Цветовое решение производственных и жилых помещений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:16, реферат

Описание

Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.

Содержание

Введение
1. Изучение цветового воздействия
2. Информационная сущность цвета
3. Психофизиологическое воздействие цвета
4. Цветовое решение производственных помещений
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

заметным  с увеличением расстояния между цветами в круге (рис. 2). Максимальный цветовой контраст наблюдается между парой взаимно дополняющих цветов (например, между красным и зеленым). Это свойство цветов используют в отделке интерьеров; так как, при желании создать спокойный цветовой контраст применяют цвета, расположенные в цветовом круге рядом или в одной его четверти, а если хотят оформить интерьер на больших цветовых контрастах, прибегают иногда к взаимно дополнительным цветам.

     Цветовые  пятна с одинаковой цветностью могут  иметь разную яркость, т. е. одни из них могут казаться светлее или темнее других. Этот контраст относят к яркостным. Эффекты яркостного контраста используют в случае необходимости выделить в помещении детали сигнального назначения. Яркостный контраст может компенсировать такие недостатки зрения у работающих, как неполное цветовосприятие.   Использование в интерьере одновременного контраста (и цветового, и яркостного) дает возможность зрительного исправить недостатки конфигурации помещения, например удлиненное помещение будет казаться более коротким. Явление одновременного контраста проявляется тем сильнее, чем выше цветовой и яркостный контрасты, взятые вместе. Любой цвет на фоне своего дополнительного выигрывает в насыщенности, а на фоне одинакового с ним цветового тона, но более насыщенного, теряет в насыщенности. На светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне светлый цвет кажется ещё светлее. На восприятие цвета большое влияние оказывает явление так называемого последовательного цветового контраста. Если долго смотреть на какой-нибудь хроматический цвет и затем перевести взгляд на белую бумагу, то некоторое время она будет казаться слегка подцвеченной в цвет, дополнительный к ранее виденному.

 

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА 

     В проекте окраски интерьера производственного  помещения необходимо учитывать психофизиологические свойства цвета. Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации. Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. Деление это достаточно условно, так как соседние цвета одной группы спектра в свою очередь вступают в отношения "теплый – холодный". И, наконец, один и тот же цвет кажется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспринимается. Подобные ассоциации весьма устойчивы и явились поэтому основной традиционной символики цветов, известной с давних пор.

     Ассоциации  вместе с рядом зрительных иллюзий  являются причинами того, что различные  цвета по-разному участвуют в  формировании пространственных представлений человека. Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимаются различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рассматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашенный в ахроматический цвет, затем – в один хроматический и наименьшим кажется предмет, в окраске которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект "увеличивающих" и "уменьшающих" цветов. С иллюзией изменения величины предмета связана и зрительная оценка веса предметов. Светлый предмет кажется легче тёмного. Из двух предметов, окрашенных в достаточно светлые хроматические цвета, более лёгким кажется тот, который окрашен в холодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление на "тяжёлые" и "лёгкие" цвета: тёмные, малонасыщенные, теплые цвета оцениваются как тяжелые, а светлые, холодные – как легкие цвета. При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято считать желтые цвета с постепенным утяжелением через оранжевые к красным и через зелёные и синие к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжёлыми кажутся насыщенные цвета. Очень важный эффект "выступания" и "отступания" цветов основывается и на ассоциативных представлениях и на объективных закономерностях физиологической оптики. В связи с тем, что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления теряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщенного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасы щенного цвета. Сказывается и различное преломление хрусталиком глаза лучей: цветовое излучение с большой длиной волны преломляется хрусталиком под меньшим углом, чем коротковолновое излучение. Таким образом, хрусталик дифференцирует поток в зависимости от волновой характеристики и проецирует изображение в разных точках прямой, перпендикулярной к поверхности сетчатки. Чем короче волны светового потока, тем дальше расположенным от наблюдателя будут казаться предмет или плоскость, окрашенные в холодный цвет. Эффект "выступания" и "отступания" цветов зависит и от таких факторов, как размер рассматриваемого цветного пятна, его отношение к фону по степени контраста, его насыщенность и светлота. Сравнение различных угловых размеров цветного пятна показало, что влияние углового размера скорее сказывается на восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных – при противоположных показателях. Изменение насыщенности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, жёлтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как выступающие.

     Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве отступающих, то в качестве выступающих заставляет отнести зеленый цвет в особую группу пространственно нейтральных цветов. Эффект "приближения" и "удаления" сказывается четче при достаточной степени контраста образца с фоном. В группе выступающих цветов эффект сказывался сильнее в тех случаях, когда образцы были значительно светлее фона. Психологический аспект восприятия человеком цветового окружения включает такой фактор восприятия, как "цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента человека, психического склада его характера, социальных установок и национальных традиций. Из вышесказанного можно сделать вывод что, разные цвета вызывают различные рефлекторные реакции. Это связано с тем, что цвета длинноволновых и коротковолновых участков спектра возбуждают различные отделы вегетативной нервной системы. Общий характер психофизиологического воздействия различных цветов представлен в табл. 2.

Цвет Характер  ассоциаций
тёплые холодные лёгкие  тяжёлые выступающие отступающие возбуждающие угнетающие успокаивающие
Спектральные  цвета:

Красный…………..

Оранжевый……….

Желтый…………...

Желто-зеленый…..

Зеленый…………..

Зелено-голубой…..

Голубой…………..

Синий…………….

Фиолетовый……...

Пурпурный……….

Ахроматические  цвета:

Белый……………..

