быть полностью обращена в частную  собственность. Законодатель в данном случае проявил больше благоразумия, чем можно было ожидать, и уважения к исторической традиции преемственности в праве, записав, что все не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц водные объекты, являются государственной собственностью. Не сказано, что исключительной государственной собственностью, но в настоящее время другой, широко распространенной и нет.

Некоторым шагом  в сторону рыночной психологии являются указания о том, что содержание права  собственности на водные объекты  определяется гражданским законодательством  и настоящим Кодексом; к водным объектам и правам пользования ими  применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских  прав, если иное не предусмотрено настоящим  Кодексом.

Разрешительный  порядок водопользования применялся и прежде. Но в действующем Кодексе  этот порядок представлен во всех деталях и сложностях. Остается только один вопрос. Не перестарались ли составители  Кодекса, не получилась ли сверхбюрократия  в процедурах приобретения права  пользования водными объектами? Эта мысль особенно давит на сознание, когда читаешь и комментируешь  статьи о сочетании лицензии и  договора.

Согласно статье 46 "права пользования водными  объектами приобретаются на основании  лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом", а  права эти возникают с момента  регистрации договора пользования  водным объектом. Лицензия, которая  тоже должна быть зарегистрирована, выдается специально уполномоченным государственным  органом управления использованием и охраной водного фонда. Договор  заключается водопользователем  с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Хотя в  статье 58 записано, что после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным, такая запись не защищает водопользователя, ибо ее несоблюдение ничего не влечет для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вода является возобновимым природным ресурсом, поскольку  ежегодно поступает в виде атмосферных  осадков. Эти осадки стекают с  водосборных бассейнов в реки и озера, образуя подземные запасы вод, которые являются главными источниками  пресной воды страны. Одно и то же вещество воды может использоваться несколько раз разными пользователями. Вода может быть использована в технологическом  процессе и потом в виде сточных  вод сброшена пользователем, а затем  может стать объектом потребления  другого водопользователя. Дефицит  водных ресурсов возникает, когда природные  явления (например, засуха) уменьшают  количество выпадаемых осадков, являющихся источником возобновления данного  природного ресурса.

Водные  объекты.

Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное  или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющего границы, объем и черты водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.

Поверхностные водные объекты подразделяются на поверхностные  водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники (ст. 9 ВК РФ).  Рассмотрим их более подробно.

Поверхностные водотоки — это поверхностные  водные объекты, воды которых находятся  в состоянии непрерывного движения. К ним относятся реки и водохранилища, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения  и комплексного использования водных ресурсов.  Поверхностными водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.

Ледниками водное законодательство признает движущееся естественное скопление льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся  на земной поверхности в течение  всего теплого времени года или  его части.

К числу водных объектов относятся также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Внутренними морскими водами являются морские воды, расположенные в сторону  берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации. Территориальным   морем   Российской  Федерации являются  прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и российским законодательством.

Как уже говорилось, кроме поверхностных водных объектов, существуют также и подземные водные объекты, которые определяются как  сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 17 ВК РФ). К ним относятся:

водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;

бассейн подземных  вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;

месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;

естественный  выход подземных вод — выход подземных 
вод на суше или под водой.

Кроме того, ВК РФ подразделяет водные объекты на внутренние  воды  и трансграничные  (пограничные)   водные объекты. Все водные объекты на территории России, за исключением территориального моря Российской Федерации, являются внутренними водами. Поверхностные и подземные водные объекты, которые  обозначают,  пересекают границу между двумя  или  более иностранными государствами или по которым пролегает Государственная граница Российской Федерации, являются трансграничными (пограничными) водными объектами.

Наряду с указанной  классификацией, водное законодательство выделяет также водные объекты общего и особого пользования. Водными  объектами общего пользования являются те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании. На таких водных объектах осуществляется общее водопользование  в порядке, установленном водным законодательством. Ограничения использования  водных объектов общего пользования  допускаются, если это прямо предусмотрено  российским законодательством.

Водные объекты, находящиеся в государственной  собственности, а также обособленные водные объекты, являющиеся муниципальной  собственностью, относятся к числу  объектов общего пользования,  если в водоохранных,  экологических или иныхинтересах российским законодательством не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как объекты общего пользования лишь при условиях регистрации данного ограничения права собственности в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются объектами, не состоящими в общем пользовании, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. Предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа объектов общего пользования.

Таким образом, предпринятая нами попытка рассмотреть  юридическое понятие «воды» позволяет  сделать несколько основных выводов, касающихся следующих проблем. Наука  «экологическое право» должна сосредоточиться  на четком определении юридического понятия «воды», опирающегося на профессиональные юридические и прикладные науки. Наряду с этим, необходимо определить соотношение водного права и  водного законодательства как комплексной отрасли российского законодательства. Кроме того, практической задачей является разработка концепции о правонарушениях и юридической ответственности за нарушение водного законодательства: здесь важно применить теоретические основы российского права и четко описать виды правонарушений в сфере водного законодательства. Каждый из видов правонарушения должен иметь критерии, позволяющие отграничивать один вид от другого.

  Нормирование в  области охраны  вод.

Водоёмы используют для водоснабжения населения, промышленности, сельского хозяйства, для разведения рыбы, перевоза грузов водным транспортом, выработки электроэнергии и отдыха. Кроме того, водоёмы служат естественными  приемниками хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

Питьевая вода должна быть безвредна для человека, иметь хорошие органолептические  свойства, которые характеризуются  интенсивностью допустимого изменения  запаха, вкуса и цвета. Концентрация химических веществ, попадающих в источники  со стоками, не должна превышать допустимых норм, установленных Министерством  здравоохранения РФ для источников централизованного водоснабжения.

Основное нормативное  требование к качеству воды в водных объектах — это соблюдение установленных  предельно допустимых концентраций (ПДК). Для водных объектов ПДК это такая концентрация вредных веществ в воде, при превышении которой вода становится непригодной для одного или нескольких видов водопользования и водопотребления. Единица измерения ПДК — мг/л или г/л.

Однако соблюдения ПДК вредных веществ недостаточно для обеспечения качества воды в  водоеме. Это обусловлено тем, что, кроме сбросов данного предприятия, вода загрязняется и от дождевых смывов берегов, от предприятий, расположенных выше данного предприятия вверх по течению. Несколько сбросов со своей ПДК попадают в водоем и значительно повышают концентрации вредных веществ в воде. Чтобы избежать такой ситуации и гарантировать качество воды в водоеме для водопользования и водопотребления, для каждого предприятия устанавливают предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

Согласно ГОСТу  предельно допустимый сброс вредного вещества — это его максимальная масса в сточных водах, поступление которой в водоем с установленным режимом не приводит к превышению ПДК этого вещества в контрольном пункте. Таким образом, ПДС устанавливается с учетом наличия вредных веществ с одинаковыми показателями вредности (например, ядохимикаты, нефтепродукты), поступающих в водоем из населенных пунктов, расположенных выше по течению.

Не все сточные  воды могут быть сброшены в водоемы. Имеются определенные ограничения для промышленных предприятий. Так, запрещается сбрасывать в водные объекты следующие виды сточных вод:

— воды, которые  могут быть использованы в системах оборотного и повторного водоснабжения (отопительные системы, охлаждающая вода резиносмесителей, вальцев и каландров, холодильников);

Информация о работе Государственная охрана водных объектов РФ