Автомобилизация. Положительные и отрицательные стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:34, реферат

Описание

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Положительные и отрицательные стороны автомобилизации……………….4
Автомобиль как источник загрязнения окружающей среды…………………6
Заключение……………………………………………………………………...12
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экология 1.docx

— 35.72 Кб (Скачать документ)

    Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ  в городах может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух крупных городов, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.

    Шумовое загрязнение автомобильным  транспортом

    Один  из основных источников шума в городе – автомобильный транспорт, интенсивность  движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов  со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

    Уровень уличных шумов обуславливается  интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме  того, он зависит от планировочных  решений (продольный и поперечный профиль  улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и  наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень  транспортного шума в пределах до 10 дБ.

    В промышленном городе обычно высок процент  грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных  с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В  целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый  шумовой режим.

    Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия  шума находятся части кварталов  и микрорайонов, расположенных вдоль  магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых  комнатах при открытых окнах, ориентированных  на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

    Акустическая  характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобильности. Шум, производимый отдельными транспортными  экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния экипажа, качества дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень шума, как  и экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от квалификации водителя. Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ). Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя  в 2 раза превышает шум, создаваемый  им на второй скорости. Значительный шум  вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

    За  последнее время средний уровень  шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает  всё большую остроту.

    В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с  нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при  его уровне более 70 дБ.

    Ущерб, который причиняет слуху сильный  шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха  из-за шума в значительной степени  зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия  шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном  шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие  сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в  ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.

    Шум в больших городах сокращает  продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать  причиной нервного истощения, психической  угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной  и сердечно-сосудистой систем. Шум  мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

    Наиболее  чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет  и старше – 72%. Большое число жалоб  на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями  и состоянием центральной нервной  системы этой группы населения.

    Наблюдается зависимость между числом жалоб  и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее  действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению  с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более  частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим  утомлением нервной системы.

    Массовые  физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию  транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили  определённые изменения в состоянии  здоровья людей. При этом изменения  функционального состояния центральной  нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у  лиц, испытывающих шумовое воздействие  в условиях, как труда, так и  быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

    Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей  центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской  шум оказывает неблагоприятное  влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови  встречаются чаще у лиц, проживающих  в шумных районах.

    Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко  вызывает сильный испуг, особенно у  больных людей и у детей. Шум  уменьшает продолжительность и  глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается  на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения  люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.

    Отсутствие  нормального отдыха после трудового  дня приводит к тому, что естественно  развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая  болезнь.

    Для защиты людей от вредного влияния  городского шума необходима регламентация  его интенсивности, спектрального  состава, времени действия и других параметров. При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают  такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени  не вызывает изменений во всём комплексе  физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к  шуму систем организма.

    В основу гигиенически допустимых уровней  шума для населения положены фундаментальные  физиологические исследования по определению  действующих и пороговых уровней  шума. В настоящее время шумы для  условий городской застройки  нормируют в соответствии с Санитарными  нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и  на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и  правилами II.12-77 «Защита от шума». Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жильё  и общественные здания, разрабатывающих  проекты планировки и застройки  городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а  также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих  транспортные средства, технологическое  и инженерное оборудование зданий и  бытовые приборы. Эти организации  обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.

    Одним из направлений борьбы с шумом  является разработка государственных  стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические  требования по обеспечению акустического  комфорта.

    ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые  характеристики, методы их измерения  и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные  и периодические контрольные  испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для  легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Для внутреннего  шума приведены ориентировочные  значения допустимых уровней звукового  давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих  мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений  автобусов – 75-80 дБ.

    Санитарные  нормы допустимого шума обуславливают  необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям  шумового режима, как в городской  застройке, так и в зданиях  различного назначения, позволяют сохранить  здоровье и работоспособность населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Глобальная  автомобилизация кроме загрязнения  воздуха преподнесла человечеству ещё одну проблему: куда девать машины отслужившие свой срок?  Для России экологические проблемы автомобильного транспорта стали особенно актуальными  в последнее десятилетие. В 1998 г. автомобильный парк России составил уже 23,7 млн машин, в том числе 18,8 млн легковых; 4,26 млн грузовых автомобилей  и 627 тыс. автобусов и темпы роста  составляли: в 1996 г. – 5,3 %; в 1997г. – 9,2 %; в 1998г. – 5,2 %. Особенно напряженной экологическая  обстановка оказалась в Москве, где  автомобильный парк на начало 1999 г. насчитывал 2,2 млн единиц. По сравнению  с 1998 г. прирост составил 120 тыс. автомобилей  или 6 %. При суммарном годовом  объеме выбросов от стационарных и  передвижных источников загрязнения, равном 1738 тыс. т доля автотранспорта составила 1604 тыс. т или 92,3%. Это привело  к тому, что на отдельных магистралях  города в часы пик содержание вредных  веществ в воздухе превосходит  допустимые концентрации в 10 и более  раз.

     Эксплуатируемые в стране автомобили не соответствуют  современным европейским ограничениям по токсичности и выбрасывают  вредных веществ существенно  больше чем зарубежные аналоги. Существует несколько наиболее важных причин отставания России в этой сфере:

      низкая культура эксплуатации автомобилей. Количество неисправных автомобилей, находящихся в эксплуатации до сих пор весьма велико даже в Москве

     – отсутствие жестких  законодательных  требований к экологическим качествам автомобилей. С начала 90-х годов стандарты, сохранившиеся в течение 10 лет почти без изменений, начали существенно отставать от европейских норм. В отсутствие достаточно жестких требований по токсичности выбросов, потребитель не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом более дорогие автомобили, а производитель не склонен их выпускать.

     – неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автомобилей, оборудованных в соответствии с современными экологическими требованиями.

     – в отличие от европейских стран, у нас в стране до сих пор  затруднено внедрение нейтрализаторов.

     В последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Хотя введение в действие жестких экологических норм и  происходит с опозданием в 10 лет, важно  что оно началось. Так, например, в Москве благодаря проведению соответствующих  мероприятий уже наметилась некоторая  тенденция в уменьшении выброса  вредных веществ автотранспортом. Уже в 1998 г. выброс снизился на 165 тыс. т по сравнению с 1997 г. несмотря на увеличение парка автомобилей.  
 
 

    Список  литературы 

  1. В. В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В. И. Тагасов. Экологическая  безопасность автомобильного транспорта. – М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999.
  2. Аксенов И.Я. Аксенов В. И.  Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986. – 176с.
  3. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998 – 408 с.
  4. Валова В.Д. Основы экологии: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001.
  5. Проект целевой программы «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения» по Грантовому соглашению между Агентством США по охране окружающей среды и российскими партнерами. 1998-1999 г.
  6. Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире. - Аналитический ежегодник. 2000 г.

Информация о работе Автомобилизация. Положительные и отрицательные стороны