Светло-серый…….

Темно-серый……..

Черный……………

 
 
Х

Х

Х

Х 
 
 
 
 

Х

 
 
 
 
 
 
Х

Х

Х

Х

Х

 
 
 
 
Х

Х 

Х

Х 
 
 
 
 

Х

Х

 
 
Х 
 
 
 
 
 

Х

Х

Х 
 
 
 

Х

Х

 
 
Х

Х

Х 
 
 
 
 
 

 Х

 
 
 
 
 
 
Х

Х

Х

Х

Х

 
 
Х

Х

Х 
 
 
 
 
 

 Х

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Х 
 
 
 
 

Х

Х

 
 
 
 
 
Х

Х

Х

Х


 

     Из  охарактеризованных здесь закономерностей  и особенностей восприятия цвета  вытекают основные принципы цветового  решения внутреннего пространства промышленных зданий, которые помимо зависимости от психофизиологических факторов должно также формироваться по определенному архитектурно-композиционному замыслу, учитывающему последовательность восприятия отдельных частей интерьера во

времени. 

4. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ  ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ  ПОМЕЩЕНИЙ 

     Цветовое  решение производственных помещений  зависит от следующих основных

факторов [5]:

–– общего характера работ;

–– степени  точности работ;

–– характера  и интенсивности освещения, в  том числе спектрального состава  света,

обусловленного  типом источника или ориентацией помещения по сторонам горизонта;

–– санитарно-гигиенических  условий в помещении;

–– особенностей объемно-пространственной структуры  интерьера;

–– требований техники безопасности (сигнально-предупреждающая  и опознавательная

окраска, знаки безопасности);

–– наличия  поверхностей, не подлежащих цветовой отделке и окраске, или таких, цвет которых назначается исключительно по правилам применения функциональной окраски.   Указанные факторы, из которых важнейшими следует считать первые четыре, оказывают наибольшее влияние на цветовое решение производственных помещений, так как

они определяют цветовую гамму интерьера, количество цвета основных поверхностей

интерьера1 и цветовые контрасты между ними. Зависимость цветовой отделки основных

поверхностей интерьера производственных помещений от отмеченных четырех факторов

характеризуется следующей таблице, приведенной  в Указаниях СН 181-70.

     Естественно, что при одновременном наличии  факторов, определяющих противоречивые требования к цветовому решению интерьера, предпочтение отдается тому из них, который в данных условиях имеет наибольшее значение. При этом цвета строительных

конструкций и оборудования при работах, связанных  с высокими требованиями к цветопередаче должны быть ахроматическими.

     В зависимости от вида и характера производства, а также климатического района строительства и ориентации здания по странам света для окраски интерьера выбирают холодную или теплую гамму цветов, так как ощущение тепла или холода меняется в зависимости от того или иного цветового окружения. Рекомендуется применять теплую гамму цветов в неотапливаемых зданиях и цехах, расположенных  465.78 20в холодных районах, а также в зданиях с северной ориентацией остекленных поверхностей. Холодную гамму следует применять в цехах с избыточными тепловыделениями, а также в южных районах строительства или имеющих южную ориентацию Систему цветовой отделки интерьера следует связывать с его архитектурными формами, а распределение цветов по отдельным элементам и поверхностям интерьера дифференцировать в соответствии с их удельным весом и расположением во внутреннем пространстве. Первое дифференцирование вытекает из деления цветов в производственных помещениях в зависимости от занимаемой ими площади в интерьере на три группы – основные, вспомогательные и акцентные. Основные применяются для поверхностей большой площади (потолок, стены, крупногабаритное оборудование). Вспомогательные используются для поверхностей средней площади окраски (колонны, пол, отдельные виды оборудования). Акцентные – насыщенные цвета, применяемые для поверхностей малой площади окраски, выбираются по принципу большого контраста с основными цветами. Это цвета, используемые в функциональной окраске. В качестве цветовых акцентов могут также служить плакаты, лозунги, доски объявлений и другие элементы цеховой графики, хотя в производственных помещениях их целесообразнее решать, избегая ярких, больших по площади элементов, особенно с применением цветов, используемых в сигнально-предупреждающей окраске и знаках безопасности. В исключительных случаях в производственных помещениях, без постоянного пребывания работающих акцентные цвета могут вводиться и по композиционным соображениям. Следующее дифференцирование цветов зависит от расположения той или иной поверхности или архитектурной формы во внутреннем пространстве интерьера.

     Элементы  покрытия одноэтажных, а также потолки, и конструктивные элементы многоэтажных промышленных зданий обычно бывают затенены, так как получают свет преимущественно за счет отражения его от других поверхностей интерьера. Поэтому покрытия и потолки в производственных помещениях, а также те элементы оборудования, которые располагаются в верхней зоне интерьера, должны иметь наиболее светлую отделку. Стены и оборудование, которые наряду с обрабатываемыми деталями и материалами и их непосредственным фоном на рабочих поверхностях обычно оказываются в поле зрения работающих и составляют основной элемент их окружения, должны иметь меньшую яркость и, следовательно, в целом менее светлую, чем в верхней зоне интерьера, отделку. Наименее светлую отделку обычно имеют полы и примыкающие к ним подверженные загрязнению части стен и оборудования. Однако в ряде производств по эксплуатационным и санитарным требованиям необходимы светлые полы, способствующие в результате отражения света увеличению общей яркости интерьера и уменьшению контрастов между освещенными и затененными участками пола.

Информация о работе Цветовое решение производственных и жилых помещений