Цветовое решение жилых и производственных помещений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание

Проблема использования цвета - одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
1.Психофизиологическое воздействие цвета …………………….....5
2.Цветовое решение жилых помещений ………………………..….7
3. Цветовое решение производственных помещений……………....8
4.Функциональная окраска и знаки безопасности………………....10
Заключение……………………………………………………………..12
Список использованных источников………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

реф2.docx

— 42.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики труда

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

    По дисциплине: Охрана труда

    На тему: «Цветовое решение жилых и производственных помещений»

 

 

 

 

Студентка                     

ФМЭО, 2-й курс, ДАИ-2                                         Каспарова Е.С.

 

Проверила                                                                 Ковган И.П.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..….3

          1.Психофизиологическое  воздействие цвета …………………….....5

          2.Цветовое решение жилых помещений  ………………………..….7

          3. Цветовое решение производственных помещений……………....8

          4.Функциональная окраска и знаки безопасности………………....10

Заключение……………………………………………………………..12

Список  использованных источников………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема использования цвета - одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук.

Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется  большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности  воздействия различных цветов и  их сочетаний на настроение и работоспособность  людей.

Цвета, окружающие человека повсюду, вызывают у него те или иные эмоции: радость или грусть, бодрость, активность или, наоборот, утомление и т. д. Почти  каждый из цветов, которыми насыщена природа, необходим для человека.

Трудовая деятельность людей большинства  профессий протекает в искусственных  сооружениях, частично или полностью скрывающих от него красоту многоцветного природного окружения. «Разрушить» это сковывающее человека впечатление монотонности и создать наилучшие условия труда можно с помощью цветовой отделки интерьеров производственных помещений.

Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа. Потребность современного человека в цвете так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система".

Реакция человека на цвет имеет комплексный  характер и несколько аспектов; аспект физиологический, когда наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения; аспект психологический, признающий за цветом самостоятельную и активную роль, способность вызывать ассоциации и эмоционально окрашивать реакцию человека; аспект эстетический, исходной предпосылкой которого является признание за цветом способности гармонизовать цветовую схему интерьера.

С помощью цвета в интерьерах производственных зданий можно решать не только художественно-эстетические, но и функционально-утилитарные задачи.

Функционально-утилитарное использование  цвета имеет целью обеспечение  оптимальных условий зрительной работы и производственной среды, уменьшение опасности технологического процесса и облегчение условий эксплуатации оборудования. Для этого применяют психофизиологические оптимальные цвета, создают наилучшие яркостные соотношения в поле зрения, компенсируют неблагоприятные условия технологического процесса, климата и микроклимата, организуют оптимальные фоны обрабатываемых изделий и восприятия органов управления оборудованием, вводят сигнально- опознавательную окраску оборудования, транспорта и коммуникаций.

Художественное использование  цвета предполагает композиционное объединение элементов интерьера, положительное эмоциональное воздействие  на работающих и корректировку пространства и пропорций помещений.

В архитектурной практике создание благоприятного цветового микроклимата связано с дифференциацией цветового  решения интерьеров в зависимости  от функционального назначения внутренних помещений промышленных зданий. Большая  польза от рациональной цветовой отделки производственного интерьера подтверждается многими фактами повышения производительности труда работающих, улучшения качества продукции и сокращения производственного травматизма. Вместе с тем цветовая отделка приводит к положительным результатам лишь в случаях, когда она решается в комплексе с другими мероприятиями, способствующими созданию оптимальных условий для работы.

Задачей специалистов (архитекторов, физиологов, психологов, инженеров, гигиенистов), занимающихся разработкой цветовой окраски интерьеров, является создание в цехах оптимального цветового климата, под которым понимают художественно осмысленное, рационально подобранное с учетом психофизических требований сочетание цветов в помещении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

 

В проекте окраски интерьера  производственного помещения необходимо учитывать психофизиологические свойства цвета. Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации.

Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные. Деление это достаточно условно, так как соседние цвета  одной группы спектра в свою очередь  вступают в отношения "теплый - холодный". И, наконец, один и тот же цвет кажется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспринимается. Подобные ассоциации весьма устойчивы и явились поэтому основной традиционной символики цветов, известной с давних пор.

Ассоциации вместе с рядом зрительных иллюзий являются причинами того, что различные цвета по-разному участвуют в формировании пространственных представлений человека. Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимаются различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рассматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашенный в ахроматический цвет, затем - в один хроматический и наименьшим кажется предмет, в окраске которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект "увеличивающих" и "уменьшающих" цветов.

Очень важный эффект "выступания" и "отступания" цветов основывается и на ассоциативных представлениях и на объективных закономерностях физиологической оптики. В связи с тем, что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления теряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщенного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасыщенного цвета.

Психологический аспект восприятия человеком  цветового окружения включает такой  фактор восприятия, как "цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента человека, психического склада его характера, социальных установок и национальных традиций.

Цвета длинноволновых участков спектра - красный, оранжевый и желтый - оказывают  возбуждающее, активизирующее и стимулирующее  воздействие, создают ощущение тепла. Интенсивность эмотивного воздействие этих цветов возрастает с увеличением длины волны.

