Автомобилизация. Положительные и отрицательные стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:34, реферат

Описание

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Положительные и отрицательные стороны автомобилизации……………….4
Автомобиль как источник загрязнения окружающей среды…………………6
Заключение……………………………………………………………………...12
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экология 1.docx

— 35.72 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

 

Введение………………………………………………………………………….3

Положительные и отрицательные стороны автомобилизации……………….4

Автомобиль как  источник загрязнения окружающей среды…………………6

Заключение……………………………………………………………………...12

Список литературы 
 

 

Введение

    Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном  организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения  в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой  формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.

    По  уровню автомобилизации населения  Россия занимает скромное место в  мире. Сегодня на 1000 жителей страны приходится 169 легковых автомобилей. В  США этот показатель составляет 767, в Германии – 546, в Японии – 435, во Франции – 495, в Италии – 588. Производство легковых автомобилей в России в настоящее время отстает от ведущих автомобильных государств в 4–8 раз. В то же время емкость рынка легковых и грузовых автомобилей находится на уровне 4–5 процентов ВВП, более половины из которых сейчас покрывается за счет импорта. Выпускаемые отечественными производителями автомобили не конкурентоспособны. По этой причине страна ежегодно теряет от 15 до 20 млрд. долл. национального дохода, который уходит в другие страны. Уже почти два последние десятилетия Российский автопром находится в инерционном состоянии не имея конструктивной концепции противостояния мощному натиску агрессивных стратегий западных корпораций, к которым сейчас постепенно присоединяются Китай, Индия и другие государства.

    Значение  автомобильной промышленности и  перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт  в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой  экономике; автомобильная отрасль  прямым образом влияет на технический  прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Положительные и отрицательные стороны автомобилизации

    Транспорт является одним из важнейших элементов  материально—технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального  общества. Автомобильный транспорт  сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации  промышленности и серы обслуживания. Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства  или вид деятельности населения  без использования грузового, легкового  автомобиля и автобуса. Большая протяженность  автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности (Луканин В.Н.,2001). Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и  перевозки пассажиров, комфорт поездки  и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста. Протяженность  магистральных автомобильных дорог  в настоящее время составляет более 12 млн. км.

    Наряду  с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями —  отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный  парк, является практически основным источником загрязнения окружающей среды, а также – одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрацией. Экологический ущерб  от эксплуатации автотранспортных средств  обусловлен токсичными выбросами, Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается  в атмосферу более 12 миллионов  тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота  и серы, углеводородов, сажи и других.

    Во  многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов  от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь  крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере  углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире (Аксёнов И.Я., 1986).

    Ежегодно  с отработавшими газами в атмосферу  поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль – один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских  агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия  автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы  и водоёмы, страдает растительный и  животный мир.

    В то же время быстрый процесс развития автомобилизации сопровождается целым  рядом острых социальных проблем. Наблюдаемая  мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности  в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, уменьшения уровня шума, обеспечения безопасности движения и пр. городах. В современных городах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автопарка является архиактуальной проблемой.

    Население городов все более ощущает  неудобства от постоянных конфликтов с движущимся и неподвижным транспортом , испытывает постоянный дискомфорт от загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей и, особенно, от растущих уровней транспортного  шума, от которого трудно защититься не только в дневное, но и в ночное время. Растет уличный травматизм, который  в некоторых зарубежных странах  уже приобретает характер национального  бедствия.

      Можно утверждать, что в современных  условиях проблема массовой автомобилизации  становится не только одной  из ключевых в градостроительстве, но приобретает все более заметное  народнохозяйственное, социальное  и даже общественно-политическое  значение.

      Нежелательные и весьма трудно  устраняемые последствия массовой  автомобилизации, казалось бы, хорошо  известны: загрязнение воздушного  бассейна, шум, заторы в движении  уличного транспорта, нехватка площадей  для хранения автомобилей, дорожно-транспортные  происшествия . Однако, несмотря на  растущие сложности эксплуатации, хранения и обслуживания автомобилей,  заметное обострение проблем  рационального расходования все  более дефицитных топливо-энергетических  ресурсов и охраны окружающей  человека городской среды в  ряде промышленных стран, производство  легковых и грузовых автомобилей  не только в начале нашего  века, но и в последнее десятилетие  продолжало возрастать. Приведем  ряд характерных примеров по  отдельным странам.

      Во Франции в 1900 г. насчитывалось  всего 2,9 тыс. автомобилей. Через  13 лет, к 1913 г. их количество  достигло 90 тыс. шт., в 1970 г. —  14,4 млн., а в 1984 г. - 20,95 млн. легковых  автомобилей. В Англии в 1905 г. насчитывалось 15,9 тыс. легковых  автомобилей. К 1925 г. их количество  достигло 590 тыс., в 1970 г. - 11,8 млн. В  1984 г. этот парк возрос до 16,6 млн. легковых автомобилей. В  ФРГ еще в 1976 г. было зарегистрировано 18 млн. автомобилей. Уже тогда  70% западногерманских семей являлись  автовладельцами. В условиях слабо  развитого общественного транспорта  и удаленности жилых районов  с использованием автомобиля  связан образ жизни автовладельца  и всей его семьи. К этому  добавляется представление о  социальном престиже, обязательным  элементом которого признается  собственный автомобиль. К 1984 г.  общая численность парка легковых  автомобилей в ФРГ возросла  до 22,6 млн.

