Формирование экологического воспитания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Раздел 1
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………5
1.1 Экологическая культура как предмет исследования в современной науке……5
1.2 Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста……..9
Раздел 2
Нерациональная организация условий для экологической работы в ДОУ…………………………………………
2.1 Исторический аспект проблемы формирования основ экологической культуры у дошкольников……………14
2.2 Живые объекты уголка природы для детей младшего дошкольного возраста…………………………………14
2.3 Живые объекты уголка природы в средней группе дошкольного возраста…………………………………15
2.4 Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста……………………………………16
Заключение……………………………………………………………...……19
Список литературы…………………………………………………………..20
Приложение ………………………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Принципы формирования экологической культуры у дошкольников.doc

— 4.84 Мб (Скачать документ)

Данная работа была ориентирована на формирование бережного отношения к природе детей дошкольного возраста.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Мы полагаем, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с природой влияют на уровень знаний о явлениях и объектах природы родного края, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в  дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Башлакова, Л.Н., Мартынова, Л.А. Психологические занятия- тренинги в детском саду. - Мн.: «Зорны верасень», 2007. - 231 с.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- современная технология экологического образования дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3 (30). –  май, июнь. - стр. 23-27.
  3. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. - М.: Изд-во РУДН, 1998.- стр.172
  4. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 1999. – стр.174
  5. Горелов А.А. Экология - М.: Изд-во Академия, 2006. – стр.233
  6. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –стр. 80
  7. Кондратьева Н.Н. и другие «Мы». Программа экологического образования детей. - Спб.: «Детство - пресс», 2003г. – стр.240
  8. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности – Пермь: Книжный мир, 2005.
  9. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. - № 6 (55). –  авг. - С. 54-57
  10. Лыкова И. Летняя мастерская. Время развивать воображение - М.: Журнал Дошкольное воспитание, №7, стр. 79-86, 2006.
  11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М.: Изд-во Академия, 2011. – стр.112
  12. Опыт работы "Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте средствами природы родного края" http://festival.1september.ru/articles/613018/
  13. Основы экологического воспитания дошкольников. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/osnovy-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov
  14. Рянжин С.В. Экологический букварь. Для детей и взрослых. – СПб.: Печатный двор, 1994. –стр. 113
  15. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте –М.: Изд-во Академия, 2010. – стр.73-87
  16. Служба тематических словарей. Понятие – экологическая культура. http: // www glossary. ru.
  17. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М.. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду - Спб.: Изд-во ПТЛУ им. А.М. Герцена. - 2003 г. – стр.208
  18. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: Детство – пресс, 2007. – стр.160
  19. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников: Методическое пособие для педагогов. – СПб.: Детство – пресс, 2010. – стр.128
  20. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность - М.: Изд-во Академия, 2004. – стр.410
  21. Цавкаева Л.С. Проект «Зелёный детский сад». // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3 (30). –  май, июнь. – стр. 42-43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

         

 

 

          

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

                          

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

                   

 

                  

 

 

     

 

 

         

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

 

 

   

 

 

 

 


Информация о работе Формирование экологического воспитания у дошкольников