Цвета средневолновых участков спектра - желто-зеленый и зеленый - оказывают  успокаивающее воздействие; зеленый и особенно зелено-голубой цвет создают впечатление прохлады.

Цвета коротковолновых участков спектра - голубой, синий, фиолетовый - создают  впечатления прохлады, иногда могут  оказывать депрессивное воздействие; фиолетовый цвет вызывает ощущения беспокойства, раздражает.

Кроме того, установлено, что скорость возникновения зрительных ощущений от раздражителей разного цветового тона неодинакова. Это означает, что красный, оранжевый и жёлтый при всех условиях могут вызвать реакцию быстрее, чем цвета коротковолнового участка и, следовательно, их целесообразно использовать в промышленных зданиях для сигнализации об опасности, запрете каких- либо действий, а также для обозначения наиболее активных или потенциально опасных веществ. Средняя скорость возникновения реакции на зеленый и синий цвет меньше и поэтому логично применять их для информации о мероприятиях и средствах безопасности, для обозначения менее активных, нейтральных и безопасных материалов и т. п.

Из весьма кратко охарактеризованных здесь закономерностей и особенностей восприятия цвета вытекают основные принципы цветового решения внутреннего пространства промышленных зданий, которые помимо зависимости от психофизиологических факторов должно также формироваться по определенному архитектурно-композиционному замыслу, учитывающему последовательность восприятия отдельных частей интерьера во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Основным элементом цветовой композиции интерьера являются стены.

Красный цвет создает приподнятое  настроение, но вместе с тем он неспокойный. Раздражает, быстро утомляет нервную  систему, снижает трудоспособность. Под его влиянием повышается кровяное давление, ускоряется ритм дыхания. Поэтому  он не рекомендуется для жилых  помещений. Оранжевый цвет способствует хорошему настроению, создает праздничную атмосферу. Желтый отличается ясностью, свежестью, стимулирует зрение и нервную систему. Зеленый - цвет листьев и трав - настраивает на спокойный лад, склоняет к отдыху. Под его влиянием снижается кровяное давление, повышается восприимчивость слуха. Он наиболее благоприятен для человека. Голубой цвет со всеми его оттенками создает впечатление простора, глубины и прохлады. Он успокаивает нервную систему, повышает трудоспособность, больше, чем зеленый, способствует снижению тонуса мышц и кровяного давления. Этот цвет особенно благоприятен для людей с повышенной нервной возбудимостью. Фиолетовый цвет настраивает на меланхолический лад, на раздумья. Однако не столько успокаивает, сколько расслабляет психику и поэтому быстро утомляет человека.

 Понятно, что сочетание нескольких  цветов в одной композиции  вызывает более сложные чувства.  При этом на психику активнее  действуют цвета, преобладающие  в сочетании, а также насыщенные. Поэтому, подбирая цвет стен  жилого помещения при проведении  ремонта, нужно учитывать цвет  полов, обивки мебели, покрывал, ковров, штор и др. Сочетание цветов  должно быть гармоничным. Некоторые специалисты в области интерьера отдают предпочтение белому цвету стен. Действительно, белые стены - это прекрасный фон для мебели любого цвета, для ковров, картин, текстиля и других декоративных элементов. Помещения с белыми стенами - светлые, уютные и вместе с тем достаточно парадные.

На выбор цвета стен влияет ориентация комнат по сторонам света. в комнатах с южной ориентацией можно  применять более интенсивные  цвета, чем в комнатах, ориентированных  на север, где стены должны быть светлыми, чтобы дать больше отраженного света.

 В комнатах, ориентированных  на юг, наиболее желательны для  стен холодные цвета - голубой  и зеленый со всеми оттенками,  создающими впечатление прохлады. Для комнат, ориентированных на  север, рекомендуются теплые цвета  - золотистые, розово-желтые, желто-зеленые,  создающие иллюзию солнечного  света и тепла.

 Подбирая цвета для стен  помещения, нужно учитывать освещенность  комнат, потому что даже при  южной ориентации они могут  быть темными из-за маленьких  окон либо из-за того, что окна  закрыты соседним домом или  деревьями, стоящими очень близко  от них. В таких случаях чем  темнее комната, тем светлее  должны быть стены

 

3.ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Цветовое решение производственных помещений зависит от следующих основных факторов:

 

  • общего характера работ
  • степени точности работ
  • требований техники безопасности (сигнально-предупреждающая и опознавательная окраска, знаки безопасности)
  • характера и интенсивности освещения
  • особенностей объемно-пространственной структуры интерьера
  • наличия поверхностей, не подлежащих цветовой отделке

Естественно, что при одновременном  наличии факторов, определяющих противоречивые требования к цветовому решению интерьера, предпочтение отдается тому из них, который в данных условиях имеет наибольшее значение. При этом цвета строительных конструкций и оборудования при работах, связанных с высокими требованиями к цветопередаче должны быть ахроматическими.

Информация о работе Цветовое решение жилых и производственных помещений