      Автомобильная промышленность обычно  первой ощущает спады капиталистической  экономики. Так, в результате  энергетического кризиса 1973-1974 гг. в Детройте, “автомобильной столице”  США, продажа автомобилей упала  более чем на треть, многие  заводы останавливались, более  четверти рабочих автомобильной  промышленности было уволено  и пополнило многомиллионную  армию безработных. Тем не менее,  по прогнозам журнала “Файненшел  тайме” с 1986 по 1990 г., производство  легковых автомобилей в странах Западной Европы возрастет с 8,3 до 8,9 млн., в Японии — с 7,7 до 8 млн.

      В современной зарубежной литературе  неоднократно высказывались самые  различные предположения о пределах  автомобилизации. Проф. Колин Бьюкенен  еще в середине 60-х годов высказывал  казавшиеся в то время фантастическими  предположения, что полная стабилизация  автомобильного парка в США  и Англии может наступить примерно  на уровне порядка 570 легковых  автомобилей на 1000 жителей . В  середине 80-х годов в США этот  показатель был уже достигнут.

      В начале 70-х годов были опубликованы  и относительно осторожные прогнозы  на 2000 год: США - 734 автомобиля на 1000 жителей, Англия - до 400, ФРГ - 450-500, Австрия к 2010 г. - 370. Сходные тенденции  из расчета “автомобиль на  семью” до последнего времени  распространялись практически и  на все европейские социалистические  страны.

    Автомобиль  как источник загрязнения окружающей среды

    Влияние автотранспорта на гидросферу

    Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления  в них вредных веществ (Криксунов, 1995). Загрязнение вод транспортными  отходами проявляется в изменении  физических и органолептических  свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса), увеличении содержания сульфатов, хлоридов, нитратов, токсичных  тяжелых металлов, сокращении растворенного  в воде кислорода воздуха, появлении  радиоактивных элементов. Установлено, что более 400 видов веществ, выделяемых при работе автотранспорта, могут  вызвать загрязнение вод. В случае превышения допустимой нормы хотя бы по одному из трех показателей вредности: санитарно-токсикологическому, общесанитарному  или органолептическому, вода считается  загрязненной.

    Интенсивное загрязнение гидросферы автотранспортом  происходит вследствие следующих факторов. Одним из них является отсутствие гаражей для тысяч индивидуальных автомобилей, хранящихся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Положение  усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей  личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое  обслуживание своими силами, что они  и делают, конечно, без учёта экологических  последствий. Примером могут служить  частные мойки или несанкционированные  площадки для мойки автомобилей: из-за отсутствия моечных пунктов  эту операцию зачастую выполняют  на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в  больших объёмах пользуются синтетическими моющими средствами, которые представляют определённую опасность для водоёмов.

    Ливневые  сточные воды с поверхности автомагистралей, площадок АЗС, с территории автотранспортных и авторемонтных предприятий  также являются мощным источником загрязнения  водных бассейнов в городской  местности нефтепродуктами, фенолами и легкоокисляющимися органическими веществами. Поступление со стоками тяжелых металлов и токсичных веществ резко ограничивает потребление и использование водных ресурсов.

    Для снижения загрязнения поверхностных  вод открытых водоемов необходимо создание бессточной системы водоснабжения  на участках, используемых для мытья  автомобилей, а также строительство  локальных очистных сооружений с  последующим разбавлением остаточного  количества загрязняющих веществ. Практика показала, что существующие технологические  процессы по обезвреживанию сточных  вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ. Однако они практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представляют токсические  вещества, в том числе канцерогенные, к которым относится один из наиболее токсичных - тетроэтилсвинец.

    Загрязнение атмосферы автомобильным  транспортом

    Под загрязнением понимается процесс привнесения  в воздух или образование в  нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или  наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом является автомобильный транспорт. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся  на большие расстояния, попадают с  осадками в почву, поверхностные  и подземные воды, в океаны, отравляют  окружающую среду, отрицательно сказывается  на получении растительной биомассы и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных  потоков влияет на местные климатические  условия, а через них – на режим  рек, почвенно-растительный покров и  на процесс рельефообразования. Следовательно, не смотря на то, что масса внешней  оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах  огромна. Наличие вокруг земного  шара атмосферы определяет общий  тепловой режим поверхности Земли. Современный газовый состав атмосферы  является результатом длительного  исторического развития природы  и, как известно, слагается из азота (78, 09 %), кислорода (20, 95 %), аргона (0, 93 %), углекислого  газа (0, 03 %), неона и других газов  и паров воды. Кроме того, газовый  состав содержит различные вещества, выделяемые природными и техногенными источниками, такие как пыль, имеющая  растительное, вулканическое, космическое, почвенное и техногенное происхождение; капельножидкая вода (туман); частицы  морской соли; газы, образующиеся во время лесных и степных пожаров; различные продукты растительного, животного или микробиологического  происхождения.

Информация о работе Автомобилизация. Положительные и отрицательные стороны